Служба педагогического аудита в системе педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса

Автор: Шомшина Валентина Александровна
Дата публикации: 01.07.2011

В нашем колледже с января 2008 года действует служба педагогического аудита (СПА). Это новая доверительная форма оперативного экспертного контроля и педагогического сопровождения профессиональной деятельности педагогов. Актуальность работы службы обусловлена необходимостью повышения статуса педагога в современной ситуации, его постоянного профессионального совершенствования.

Деятельность СПА осуществляется на основе Положения, принятого Советом колледжа и утверждённого директором.

В соответствии с данным Положением целью педагогического аудита является индивидуальное сопровождение и поддержка отдельных преподавателей, имеющих разного рода проблемы.

Главными задачами службы педагогического аудита являются:

  • создание психологически комфортных условий для профессиональной деятельности педагога;
  • оказание педагогу всесторонней (педагогической, психологической, методической, правовой, социальной и др.) помощи при решении вопросов, возникающих в процессе работы;
  • привлечение педагога к решению задач образовательного процесса, реализации программы развития, проектов и т.д. на основе сотрудничества и педагогического сотворчества;
  • обеспечение объективной (с привлечением независимых экспертов) экспертизы профессиональной деятельности педагога;
  • создание условий для профессионального роста, удовлетворения информационных запросов, интересов, потребностей самого педагога.
  • индивидуальный подход в разрешении "проблемных ситуаций," возникающих в профессиональной деятельности педагога, непубличный характер решения проблем и публичный характер представления достижений;
  • создание условий для реализации педагогом его профессиональных возможностей, создание "ситуации успеха" для каждого педагога;
  • активное использование механизмов морального и материального поощрения педагогов.

Для решения поставленных задач мы определили следующие направления деятельности:

Диагностическая деятельность, позволяющая выявить проблемные зоны в деятельности преподавателей, в организации образовательного процесса.

Обучающая деятельность, дающая возможность желающим преподавателям повысить уровень своей профессиональной деятельности.

Тьюторская деятельность, предполагающая педагогическое сопровождение и оказание индивидуальной помощи в работе преподавателей по различным направлениям педагогической деятельности.

Диагностическая деятельность осуществляется в трёх направлениях:

  1. изучение и контроль преподавательской деятельности;
  2. изучение удовлетворённости студентов организацией образовательного процесса,
  3. психологическая диагностика.

Каков механизм изучения и контроля преподавательской деятельности. Первый шаг: сбор информации об удовлетворённости студентов образовательным процессом: проводится анкетирование, собеседования с активами групп. На основе этого определяются преподаватели, которые имеют низкие показатели по отдельным аспектам образовательного процесса (содержание, методика, психологический климат). Второй шаг. Определяются два-три члена аудита, которые идут на учебное занятие к данному преподавателю с целью уточнения ситуации. Они оценивают его занятие по специально созданной мониторинговой карте анализа учебного занятия. Третий шаг. Обсуждение результатов на заседании СПА. Четвёртый шаг - по необходимости. Если показатели низкие, с данным преподавателем проводится индивидуальная беседа, где его знакомят с результатами диагностики и дают рекомендации по коррекции деятельности. Также преподаватель может быть приглашён на обучающие семинары, которые проводит СПА.

Одно из условий успешности данного вида диагностической деятельности - конфидециальность. Чтобы избежать напряжённости в отношениях между преподавателями и аудитом, разговаривая с председателями предметных комиссий или администрацией колледжа, мы говорим только о тенденциях, а не конкретных результатах.

Постоянное изучение удовлетворённости студентов организацией образовательного процесса позволяет нам вовремя выявлять возникающие проблемы, направлять своё внимание на их более обстоятельное изучение и информировать учебную часть для принятия соответствующих мер по их устранению. Например, неудобное расписание, несогласованность действий преподавателя с группой и др. Иногда с просьбами к нам обращается учебная часть. В конце прошлого года туда поступила информация о том, что некоторые студенты из групп отделения начальной школы жалуются на большой объём домашних заданий. СПА было предложено изучить этот вопрос на данном отделении. Изучение проводилось в 4-х учебных группах в течение ноября месяца этого учебного года. Все данные о домашних заданиях тщательно фиксировались, также у студентов выяснялось время выполнения домашних заданий. В результате данного исследования мы установили, что для наших студентов создан щадящий режим и по объёму домашних заданий, и по времени, которое они затрачивают на их приготовление, по всем учебным предметам объём домашних работ полностью соответствует (и даже ниже) нормам САНПИНа. Так что все жалобы от студентов о перегрузе домашними заданиями безосновательны.

В рамках психологической диагностики мы изучали целый ряд преподавателей на эмоциональное выгорание. В диагностике приняли участие все желающие преподаватели, всего 59 чел. Выяснилось, что эмоционально выгоревших у нас всё-таки нет, но имеющих отдельные признаки синдрома эмоционального выгорания (СЭВ), и даже достигших второй стадии выгорания есть. Мы ознакомили обобщённо с результатами диагностики всех председателей предметных комиссий, а также преподавателей, имеющих наиболее тревожные показатели СЭВ (были проведены индивидуальные беседы). Эти преподаватели и все желающие были приглашены на тренинг по профилактике и коррекции СЭВ.

Проведение регулярного и систематического диагностирования деятельности преподавателей, а также анализ его результатов побуждает СПА взаимодействовать с другими службами колледжа: методической, психологической, что позволяет своевременно выделять и разрешать существующие проблемы. Так, по инициативе СПА методической службой было проведено рабочее совещание с председателями предметных комиссий о возможностях использования информационно-коммуникативных технологий в условиях колледжа, организованы краткосрочные курсы по ведению электронных журналов.

Обучающая деятельность СПА. Членами аудита разработан ряд обучающих семинаров по некоторым аспектам педагогической деятельности, таких, как "Педагогическое тестирование", "Кейс-технология", "Целеполагание в учебном процессе", "Использование технологии развития критического мышления" и др. На педагогических советах, совете колледжа мы озвучиваем возможности повышения профессионального уровня через службу аудита и далее действуем по запросу. Так, в сложный период объединения двух педагогических колледжей в один педагогический коллектив нам поступил запрос от коллектива преподавателей, вошедшего в состав нашего колледжа, провести обучающие семинары по современным образовательным технологиям. В течение учебного года мы провели 4 обучающих семинара.

Тьюторская деятельность. Очень важным направлением считаем работу с молодыми преподавателями. На наш взгляд, здесь сложилась определённая система. Сначала мы проводим диагностику педагогической деятельности. На её основе выделяем группу молодых преподавателей, имеющих проблемы в педагогической деятельности. Затем мы проводим рабочее совещание, где знакомим их с программой совершенствования профессиональной деятельности. Она содержит:

1 - посещение не менее 10 учебных занятий преподавателей высшей категории (список выдаётся на руки) и написание отзыва. Чтобы при посещении занятий преподавателям было понятно, что делать, мы разработали памятку, в которой определили основные шаги их деятельности.

2 - посещение обучающих семинаров СПА.

3 - в конце учебного года подготовка и проведение открытого урока с приглашением членов СПА. Задача - показать в уроке использование тех методов, приёмов, технологий, с которыми они знакомились на обучающих семинарах или при посещении опытных преподавателей.

Члены СПА проводят вторичную диагностику деятельности этих преподавателей. Те преподаватели, у кого результаты диагностики изменились в лучшую сторону, и кто успешно реализовал предложенную программу совершенствования, получают свидетельство СПА о повышении уровня профессиональной деятельности. Чтобы увидеть объективную картину успехов, на каждого преподавателя заполняется индивидуальная карта, где фиксируются результаты диагностик, а также его деятельность по реализации предложенной программы. Она и является основанием для вручения свидетельства.

Тьюторство СПА также заключается в сопровождении одного или нескольких педагогов в профессиональной деятельности по их запросу. Так, в прошлом году к нам обратился председатель предметной комиссии гуманитарных дисциплин с просьбой провести несколько рабочих встреч с преподавателями комиссии для разъяснения и оказания практической помощи в ряде вопросов профессиональной деятельности. Наше взаимодействие продолжалось несколько месяцев. Мы помогли председателю предметной комиссии в вопросах делопроизводства, преподавателям - в вопросах создания и коррекции технологических карт рейтинговой системы оценки образовательных результатов студентов, всей комиссии - успешно подготовиться к презентации профессиональной деятельности на административном уровне.

В данный момент каждый член СПА имеет одного-двух преподавателей, которых индивидуально консультирует по учебным вопросам, информирует о предстоящих полезных для профессионального роста мероприятиях. Чаще это взаимодействие осуществляется дистанционно.

СПА тесно взаимодействует с аттестационной комиссией колледжа. Для того чтобы помочь преподавателю, у которого в следующем году предстоит аттестация, определиться с выбором категории, мы анализируем его преподавательскую деятельность: посещаем уроки преподавателя, анкетируем студентов, беседуем с коллегами. В конце года знакомим его с результатами. Такая работа помогает преподавателю сделать правильный выбор. Очень часто аттестующиеся преподаватели используют полученные СПА данные для своих профессиональных портфолио.

На ближайшую перспективу необходимым направлением деятельности СПА мы видим создание контрольно-измерительных материалов по учебным дисциплинам и профессиональным модулям, которые позволят оценивать качество образования студентов.