Роль наставника в становлении молодого педагога

Автор: Бутко Надежда Юрьевна, Филаретов Роман Александрович
Дата публикации: 22.10.2014

"Делo учителя, скрoмнoе пo нaружнoсти, -
oднo из величaйших дел в истoрии..."
К.Д. Ушинский

Современной школе необходим профессионально компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, способный к сотрудничеству, отличающийся мобильностью, динамизмом, умеющий  принимать решения, готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процесс.

Однако, как показывает анализ школьной действительности и социально-педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.

В нашем понимании наставник - это квалифицированный специалист, имеющий опыт работы в образовательном учреждении, имеющий высокий уровень профессиональной подготовки, гибкость в общении, способность и готовность делиться профессиональным опытом. Основные задачи, которые стоят перед наставником это:

  • развитие  у молодого педагога интереса к педагогической деятельности;
  • ускорение процесса профессионального становления учителя, развитие его способностей самостоятельно и качественно выполнять профессиональные задачи;
  • помощь в успешной адаптации к корпоративной культуре ОУ;
  • содействие в профессиональном развитии, карьерном росте.

Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений введения педагогической деятельности.

Однако, декларирование важности наставничества в системе становления молодого педагога на уровне различного рода положений, разработанных в ОУ, носит формальный характер и не закрепляет правовой статус  наставника.

Стремление  привлечь педагогическую общественность  к проблеме наставничества способствовало организации нескольких круглых столов под названием "Диалог педагогических поколений" при участии ИМЦ районов СПб и поддержке Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга. Данный формат мероприятий был разработан и организован Некоммерческим партнерством "Ассоциацией выпускников Некрасовского колледжа Санкт-Петербурга". В круглых столах приняли участие студенты выпускных курсов педагогического колледжа, молодые учителя (стаж работы до 5 лет), опытные учителя (стаж работы от 10 лет). Каждая группа участников имела возможность высказать свое мнение по проблеме наставничества.

Так обсуждая вопрос: "Каким категориям учителей нужен наставник? Мы получили следующие ответы:

человеческая благодарность (2%).

Таким образом, анализ результатов круглого стола позволил сделать следующие выводы:

1. Наставник нужен не только молодым специалистам, но и таким категориям педагогов, у которых был перерыв в педагогической деятельности, что в ситуации, когда в образовании преобладающее большинство женщин, очень актуально.

2. На первое место по качествам, которыми должен обладать наставник респонденты ставят не опыт работы, а психологические качества личности педагога.

3. Кроме традиционного консультирования, которое используют наставники, как форму взаимодействия с подопечным предлагаются другие интересные формы.

4. Основным мотивом к осуществлению наставничества могут стать баллы к аттестации и стимулирующие выплаты.

Список литературы

  1. Арьяева Л.В. Информционное взаимодействие в современной школе:опыт диалога.Монография. - СПб.:ИПК СПО, 2012
  2. Родионова Н.Ф. Современные ориентиры обновления педагогического образования и федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения // Вестник Герценовского университета 2007 № 7