Роль социального партнерства в развитии профессиональных компетенций будущих педагогов на примере специальностей "педагогика дополнительного образования", "преподавание в начальных классах"

Автор: Будько Ольга Александровна
Дата публикации: 22.10.2014

На современном этапе государство отвечает за обеспечение единого образовательного пространства в стране (цели, задачи, стандарты) и предоставление системе образования необходимых ресурсов, но вряд ли оно сможет охватить и учесть всю сложность задач и условий конкретных сообществ. Это в особенности касается наличия рабочих мест, динамики молодежных групп, безработицы, экологических и исторических обстоятельств, разницы в семейных условиях жизни детей и т.д. Эти различия привели во многих странах, в том числе и в России, к большому разнообразию отношений, форм сотрудничества в системе образования и вовлечению разнообразных организаций в жизнь образовательных учреждений. Одной из таких форм взаимодействия является социальное партнерство.

Социальное партнерство подразумевает практику совместной выработки решений и сбалансированной, разделяемой ответственности.

Следует отметить, что необходимость широкого социального партнерства в образовании предусмотрена и современными взглядами на образование. Оно рассматривается как один из ведущих социальных институтов, тесно связанный с основными сферами социума - экономикой, социальной структурой, политикой.

Современный этап повышения уровня образованности общества, качества образовательного потенциала населения России предполагает появление новых функций системы образования, формирование таких форм социального партнерства между властью, бизнесом, личностью, родителями, работодателями и образовательными учреждениями, которые способствуют развитию процессов образовательной и профессиональной подготовки кадров.

Социальное партнерство - это отношения между субъектами, ориентирующимися в совместной деятельности на сотрудничество, на обеспечение оптимальной реализации различных специфических интересов всех ее участников с целью повышения благополучия каждого региона и России в целом. В современном обществе социальное партнерство становится необходимым условием подготовки специалистов, качество которых удовлетворяло бы требованиям потребителей. С целью повышения профессиональных компетенций будущих педагогов возникла потребность в поиске путей, форм и видов сотрудничества социальных партнеров.

Социальное партнерство понимается нами как особый тип взаимодействия образовательных учреждений со всеми субъектами рынка труда, территориальными органами управления, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы выпускник должен обладать различными профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

1. определять цели и задачи, планировать уроки с учетом учебного предмета, особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся;

2. организовывать, проводить и анализировать уроки;

3. проводить внеурочные и внеклассные мероприятия, анализировать и оценивать их эффективность;

4. участвовать в исследовательской и проектной деятельности, внедрять в практику новые образовательные технологии под руководством наставников и пр.

Для успешного формирования данных компетенций используется социальное партнерство в организации и проведении производственной практики студентов. В качестве баз практики мы выбираем современные прогрессивные учреждения, внедряющие инновационную деятельность, являющиеся лидерами в образовании, к примеру, учреждения Кировского района Санкт-Петербурга: лицей № 389 "Центр экологического образования", гимназия № 397 им. Г.В. Старовойтовой (с углубленным изучением английского языка), лицей № 393, ГОУ СОШ № 501 с углубленным изучением информатики и ИКТ и т.д. Перечисленные и другие учреждения активно привлекаются к практике обучения студентов по специальности "Преподавание в начальных классах".

Практика студентов по специальности "Педагогика дополнительного образования" организуется в тесном сотрудничестве с ДДиЮТ Кировского и Красносельского районов, ГОУ СОШ № 285 Красноселького района Санкт-Петербурга, детскими домами, различными ОДОД школ, МУК Кировского района и пр., целенаправленная деятельность с которыми пропагандирует здоровый, активный образ жизни, туризм. Данные направления социального партнерства успешно формируют у студентов профессиональные компетенции, демонстрируют передовой педагогический опыт, развивают мотивационную сферу, интерес к профессии, позволяют студентам в дальнейшем решить вопрос трудоустройства.