Воспитание и развитие гуманитарной культуры в процессе научно-исследовательской деятельности студентов

Автор: Дудко Елена Сергеевна
Дата публикации: 22.10.2014

Смысл слова "образование" всегда означал органичное и нераздельное единство школы как таковой, фундаментальной науки как неотъемлемой основы подготовки специалиста и гуманитарной культуры как основы духовного единства народа (1, с. 5). Именно поэтому "одной из наиболее значимых тенденций развития отечественного образования стала его гуманитаризация, что отражает ценности и ориентиры современной культуры" (3, с. 6).

Духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся, предполагающее освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации, - одно из основных направлений, заложенных в Федеральном государственном образовательном стандарте в соответствии с требованиями Закона "Об образовании" и на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Достижение целей образования осуществляется в процессе формирования ряда ключевых компетенций, среди которых выделяются общекультурные - познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

В этой связи для современного образования особую актуальность приобретает понятие культурного пространства, являющееся одним из ключевых в современной культурологии. Культурное, или когнитивное, пространство - это "определенным образом структурированная совокупность всех знаний и представлений, присущих либо конкретной языковой личности, либо тому или иному социуму" (2, с. 131). Язык как способ познания и как способ отражения и аккумуляции национальной культуры является средством формирования и развития культурной личности.

С понятием культурное пространство соотносится также предложенное американским культурологом Э. Хиршем понятие культурной грамотности, объединяющее разные элементы лексикона и тезауруса языковой личности. Об уровне культурной грамотности каждого конкретного носителя языка можно судить по владению им лексическими единицами различного типа (в частности, базовыми терминами разных областей знания), фразеологизмами, прецедентными единицами. Показателем недостаточного уровня культурной грамотности является наличие лакун (пробелов в знаниях из фундаментальных областей культуры), препятствующих адекватному пониманию воспринимаемой информации. Культурная грамотность включает понятия прежде всего гуманитарных наук: филологических, исторических, философских. Формирование культурной грамотности является важнейшим условием сохранения культурной преемственности поколений.

Развитие гуманитарной культуры студента, то есть расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, должно происходить в системе, например, в процессе научно-исследовательской деятельности. Научно-исследовательская работа студентов является важным средством повышения качества подготовки и воспитания специалистов, способных творчески применять в практической деятельности достижения науки и практики. Привлечение студентов к научной работе позволяет использовать их творческий потенциал для решения актуальных вопросов образования. Среди основных задач научно-исследовательской работы студентов можно выделить следующие: овладение студентами научным методом познания и на его основе уг­лубленное и творческое освоение учебного материала; овладение методикой и средствами самостоятельного решения научных задач; приобретение навыков работы в научных коллективах и ознакомление с методами организации научной работы; непосредственное участие в решении научных задач образования.

Одним из направлений научно-исследовательской деятельности может стать изучение культурологической компетенции студента и школьника, которое может быть основано на материалах широкого эксперимента (мониторинга, тестирования) по определению уровня культурной грамотности. Такое исследование приобретет особую значимость, если его проводить в рамках научно-социального партнерства между колледжем и университетом. Исследование культурной грамотности студентов колледжа студентами университета, обобщение и научное обоснование его результатов обеспечит расширение и углубление гуманитарного знания обеих сторон: для испытуемых - это способ выявления пробелов в культурологических знаниях, для исследователей - закрепление своих знаний и научное описание возможностей и способов заполнения культурологических лакун. Обобщение результатов исследования может проводиться на студенческих научных конференциях.

Список литературы

  1. Садовничий В. Образование как фактор национальной безопасности России // Альма матер. 1998. № 3.