Подготовка будущих воспитателей к работе с детьми дошкольного возраста по формированию экологического миропонимания

Автор: Куликова Вера Владимировна
Дата публикации: 22.10.2014

Человечество далеко шагнуло по пути познания, но не все тайны  окружающего нас мира уже раскрыты, поэтому нужны пытливые люди с неутолимой жаждой познания и открытий. Задача  педагога - раскрыть перед ребенком законы окружающего мира, заложить познавательное отношение к нему, показать радость собственных открытий, сформировать живой интерес ко всему происходящему в мире, желание раздвинуть границы  своего кругозора. [2]

Воспитатель детей дошкольного возраста должен соответствовать требованиям  нового социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а  сегодня - творческая  личность с  активной  познавательной позицией, с собственным логическим мышлением. Важно воспитать ребенка  отзывчивым, способным эмоционально реагировать на мир природы, решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

Выпускники колледжа должны уметь обеспечивать саморазвитие ребенка: умение ставить цель, планировать пути  и способы ее выполнения, проявлять максимум мыслительной активности, проявлять себя в качестве исследователя проблемы. [1]

В процессе изучения теории и методики экологического образования осуществляется работа по ознакомлению студентов, будущих воспитателей детей дошкольного возраста, с современными приемами проведения наблюдений  на прогулках, которые помогут развить познавательный интерес детей к природе, сформировать саморазвивающуюся личность. Составной частью прогулки является организация наблюдений в природе. Для решения этой задачи необходимо создать такие условия, чтобы ребенок не являлся пассивным объектом воздействия и продуктом  деятельности педагога, а был активным  субъектом деятельности, способным в полном объеме реализовать свой потенциал.

Например, в ходе прогулки с детьми старшей группы осенью рекомендуем предложить детям собрать букет из листьев разных деревьев и  подбросить их вверх. В процессе наблюдения за тем, как именно упали листья, дети приходят к самостоятельному выводу о том, что листья по-разному опускаются на землю. Таким образом, этот прием способствует развитию наблюдательности.

На одной из прогулок воспитатель может задать детям вопрос: "О чем думают листья, когда летят с деревьев?" Дети начинают фантазировать. Можно услышать такие ответы детей: "Как все-таки приятно лететь, можно познакомиться с листьями других деревьев и подружиться, можно увидеть много интересного, хорошо бы оказаться в луже, можно поплавать, ой, как страшно, я боюсь заблудиться"

Таким приемом воспитатель способствует развитию воображения дошкольников.

Будущие воспитатели должны помнить, что при формировании экологического миропонимания ребенка важно пробуждать его сенсорную активность, развивать все органы чувств, что усиливает восприимчивость природы. Не менее важно научиться вызывать удивление увиденным, а иногда предлагать просто сидеть, смотреть, слушать, чувствовать. Например, можно вместе с детьми на осенней прогулке вызвать восхищение красотой осенней природы. Походить по ковру из листьев с открытыми и  закрытыми глазами, прислушаться, сказать, что чувствуют. На другой день предложить нарисовать ковер из листьев.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети  захотят узнать еще больше.

Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется и воспитателю следует учить детей искать и находить новое в уже известном, увиденном. Будущий воспитатель должен помнить, что природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Например, при ответе на вопрос: "Почему  у одной березы листья уже  осыпались, а другая стоит в желто-зеленом наряде?" -  дети начинают рассуждать, высказывают свои предположения. И воспитатель не только вызывает добрые чувства к дереву, но и развивает детей умственно.

Очень важно развивать любознательность ребенка, учить задавать вопросы взрослым и сверстникам, самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, экспериментировать.[3]

Таким образом, чтобы сформировать у ребенка экологическое миропонимание, научить правильно относиться к миру природы, будущий воспитатель должен постоянно заниматься самообразованием, развивать у себя познавательный интерес к миру природы, быть примером гуманного, бережного отношения к растениям, животным, неживой природе. Кроме теоретических знаний, важно овладеть практическими навыками, в том числе и навыками разработки приемов наблюдения детей на прогулках, способствующие  развитию гармоничной личности ребенка.

Список литературы

  1. Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественнонаучных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
  2. Костюченко М.П., Окружающий мир. Волгоград: Учитель, 2013.-190 с.
  3. Кулагина И.Ю., Возрастная психология. Москва: УРАО, 2010-175 с.