Социально-психологическая адаптация младших курсов в педагогическом колледже
Автор: Каменева Людмила Анатольевна, Мещерякова Елена Николаевна
Дата публикации: 22.10.2014
Качество образовательного процесса учебного заведения определяется степенью социализации студентов в новом образовательном пространстве. В связи с этим большое значение для успешного обучения имеет начальный этап, первые дни пребывания студентов в колледже, их эмоционально-психологический комфорт при вхождении в новое образовательное пространство.
Адаптация студентов младших курсов - это активное творческое приспособление студентов нового набора к условиям, значительно отличающимся от условий школы.
Социально-психологический аспект адаптации понимается как процесс активного приспособления личности к условиям новой социальной среды в соответствии с собственными потребностями, мотивами, интересами.
Адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию [1].
Адаптация личности студента I курса к обучению - это сложный, непрерывный и многомерный процесс. О.В. Буховцева [2] выделяет следующие формы адаптации студентов первых курсов:
Взаимоотношения студентов и преподавателей;
По результатам исследования социально-психологической адаптации групп набора 2012 - 2013 учебного года мы имеем следующие результаты:
Группы | 1-5 | 1-6 | 1-12 |
Взаимоотношения в группе хорошие | 91% | 83,2% | 100% |
Взаимоотношения между студентами групп хорошие и терпимые | 84% | 83,3% | 90% |
Взаимоотношения с куратором хорошие и нормальные | 83,5% | 100% | 100% |
Взаимоотношения между студентами и преподавателями хорошие и нормальные | 91,6% | 83% | 100% |
Анкетирование групп показало, что адаптация в группах протекает позитивно, микроклимат в группах не вызывает тревог, коллективы сплотились, и ребята чувствуют себя уверенно. Студенты групп доброжелательно настроены друг к другу. Кураторы обращают должное внимание на создание добрых отношений между студентами. При необходимости обращаются за консультацией в социально-психологическую службу колледжа. Взаимоотношения студентов с кураторами вопросов не вызывают, так же как и отношения с преподавателями.
Таким образом, можно сделать вывод, что процесс адаптации студентов младших курсов прошел успешно. Считаем, что первый этап адаптации помогает студентам рассматривать себя как субъекта профессионального труда и оценивать свои собственные коммуникативные способности. На этой основе формируется образ - "Я" и самосознание субъекта профессиональной деятельности.
Список литературы
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., ЛГУ. 1988.
- Буховцева О.В. "Оптимизация процесса адаптации студентов 1 курса" Журнал "Известия" РГПУ им. А.И.Герцена, 2011.
- Тюрина Н.В. Понятие адаптации в современном мире. Журнал "Вестник АГТУ" 2007.