Проблема ценностей современных студентов (на примере студентов педагогического колледжа)

Автор: Антонова Лидия Евгеньевна
Дата публикации: 22.10.2014

Несомненно, возникает вопрос о том, что побудило нас заняться проблемой, на первый взгляд, хорошо и подробно изученной? Всех нас волнует вопрос о том, почему у наших студентов такая низкая мотивация получения педагогического образования, почему они позволяют себе пропускать учебные занятия и "имитировать" учебу, вспоминая о ней только с приближением сессионного периода? Мы знаем, что это связано с целым рядом причин: маленькая стипендия, заставляющая многих студентов совмещать учебу на дневном отделении с работой, низкий престиж профессии, не лучшая материальная обеспеченность педагогов. Еще одной из причин низкой мотивации учения студентов, является, на наш взгляд, не всегда обоснованная аргументация, с помощью которой мы пытаемся удержать студентов в стенах колледжа.

Как правило, о мотивационно-потребностной сфере своих студентов мы знаем то, насколько они заинтересованы в изучении нашего предмета и в получении итогового балла. Наши призывы студентов к учебе часто основаны на нашей собственной системе ценностей: "Важно получить качественные знания и стать достойными специалистами", - говорим мы, приписывая студентам нашу ценностную систему. Именно это создает между нами дополнительные коммуникативные барьеры, нарушает взаимопонимание. В связи с этим мы провели небольшой срез, выяснив, какова реальная система ценностей тех студентов, с которыми мы работаем. Наше мини-исследование не претендует на сверхточность и всеохватность полученных результатов, так как в нем принимали участие лишь сто студентов дневного и заочного отделения. Им были даны анонимные открытые анкеты с вопросами, направленными на выявление ценностей, наиболее важных для современного человека вообще, лежащих в основе мотивации поведения самих студентов, определяющих их жизненные цели. Интересно было также проследить, существует ли преемственность в ценностях и традициях разных поколений. Для этого все вопросы анкеты мы условно разбили на несколько групп: 1) вопросы, выявляющие ценности, актуальные для современного общества; 2) выявляющие личностные ценности студентов; 3) определяющие целевой компонент в мотивационно-потребностной сфере студентов; 4) выявляющие преемственность между ценностями и традициями студентов разных поколений.

Результаты обработки заполненных студентами анкет в чем-то были предсказуемы, но, тем не менее, показали, что мы знаем их недостаточно хорошо. За основу анализа результатов проведенного опроса мы приняли традиционно сложившуюся систему ценностей, выделяющую, в первую очередь, ценности материальные и духовные. Материальные ценности мы разделили на природные и культурные, созданные человеком, а духовные - на интеллектуальные, нравственные, социально-групповые и религиозные.

Как выяснилось, существуют заметные различия между ценностями, которые студенты считают актуальными для современного мира, и теми, которые определяют их личностную аксиологическую систему. Если в 1-вой группе на ведущее место выходят материальные ценности (их выделили 73% опрошенных студентов, из них - 77% студентов в возрасте до 21 года и 69% более старших студентов), то во второй по частотности они занимают лишь четвертое место (36% студентов: 35% и 37% студентов), а на первое выходят социально-групповые ценности (93%), такие, как семья, дружба, общение с друзьями (30%: 26% и 33%), построение карьеры (17%: 4,5% и 41%), а также возможность творческой самореализации, саморазвития (35%: 28% и 41%). Материальные ценности по второй группе вопросов выбрали 27% студентов (соответственно 22% и 30%), и они переместились на четвертое место. Но при постановке личностных целей материальные ценности выходят на второе место (36% опрошенных: 35% и 37%). Социально-групповые ценности в личностных целях по частотности занимают второе место (83%: 67% и 99% разного возраста). Перераспределяются при ответе на вопрос о жизненных целях студентов нравственно-волевые ценности: они имеют разную частотность при определении актуальных для общества ценностей (43%: 25.7% и 76,5%); личностных ценностей (35%: 26% и 44%) и личностных целей (7,5%: 12% и 3%). Интересно распределяются интеллектуальные ценности: актуальными для современного общества их считают 26,7% студентов (37,7% и 17,7%), в систему личностных ценностей они входят у 8% студентов (9% и 6,9%), а в целевой компонент мотивационной сферы - у 14,3% (19,9 и 9,5%). Среди них ценность получения образования признает только 8% всех опрошенных, а высшее образование хотят получить 13% студентов (19,7 и 5,9%). Здоровье в системе ценностей наших студентов стоит на предпоследнем, пятом месте (9% студентов: 7% и 21,7%). На последнее место попали религиозные ценности, вера - 5,3% (7,6% и 2,9%). Таким образом, личностная система ценностей студентов отличается от их жизненных целей, которые ориентированы на их представления о том, что ценится в современном обществе более всего.

Небезынтересен и образ "героя нашего времени", нарисованный нашими респондентами. Один и тот же вопрос разные студенты поняли по-разному: для одних это человек добрый и отзывчивый - 8, честный, совестливый - 7, заботливый и любящий муж и отец - 11, надежный и щедрый, гуманный, понимающий, уважающий мнение других, романтичный, патриот - 4, сила воли, бобогобоязненный; для других - себялюбивый - 7, сильный - 5, лживый и лицемерный - 4, хитрый и жадный - 2, обладающий гордыней - 2, безответственный. Тем не менее, наши студенты отмечают некоторые черты, общие для обоих "героев": ум - 11, мудрость, отсутствие страха перед преодолением сложностей - 11, образованность - 6, способность к усвоению информации - 3, здоровье - 3, вера в себя - 2, успешность во всем - 2, стрессоустойчивость, целеустремленность, понимание цены жизни, способность выдерживать современный ритм жизни, умение отдыхать, расслабляться, красота. 15 человек ответили, что "таких людей сейчас нет", двое назвали реальных людей: это В. Путин и В. Высоцкий.

Если говорить о преемственности ценностей и традиций у студентов разных поколений, то нам удалось выявить следующее. Для 28% опрошенных актуальными оказались празднование Нового года, Дня Победы. Такую популярность именно этих праздников можно объяснить вниманием к ним государства, СМИ, включенностью в эти праздники каждого опрошенного. Эти праздники знакомы, понятны, о них говорят, их любят. На второе место вышли народно-религиозные праздники: Пасха, Рождество, Масленица являются актуальными как для молодежи, так и для людей старшего поколения, их отметили 22% опрошенных. Эти праздники понимаются, в первую очередь, как народные, формулировку "религиозные праздники" использовали только 2 человека старше 21 года. Популярность этих праздников объясняется их многовековой историей, а также такой особенностью русской ментальности, как стремление к единению, пробуждаемому традициями их празднования, их символичность и зрелищность. Третье место по популярности занимают государственные праздники: 23 февраля, 8 марта. Так решили 16% опрошенных. Для 11% опрошенных не менее значимыми оказались праздники, посвященные истории города. День Матери, Алые паруса, День Св. Валентина упоминались редко.

На вопрос о том, что можно перенять у старшего поколения, 25% опрошенных ответили, что это, прежде всего, опыт ошибок и успехов; 14% считают, что наиболее ценными качествами этих людей являются выносливость, терпение, патриотизм; 9% студентов отметили среди достоинств представителей старшего поколения образованность, мудрость, жизнелюбие и оптимизм, 8% - чувство ответственности, дисциплинированность, любовь к чтению и духовным ценностям. Только один студент считает, что у старшего поколения другие ценности и перенимать их нет смысла. Интересно то, что существенных различий в выделении актуальных традиций у студентов разных возрастных групп практически нет, за исключением праздника 23 февраля, который неактуален для девушек в возрасте от 16 до 21 года, так как современные молодые люди центрированы на себе, далеки от мужественности, не хотят служить в армии.

Результаты опроса свидетельствуют о том, что преемственность между поколениями существует: 22% опрошенных предлагают оставить и развивать все существующие традиции. Очень ценно то, что среди наиболее достойных качеств людей старшего поколения студенты выделяют патриотизм, тем более что это качество не встречается в ответах на вопрос о ценностях современного человека.

Итак, при работе со студентами мы можем опираться прежде всего на социально-групповые ценности. Это возможно, так как наш колледж готовит не только специалистов в области образования, но и грамотных родителей, людей, понимающих законы общения и умеющих строить этот процесс. Такое умение необходимо любому специалисту, работающему в сфере человек - человек. К сожалению, материальная заинтересованность студентов вряд ли будет удовлетворена посредством получения педагогического образования, но, возможно, мы могли бы продумать курсы, готовящие студентов к самостоятельной финансовой деятельности? Важно не только развивать прижившиеся в колледже традиции, объединяющие студентов, создающие у них чувство гордости за колледж, страну, но и подробнее знакомить их с национальными традициями, о которых студенты знают крайне мало. Необходимо более активно привлекать их к созданию новых традиций, новых форм отражения традиций, уже существующих. Следует принимать наших студентов как органическую часть всего общества, которая постоянно сталкивается не только с проблемой выбора ценностей, традиций, целей и способов их достижений, но и с их развитием, трансформацией.