Диалог о новом качестве (по модели обучения через развертывание сюжетных линий на основе бинарных тематических оппозиций)

Автор: Бутко Надежда Юрьевна, Дудко Елена Сергеевна
Дата публикации: 22.10.2014

Во второй четверг ноября отмечается Всемирный день качества, который рассматривается правительством РФ как возможность привлечения внимания широкой общественности к решению этой проблемы, в том числе и в системе образования [4]. "В современном мире образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества" [1], происходит "ориентация на качество образования, сущностной чертой которого являются универсальность, фундаментальность и практическая направленность" [3].

Новое качество соответствует основным факторам развития современного общества, к которым относятся:

1. Информатизация жизни общества, при котором приоритетом становится конструирование личностного знания на основе самостоятельной работы с разнообразной информацией.

2. Становление открытого общества, что обеспечивает существенное расширение среды существования человека и многочисленные пересечения индивидуальных сред.

3. Становление гражданского общества, что повышает меру свободы и, следовательно, ответственности человека в осуществлении жизнедеятельности.

4. Становление нового культурного типа личности, характеристиками которого являются активность, самостоятельность, ответственность личности.

5. Профессионализация в течение всей жизни, предполагающая самоподготовку, подготовку и переподготовку в различных сферах профессиональной деятельности.

Эти тенденции легли в основу создания новых ФГОС, одной из сущностных черт которых является ориентация на обеспечение качества образования, удовлетворяющего требованиям профессиональной деятельности, науки, культуры, образования, социальной сферы.

Дело в том, что к концу 90-х годов представленная на обсуждение общественности в России стратегия образования отражала те же цели: "качество, доступность и эффективность". Тогда еще речь не шла  о новых стандартах. Хотелось бы получить ответ на вопрос, в чем же отличие в понимании современного качества образования?

В понимании качества образования происходит смещение акцентов: если раньше низкие результаты образования можно было объяснить тем, что школьники не могут достичь хороших результатов в силу своих способностей или низкой мотивации, то теперь акцентируются проблемы создания в первую очередь педагогических условий для того, чтобы каждый ребенок нашел свой путь в образовании. Таким образом, становится очевидным изменение результативного аспекта качества образования. Качество подготовки выпускника как социальный заказ школе определяется через требования к выпускнику, а традиционная характеристика качества - уровень полученных знаний - трансформируется в иной результат образования - компетентность в различных сферах жизнедеятельности.

Обратимся к статье выдающегося математика нашего времени, академика Людвига Фадеева, "Образование - не услуга", где он оспаривает мнение о том, что школа должна давать не знания, и приводит пример, как один из министерских чиновников охарактеризовал требования к современному выпускнику: "Должен знать  английский язык, иметь водительские права, уметь получить деньги из банкомата и быть коммуникабельным...". Не приведет ли попытка изменить качество образования к таким результатам? Насколько я понимаю, образование, если мы хотим, чтобы оно было качественным, должно быть ориентировано на запросы и потребности личности. Можно ли и как сформировать эти запросы и потребности?

Конечно, при условии, что мы четко знаем эти потребности. Например, работодатели выдвигают такие требования к современному выпускнику:

  • должен гибко ориентироваться в меняющихся жизненных условиях;
  • самостоятельно критически мыслить;
  • грамотно работать с информацией;
  • быть коммуникабельным;
  • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Приведем данные исследования Пискуновой Е.В. [2]. Результаты изучения мнений учителей о приоритетах в деятельности показывают, что они за последнее десятилетие оказались практически неизменными. Кроме того, именно с точки зрения современных приоритетов в отношении результатов школьного образования главенствующее значение для подавляющего числа учителей имеет знаниевый компонент (около 70%), который дополняется такими ориентирами, как "развитие познавательных способностей" (74%) и "подготовка к поступлению в вуз" (50%) в ущерб таким показателям, как "опыт социального взаимодействия" (20%) и "опыт общественной деятельности" (26%). Интересно, что при таком акценте на знаниевый компонент школьного образования 17% учителей полагает, что современная школа все-таки дает недостаточно знаний.

Изучение мнений учащихся о первоочередных задачах школы говорит о следующем: учащиеся исходят из того, что школа должна в первую очередь готовить к самостоятельному решению различных жизненных проблем, формировать у них определенное отношение к себе, определенные личностные качества, развивать их познавательные потребности и возможности и обеспечивать подготовку к будущей трудовой деятельности. Анализ ответов родителей учащихся на тот же самый вопрос показал, что их позиции в основном совпадают с позицией учителей.

Может быть именно поэтому, исходя из позиции старшего поколения, ресурсами современного образования становятся новые знания, инновационная деятельность. Вопрос в том, как все это влияет на качество образования и как все это оценивать.

Получается, что ресурсами становятся  технологии, методы, но не педагог? Обилие методик и инновационных разработок и отсутствие настоящих учителей в школах, как в следующем отрывке из "Хозяйки гостиницы" И. Грековой:

"...Школьные годы были бурные... Неслыханным половодьем разливалась новая жизнь, размывала устои. ... Возникали, шумели и отмирали новые методы обучения... Вводилось, ограничивалось и снова вводилось самоуправление. Выкидывались парты, черные доски... Классы становились лабораториями, учителя - консультантами. Ученикам раздавали книги... и велели работать самостоятельно, коллективно. А как работать - не объясняли, им и самим это было неясно. Новые методы изобретались где-то в столицах, а сюда приходили в виде невнятных, противоречащих друг другу инструкций. Иные учителя... вовсе сбивались с толку; захлестнутые волной перемен, они плыли по течению, робко недоумевая. Однако были среди них и сильные, одаренные, которые, невзирая на методический хаос, продолжали учить и чему-то выучивали..."

Речь здесь идет о 20-х годах. Не возникает ли ощущения, что мы снова возвращаемся в тот исторический период?

Отношения между различными образовательными ресурсами должен определить учитель. Это нужно сделать так, чтобы сформировать пространство освоения предмета и понимание того, где и когда предметные знания пригодятся в жизни.

Таким образом, проектирование образовательной деятельности должно идти от педагога. Но все ли учителя готовы к изменениям в своей деятельности? По данным исследований только 2 % учителей является новаторами, 13 % готовы первыми принять и использовать новые идеи на практике, остальные являются либо консерваторами, либо скептиками[2].

Современное качество образования обеспечивает программа развития ОУ как системы, приоритетными направлениями которой являются обновление качества общего и специального образования, обеспечение инновационной научной деятельности, научно-методическое обеспечение образовательного процесса. Это все нельзя сделать мгновенно доступным для учителей.

Следует говорить о формировании нового отношения к образовательном технологиям, которые базируются на междисциплинарной основе, включающей комплексное гуманитарное и естественнонаучное знание, реализующееся через компетентностный подход.

Можно ли, осуществляя междисциплинарный подход, добиться качественных результатов и повысить качество образования?

В традиционном понимании качество образования - это прежде всего оценка процесса обучения или его результат как уровень образования. В современном понимании в качество образования включена, помимо современных образовательных технологий, оценка педагогических кадров. Соответственно  появляются новые требования к профессиональной деятельности педагогов, которые не всегда принимаются и соответственно не реализуются педагогическим сообществом. К требованиям к современному педагогу следует отнести способность проектировать и реализовать образовательный процесс, ориентированный на потребности, интересы и возможности обучающихся; конкурентоспособность, профессиональную и социальную мобильность. Именно на развитие этого ресурса необходимо делать ставку для достижения качества образования всеми обучающимися.

Нельзя не согласиться, что качество образования зависит от качества подготовки учителя. Но средний балл поступающих абитуриентов составляет 102 из максимальных 200. Можно ли из среднего ученика подготовить сильного учителя, способного выполнять все перечисленные выше запросы общества?

Здесь скорее всего следует обратиться к проблеме запросов обучающихся. Их запрос - образование, а также, по уже приведенному исследованию, творчество и самостоятельность. Не следует забывать об индивидуальном подходе. А если при этом еще удастся вовлечь в профессию...наверное, мы добьемся качественных результатов образования.

Вопросов остается много. Какова готовность педагогов к изменениям в профессиональной деятельности? Какие принципиальные изменения необходимо осуществить в подготовке учителя для современной школы? Какие пути и формы подготовки работающего учителя к изменениям в образовательном процессе целесообразно использовать сегодня?

Проблема качества образования переходит в проблему качества жизни [4]. Наверное, именно поэтому сегодня образование рассматривается с позиции его соответствия запросам и ожиданиям учащихся, родителей, общества. От того, насколько качественно образование студента, зависит качество обучения потенциальных школьников.

Список литературы

  1. Бордовский Г.А. Инновационная программа как средство достижения нового качества педагогического образования. Вестник Герценовского университета 2007 № 7
  2. Пискунова Е.В. Подготовка учителя к обеспечению современного качества образования для всех: опыт России. - СПб., 2007.
  3. Родионова Н.Ф. Современные ориентиры обновления педагогического образования и федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения. Вестник Герценовского университета 2007 № 7
  4. Салова И.Г., Ханина А.Р. От качества образования к качеству жизни.