Образ современного педагога в России и на западе

Автор: Левандина Наталья Александровна, Показий Анна Владимировна
Дата публикации: 22.10.2014

"Учитель, сколько надо любви и добра,
чтобы слушали, чтобы верили,
чтобы помнили дети тебя..."

Что представляет собой образ учителя? Трудно ответить на этот волнующий и щепетильный вопрос. Все учащиеся делят учителей на плохих и хороших, но, как показывает практика и различные опросы, для младших школьников хороший тот, кто добрый и ставит высокие отметки, и еще обязательно красив. Для старших учащихся и для студентов хороший тот, кто дает знания, кто бывает строгим и требовательным. Давая определение понятию "учитель", школьники могут сказать, что это тот, кто учит, однако, могут отвечать более вдумчиво, иногда философствуя о личности учителя и его роли в нашей жизни, приходя к выводу, что учитель сродни строителю. И действительно, именно учитель начальных классов начинает складывать "кирпичики", которые могут вырасти в чью-то прочную крепость, именно учитель начинает открывать двери в иной мир, в мир взрослых.

Многие годы считалось, что учитель - это источник знаний не только по своему предмету, учитель представлялся в роли мудрого советника, помогающего изучить многие "тонкости" жизни. В современном мире учитель - это фасилитатор, т.е. тот, кто помогает ребенку в процессе развития, облегчает "трудную работу роста" [1]

Как бы мы ни называли учителя, какие бы ему новые функции ни приписывали, он наравне с родителями всегда останется источником новых знаний.

Однако, сравнивая положение учителя в обществе сейчас и оглядываясь в прошлое на несколько десятков лет назад, мы приходим к выводу, что произошли некоторые перемены, отмечаемые как в России, так и за рубежом. Раньше учитель был уважаемым, образованным человеком, всесторонне развитой личностью, а не только специалистом в своем предмете. Опираясь на проведенный опрос [2], очевидно, что  статус учителя на современном этапе неоднозначен во многих странах мира.

В опросе освещаются такие аспекты как уважение к профессии учителя по сравнению c другими профессиями, уважение к учителю со стороны родителей и учащихся, оплата труда учителя и т.д. По показателям только в Китае учителю хорошо платят, уважают его наравне с врачами, и хотят, чтобы дети получали профессию именно в сфере образования. Интересно отметить, что большинство из опрошенных нами [3] учителей из России, Канады, Англии и Шотландии считают, что отношение общества к учителям ухудшилось, учитель воспринимается как "обслуживающий персонал", оказывающий образовательные услуги. Также сами учителя сошлись во мнении, что размер заработной платы не соответствует прилагаемым усилиям. Они полагают, что учитель с радостью будет идти на работу, если условия труда будут хорошими, отношение учеников и администрации уважительное, требования к труду разумные, времени будет хватать и на семью, и на работу. Однако молодыми преподавателями было высказано мнение, что условия труда не важны, "лишь бы платили много". Все опрошенные нами учителя недовольны государственной политикой в образовательной сфере. Они полагают, что размер заработной платы, начисляемый учителям, нуждается в пересмотре и не могут согласиться с государством, которое считает  необходимым, чтобы преподаватель  проявлял дополнительную активность, публикуя статьи, доклады, книги, проводя мастер-классы, онлайн-уроки и многие другие показательные мероприятия. Было высказано мнение, что чиновники не представляют, как работает школа изнутри и не представляют нагрузки, которая лежит на плечах педагога. Отмечалось также, что в образовании возрастает уровень бюрократии и увеличилось количество обязанностей. Респонденты из Канады, Великобритании и Шотландии в целом согласны с мнением российских учителей, подчеркивая, что правительство пытается регулировать и контролировать слишком многое, при этом, не повышая заработную плату.

Исходя из данных опроса, очевидно, что следует обратить внимание и на систему подготовки преподавателей. Молодые специалисты с опытом работы менее 10 лет и в возрасте до 30 лет, как в России, так и в англоязычных странах, ответили, что считают себя всего лишь рабочей силой и могут при желании сменить место работы или профессию.

Родители, участвующие в опросе считают, что сфера образования находится на достаточно высоком уровне. Данные опроса показали, что мнение учителей важно для родителей. Если ребенок не понял материал, то большинство опрошенных родителей склонны думать, что ребенок недостаточно усердно работал, много отвлекался, однако есть и такие, которые решат, что учитель недостаточно понятно объяснял. Это кажется удивительным,  так как исходя из данных опроса, проведенного среди учителей, сами педагоги  настроены весьма пессимистично.

Если на родительском собрании учитель особенно хвалит какого-то ученика, то большинство родителей будут считать, что ребенок действительно старался и заслуживает похвалы, однако некоторые воспримут это как стимул больше заниматься со своим собственным ребенком. Если родителей слишком часто, по их мнению, вызывают в школу, то большинство из них считает, что учитель внимательно относится к каждому ученику и хочет решить все его проблемы, однако, среди респондентов также был популярен ответ "Вы решите, что Ваш ребенок хуже остальных". Если классным руководителем будет назначен молодой педагог, то большинство родителей все-таки будут рады, так как молодой педагог будет активен и целеустремлен, однако некоторые высказывали и недоверие, ведь у молодого педагога может быть недостаточно опыта.

Вполне вероятно, что одна из причин потери уважения к учителю это то, что с наступлением века компьютерных технологий получить необходимую информацию более не представляется сложным, поэтому учитель уже не является единственным источником знаний. С техническим прогрессом многое стало доступно, в том числе и компьютерные технологии в школе. Казалось бы, это должно облегчить труд учителя, но работы, не включающей в себя само обучение, становится все больше. Времена меняются, а бумажная работа остается. Американская писательница и педагог Бел Кауфман в своем произведении "Вверх по лестнице, ведущей вниз" описывает ситуации, актуальные для нашего времени, несмотря на то, что книга была написана 50 лет назад. Главная героиня и ее коллеги постоянно получают записки, содержащие информацию о том, что им необходимо сделать, куда пойти, какие уроки отменяются, и что должен делать классный руководитель со своим классом; она жалуется, что ей некогда заняться прямыми обязанностями,  потому что  все ее время уходит на ответные письма и другую  "бумажную работу". Сейчас, в век высоких технологий,  бумажные записки превратились в нескончаемый поток электронных писем от администрации, родителей, и самих учеников, что увеличило объем текущих обязанностей, оставляя совсем мало времени для настоящей творческой и плодотворной работы.

Можно бесконечно вести беседу об учителях, составлять и описывать образ идеального учителя, но главное - это помнить, что будущее любого общества формируется именно сейчас. И несмотря на все трудности, которые переживает мир экономический, образование идет вперед благодаря учителям-энтузиастам, людям, верным своему делу. Не следует забывать, что счастливую и полноценную личность воспитает только человек, который сам счастлив, образован и гордится своей профессией.