Коммуникативная компетентность как основа профессионализма педагога ДОУ

Автор: Ищенко Ирина Анатольевна, Самоторкина Татьяна Владимировна
Дата публикации: 22.10.2014

Направленность дошкольного образования на конечный педагогический результат - развитие ребенка и обеспечение его успешности на последующих ступенях обучения - предполагает высокий уровень профессиональной компетентности воспитателей ДОУ и формирующих ее компетенций. Современные нормативные требования, определяемые системой дошкольного образования, задают перечень профессиональных компетенций, ориентированных на подготовку будущих воспитателей к работе в ДОУ. В педагогической практике ДОУ отмечается увеличение числа воспитателей, не имеющих высшего педагогического образования, чья профессиональная подготовка не в полной мере отвечает потребностям дошкольного образования. Несоответствие между профессиональными компетенциями педагога ДОУ и профессиональной деятельностью в новой образовательной ситуации преодолевается на уровне дошкольного учреждения через деятельность воспитателей в методических объединениях, в учреждениях системы повышения квалификации, а также посредством самообразования воспитателей.

Исследования последних лет показывают, что у воспитателей как начинающих, так и имеющих опыт работы по специальности наблюдается недостаточная сформированность коммуникативной компетентности, педагогических умений и механизмов понимания другого человека. Приоритетность умений педагога в области коммуникации обусловлена тем, что коммуникативная компетентность является основой профессионализма воспитателя. Пристальное внимание исследователей к коммуникативным процессам в педагогике можно объяснить тем, что это центральное звено, сущность профессии. Основным видом речевой коммуникации является говорение, высшим уровнем которого признана динамичная, спонтанная, инициативная, действенная речь. Одной из предпосылок осуществления говорения, по мнению М.А. Василика, является наличие средств выражения своих мыслей и чувств, средств выражения своего отношения и реализации речевого действия. Такими средствами являются речевое умение и составляющие его навыки [4)

Речь педагога ДОУ должна обладать такими качествами хорошей речи, как точность, логичность, чистота, выразительность, богатство, уместность, но основное требование - это правильность речи, т.е. соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями в качестве идеала, образца. Языковая норма - это центральное понятие языковой культуры, а нормативный аспект культуры речи считается одним из важнейших [1]. Педагогу необходимо знать и соблюдать  в общении основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения звуков, а также постановки ударения в словах), лексические и грамматические нормы.

К наиболее частотным нарушениям  относятся речевые ошибки, когда не соблюдаются лексические нормы, грамматические ошибки, которые возникают при нарушении морфологических, синтаксических и словообразовательных норм, а также ошибки, являющиеся следствием незнания норм орфоэпии.

Примером нарушения орфоэпической нормы являются слова опека, бытие, в которых буква е обозначает звук э: опека, а не опёка, бытие, а не бытиё; в словах конечно, что, скучно буква ч обозначает звук [ш] и следует произносить коне[ш]но, [ш]то, ску[ш]но; часто не соблюдается норма ударения в словах и их формах: занят- занято - занята; начал - начало - начала; столяр - столяры; каталог; ходатайство; сироты - сирот - сиротам; новорождённый; торты, шарфы, банты; звонит - позвоните; черпать; знамение, толика, квартал и т.д.

Соблюдение орфоэпических норм является важной частью культуры речи и показателем общей культуры человека, так как  нарушение  этих норм отвлекает от восприятия  и усвоения сказанного. В этом случае  речь  говорящего не достигает цели. Нормы  произношения отдельных звуков, сочетаний звуков и постановки ударения в словах отражены в орфоэпических словарях и в словарях трудностей русского языка.

Наблюдения за речью воспитателей ДОУ выявили  и многочисленные отступления от грамматических норм, свидетельствующие о незнании этих норм или о небрежном отношении к родному языку. Например, воспитатель, обращаясь к родителям, может произнести: "Извиняюсь, я немного задержала начало собрания". Ни в одном словаре русского языка слова "извиняюсь" нет. Педагог должен был сказать: "извините", "простите", "приношу свои извинения". В беседе с детьми молодая воспитательница произнесла: "Моё день рождения в декабре, а ваше?" В этом высказывании нарушены нормы согласования определения "мой" и определяемого слова "день". Во время завтрака помощник воспитателя предлагает детям  "вкусное сладкое кофе с молоком", но существительное "кофе" пока еще не относится к  среднему роду.  Этот вариант (средний род) дается в словаре с пометой "разговорное".

Собираясь на прогулку, дети под присмотром воспитателя часто "одевают пальто и шапки" по указанию педагога, а возвращаясь с улицы, не могут отыскать своих "туфлей", самостоятельно сложить  "теплых носок", девочки не умеют  правильно завязать свои красивые "банты", что констатирует их воспитатель. Иногда педагоги ДОУ в общении с детьми и их родителями  путают  слова "поступок" - "проступок", "виноват" - "виновен", подменяя одно другим. Можно  стать свидетелями  и такой сцены из жизни: подходя к дому, мама сообщает знакомой: "Мы с садика идем", нарушая при этом норму управления. Ребенок внимательно слушает, запоминает и, конечно, не раз повторит потом  в игре эти слова мамы. К сожалению, так может сказать детям и воспитатель.

Многие трудности в педагогической деятельности часто возникают из-за неумения воспитателей пользоваться словом как инструментом, воздействующим на ребенка. Дети, случайно становясь свидетелями разговоров взрослых, копируют их поведение, их выражения, стараются им подражать. Таким образом, вслушиваясь в речь воспитанников детского сада, можно заметить в ней интонацию не только близких ребенку людей, но и языковые особенности воспитателей.

Пожалуй, перед каждым педагогом ДОУ в той или иной ситуации не раз возникал  вопрос: "Как сказать правильно? Как не ошибиться, как выразить точнее свою мысль?". В  устной речи такие вопросы возникают значительно  реже, чем в письменной. Именно в разговоре с окружающими наиболее ярко проявляется речевая культура человека  или ее дефицит. Владеть родным языком - значит уметь связно, последовательно, полно и содержательно высказать свою мысль. Дети учатся у воспитателя многому, в том числе и правильной речи, значит,  педагог должен  постоянно совершенствовать свои речевые умения и навыки: он не должен допускать многословия, не  должен употреблять в речи слова - сорняки: "это самое", "как бы", "ну", " вот" и т.п. Воспитатель должен быть чутким к слову, постоянно обогащать свой словарный запас. Общение с детьми обязывает педагога быть более требовательным к себе, к своим высказываниям, поскольку именно профессия педагога ориентирована на владение речью во всей её полноте и значимости.

Список литературы

  1. Введенская Л.А., Черкасова М.Н.  Русский язык и культура речи: учебное пособие - Ростов н/Д.: Феникс, 2011.
  2. Основы теории коммуникации: учебник под ред. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2005.