К вопросу об оценке психолого-педагогической компетентности учителей начальных классов

Автор: Васильева Марина Сергеевна
Дата публикации: 14.05.2005

Рассматривая вопрос об оценки компетентности учителя, надо признать, что нет четко сформулированных и утвержденных параметров, по которым можно было бы судить о психолого-педагогической компетентности, - зачастую подобные оценки страдают субъективизмом. Тем не менее, если говорить об учителях начальных классов, то важным элементом их психолого-педагогической компетентности является владение способами адаптации первоклассников к школе за максимально короткий срок. Педагог должен уметь сделать процесс адаптации, как можно более комфортным для детей.

Наверное, каждый осознает, что сложности адаптации школьника к новым условиям и новой деятельности - это та высокая цена, которую "платит" личность и организм ребенка за достигнутые в будущем успехи. Во избежание излишних перегрузок необходимо произвести тщательный учет всех факторов, - как способствующих адаптации ребенка к школе, - так и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться. Несомненно, компетентный учитель знает это и стремится к выполнению специальной адаптационной программы в первый период учебы первоклассника, основываясь на психофизиологических возможностях детей. Таким образом, компетентность в сфере адаптации первоклассников заключается в умении эффективно организовать, провести и оценить курс специальных занятий.

Разумеется, ответственность за успешную адаптацию ребенка лежит не только на учителе, но, говоря по справедливости, и на всем его ближайшем окружении. Данная проблема не оставляет равнодушными также и родителей, и психологов, но в жизни получается так, что родителям - некогда, а своего психолога в школе может и не быть. Поэтому учитель, оставшись один на один с этой проблемой, начинает планировать организацию и содержание периода адаптации.

Рассмотрим общий принцип организации образовательного процесса в период адаптации.

Основные направления адаптации в школе

Педагог, заинтересованный в успешной и качественной адаптации, будет стремиться создать такую развивающую среду, которая, прежде всего, была бы направлена на:

  • сохранение здоровья детей,
  • организацию постепенного перехода от дошкольных к школьным формам организации обучения.

Эти направления педагог не может реализовать отдельно и поэтому, они предполагают организацию возрастосообразных условий их жизни и деятельности. Возрастосообразными условиями жизни детей, в условиях школы, называют построение временного и пространственного порядка, постепенное введение средств организации (и самоорганизации) деятельности детей, превращение классного пространства в пространство жизни и деятельности данного класса.

Но только лишь знания об этих направлениях недостаточно. Учитель начальных классов, только лишь фрагментарно занимающийся адаптацией, как представляется, не может быть назван компетентным в полной мере. Речь идет необходимости в разработке специальных психопрофилактических занятий тренингового типа, направленных на адаптацию первоклассников.

Для того чтобы адаптация прошла наиболее успешно, рекомендуется проводить эти занятия ежедневно с середины сентября до конца 1 четверти.

Автором статьи была разработана и проведена в течение сентября-октября 2004 года такая программа в русле работы над выпускной квалификационной работой. Данная программа, направленная на адаптацию школьников, следовала следующим ориентирам. Именно на этих основаниях и были подобраны и модифицированы игры и упражнения.

Принципы отбора содержания программы

Задания, которые вошли в структуру занятий, были направлены на:

  • снижение уровня тревожности;
  • повышение самооценки и уверенности в себе;
  • создание эмоционально комфортной обстановки в классе;
  • обучение техникам преодоления школьных страхов.

Я старалась, чтобы игры и упражнения одного занятия охватывали несколько направлений, для большей эффективности. Принцип отбора упражнений для занятий был таков - ставилась цель занятия и исходя от нее делалась выборка упражнений из книг. В занятиях упражнения чередовались по принципу - подвижные с менее активными. На первом занятии были заведены традиции для создания благоприятной атмосферы. Тренинг проводился в большинстве случаев в кругу, исключая занятия, где использованы упражнения, связанные с рисованием. Численность группы, участвовавшей в эксперементе 21человек. В целом можно отметить, что занятие прошли удачно. Дети с радостью выполняли предложенные им задания, проявляли себя очень активно, могли четко выделить ключевые моменты, и с помощью психолога делали вывод о значении этого занятия для себя.

Итак, цель адаптационной психопрофилактической тренинговой программы состояла в том, чтобы ускорить процесс адаптации и сделать его наиболее безболезненным. Задачи занятий вытекают из выше описанных ориентиров.

Теперь необходимо подойти к тому, как же педагог оценит свою работу, действительно ли он компетентен в области школьной адаптации.

Ниже представлены методики, которые, по-моему, мнению, способны оценить то, как прошел процесс адаптации.

Для того чтобы оценить эффективность процесса адаптации, необходимо провести две диагностические процедуры: одну - "на старте", а другую - по окончании проведения психопрофилактических занятий. Каждый замер включает в себя пять методик. Первую процедуру логично проводить в середине сентября. Вторая проводится в конце первой четверти. Ошибка проводить второй замер после каникул в начале второй четверти, ведь некоторым детям заново придется адаптироваться к учебе после отдыха, поэтому их результаты могут быть схожи со стартовыми.

В диагностический комплекс входят следующие методики:

  1. Методика анкетирования по Р.В. Овчаровой (включает в себя 10 вопросов, которые позволяют оценить уровень школьной мотивации ребенка).
  2. Методика "Нарисуй себя" (позволяет определить особенности эмоционально-ценостного отношения к себе).
  3. Шкала CMAS (позволяет оценить уровень тревожности ребенка).
  4. Методика ранжирования средовой адаптации по Овчаровой (можно оценить насколько хорошо проходит адаптация).
  5. Анкетирование учителя (позволяет оценить субъективное мнение о ребенке на основе внешних наблюдений).

Анализ результатов по этим методикам и покажет, насколько успешно прошли психопрофилактические занятия (см. приложение №1)

Описание диагностического этапа

Работа с методиками проходила по следующей схеме: сначала были заготовлены бланки к методикам, чтобы максимально облегчить детям восприятие тестов и анкет. Как можно заметить, методики разного уровня сложности, поэтому некоторые нужно проводить индивидуально (такие, как "шкала CMAS"), а некоторые фронтально (такие, как анкетирование по Р.В. Овчаровой).

И только после вторичной диагностики педагог может сделать объективную оценку адаптационного периода, после сравнительного анализа результатов.

Итоги исследования

Итак, подведем итоги. Психолого-педагогическая компетентность учителя начальных классов в области организации и проведения адаптационных занятий может быть оценена положительно, если:

  • если педагог умеет организовать учебный процесс в адаптационный период, учитывая психофизиологические особенности детей, особенности протекания адаптивных реакций;
  • если он может разработать и провести психопрофилактические занятия, направленные на адаптацию к обучению в школе с учетом специфики данных детей;
  • если учитель владеет методиками для оценки эффективности адаптационных мероприятий.

В статье была предложена подборка методик, направленных на оценку эффективности адаптационной программы.

Приложение № 1

Методика ранжирования признаков средовой адаптации ребенка (Р.В. Овчарова)

В этой методике ребенку предлагается отнести себя к одной из 7 групп в 3 сферах общения (семья, коллектив, сфера неформального общения). Методика проводится индивидуально, - посредством беседы психолог относит ребенка к одной из групп.

I. Семья

  1. Друг
  2. Привязан к родителям
  3. Замкнут, отгорожен
  4. Конфликтен
  5. Примыкает к одному из родных
  6. Разорваны связи с семьей
  7. Выталкивается из семьи

II. Коллектив

  1. Руководитель
  2. Авторитетный помощник
  3. Формальный помощник
  4. Имеет вредные роли
  5. Не имеет определенной роли, но авторитет
  6. Не имеет роли и поддержки в коллективе
  7. Изолирован

III. Среда неформального общения

  1. Лидер
  2. Приветствуемый
  3. Независимость в группе
  4. Примыкает к группе без проблем
  5. Вне группы, но пользуется авторитетом
  6. Примыкает к группе ценной жертв
  7. Отвергаемый

Определив позицию ребенка по уровням его средовой адаптации. Можно построить график, на котором из 3 направлений ставится точка. Для наглядности из расчета, что сфера дезадаптивного всегда захватывает смежные области, через поставленную точку проводиться окружность, примерно в одну треть радиуса. На схеме возникают 3 круга, отстоящие от центра схемы на определенном расстоянии или наслаиваются на него и друг на друга.

Методика "шкала CMAS"

Данная методика предназначена оценить уровень тревожности у ребенка.

Инструкция. Около напечатанных предложений два слова - ВЕРНО И НЕВЕРНО. Решать, верно или нет то, о чем говорится в предложении, надо будет решить. В предложениях описаны случаи, обычаи, переживания. Внимательно прочти каждое предложение и реши ВЕРНО ли оно по отношению к тебе. Если да подчеркни слово ВЕРНО, если нет - слово НЕВЕРНО.

Не разрешается давать 2 ответа на одно предложение, т.е. подчеркивать 2 слова сразу.

Вопросы опросника. верно неверно

1. Тебе трудно думать о чем-нибудь одном? верно неверно
2. Тебе неприятно если кто-нибудь наблюдает за тобой? верно неверно
3. Тебе очень хочется во всем быть лучше всех? верно неверно
4. Ты легко краснеешь? верно неверно
5. Все, кого ты знаешь, тебе нравятся? верно неверно
6. Не редко ты замечаешь, что у тебя сильно бьется сердце? верно неверно
7. Ты очень сильно стесняешься? верно неверно
8. Бывает, что тебе хочется оказаться как можно дальше отсюда? верно неверно
9. Тебе кажется, что у других получается все лучше, чем у тебя? верно неверно
10. В играх, ты любишь больше выигрывать, чем проигрывать? верно неверно
11. В глубине души ты много боишься? верно неверно
12. Ты часто чувствуешь, что другие недовольны тобой? верно неверно
13. Ты боишься оставаться дома в одиночестве? верно неверно
14. Тебе трудно решиться на что-либо? верно неверно
15. Ты нервничаешь, если тебе не удается сделать то, что тебе хочется? верно неверно
16. Часто тебя что-то мучает, а что, не можешь понять? верно неверно
17. Ты со всеми и всегда ведешь себя вежливо? верно неверно
18. Тебя беспокоит, что скажут родители? верно неверно
19. Тебя легко разозлить? верно неверно
20. Часто тебе трудно дышать? верно неверно
21. Ты всегда хорошо ведешь себя? верно неверно
22. У тебя потеют руки? верно неверно
23. В туалет тебе надо ходить чаще, чем другим детям? верно неверно
24. Другие ребята удачливее тебя? верно неверно
25. Для тебя важно, что о тебе думают другие? верно неверно
26. Часто тебе трудно глотать? верно неверно
27. Часто волнуешься из-за того, что как выясняется позже, не имело значения? верно неверно
28. Тебя легко обидеть? верно неверно
29. Тебя все время мучает, все ли ты делаешь правильно? верно неверно
30. Ты никогда не хвастаешься? верно неверно
31. Ты боишься того, что с тобой может что-то случиться? верно неверно
32. Вечером тебе трудно уснуть? верно неверно
33. Ты очень переживаешь из-за оценок? верно неверно
34. Ты никогда не опаздываешь? верно неверно
35. Часто ты чувствуешь неуверенность в себе? верно неверно
36. Ты всегда говоришь только правду? верно неверно
37. Ты чувствуешь, что тебя никто не понимает? верно неверно
38. Ты боишься, что тебе скажут: "ты все делаешь плохо"? верно неверно
39. Ты боишься темноты? верно неверно
40. Тебе трудно сосредоточиться на учебе? верно неверно
41. Иногда ты злишься? верно неверно
42. У тебя часто болит живот? верно неверно
43. Тебе бывает страшно, когда ты перед сном остаешься один в темной комнате? верно неверно
44. Ты часто делаешь то, чтобы не стоило делать? верно неверно
45. У тебя часто болит голова? верно неверно
46. Ты беспокоишься, что с твоими родителями что-то случиться? верно неверно
47. Ты никогда не выполняешь свои обещания? верно неверно
48. Ты быстро устаешь? верно неверно
49. Ты часто грубишь своим родителям и другим взрослым? верно неверно
50. Тебе не редко снятся страшные сны? верно неверно
51. Тебе кажется, что другие ребята смеются над тобой? верно неверно
52. Бывает, что ты врешь? верно неверно
53. Ты боишься, что с тобой произойдет что-нибудь плохое? верно неверно

Ключ к шкале лжи.

Номера пунктов шкалы
Ответы "верно" Ответы "неверно"
5, 12, 21, 30, 34, 36 10, 41, 47, 49, 52

Как обычно высокие баллы по шкале "лжи" (9 и более) делают достоверность ответов сомнительной.

Ответы "ВЕРНО" на пункты шкалы:

1,2,3,4,6,7,8,9,11,12,13,14,15,16,18,19,20,22,23,24,25,26,27,28,29,31,32,33,35,37,38,39,40,42,43,44,45,46,48,50,51,53 - т.е. все пункты, не вошедшие в шкалу "лжи". Полученная сумма баллов представляет собой "сырую" оценку.

Для того чтобы оценить уровень тревожности детей необходимо подсчитать баллы, а затем перевести их в "стены" и сделать вывод об уровне тревожности детей.

стены 8-9 лет  
  девочки мальчики
1. 0 0-1
2. 1-3 2-4
3. 4-7 5-7
4. 8-11 8-11
5. 12-15 12-14
6. 16-19 15-17
7. 20-22 18-20
8. 23-26 21-23
9. 27-30 24-26
10. 31 и более 27 и более

Методика "Нарисуй себя"

Данная методика позволяет определить особенности эмоционально-ценностного отношения к себе у детей младшего школьного возраста.

Инструкция. " Сейчас вы будете рисовать. Сначала нарисуете плохого мальчика/девочку. Будете рисовать 3 карандашами. Выберите эти карандаши и покажите мне, оставшиеся уберите. Найдите страницу, вверху которой написано "плохой мальчик/девочка". Начинаем рисовать".

После того, как все дети закончили рисовать, дается следующая инструкция: "А теперь отложите те карандаши, которыми вы рисовали и возьмите 3 оставшихся. Найдите страницу, где написано "хороший мальчик/девочка" и начинаем рисовать.

Инструкция, даваемая перед 3 рисунком: "на оставшемся листе, где написано "Я", нарисуйте себя всеми 6 карандашами".

Анализ рисунка.

  1. цвета, использованные в "автопортрете",
  2. размер автопортрета в соответствии с 2 другими рисунками,
  3. повторение деталей в "автопортрете" из рисунков "хорошего" и "плохого" ребенка,
  4. "разукрашивание",
  5. отсутствие частей тела на рисунке.

Методика оценки адаптации к учебной деятельности (по Р.В. Овчаровой)

Методика позволяет оценить уровень школьной мотивации. Необходимо ответить на 10 вопросов, которые оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ - 0 баллов; нейтральный - 1 балл; положительный - 3 балла)

Вопросы анкеты.

  1. Тебе нравится в школе?
  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться в школе?
  3. Если бы учитель сказал, что завтра необязательно всем ученикам приходить в школу, ты бы пришел или остался дома?
  4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-либо уроки?
  5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашнее задание?
  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни учебные предметы?
  7. Ты часто рассказываешь родителям о школе?
  8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
  9. У тебя в классе много друзей?
  10. Тебе нравятся твои одноклассники?

Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20-24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов - о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.

Беседа с учителем

Беседа с учителем с целью оценить по пятибалльной системе социальную, учебную и эмоциональную адаптации.

Список литературы

  1. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. Творческий центр М., 1999
  2. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Гном и Д М., 2000
  3. Практикум по возрастной и педагогической психологии. Под редакцией И.В. Дубровиной Академия М., 1999