Мониторинг изменений в образе профессионала у студентов педагогических специальностей
Автор: Орел Светлана Сергеевна
Дата публикации: 14.05.2005
Сегодня проблема профессионального становления приобретает все большую актуальность, так как именно от успешности данного процесса зависит во многом качество специалиста и уровень сформированных у него профессиональных компетенций. При этом проблема профессионального становления студентов в процессе обучения в вузе рассмотрена значительно меньше, нежели вопросы профессиональной ориентации и профессиональной адаптации на рабочем месте. Но так как данный этап в профессиональном развитии занимает важное место, а само высшее образование становится необходимым условием трудоустройства, то к теме профессионального становления в период обучения обращаются сегодня многие исследователи, и при этом их взгляды не всегда совпадают, что говорит о недостаточной изученности данного вопроса.
Так М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович предлагают понимать под профессиональным становлением процесс, идущей от выбора профессии, через профессиональное обучение к практической работе (1). Зеер З.Ф. понимает профессиональное становление как процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление. Становление при этом обязательно предполагает потребность в развитии и саморазвитии, возможности и реальности ее удовлетворения, а также потребность в профессиональном самосохранении (2). Но, несмотря на расхождения, все авторы выделяют профессиональное обучение как необходимый элемент в формировании профессионализма.
Мы рассматриваем профессиональное становление студентов в процессе обучения в вузе. В качестве показателя успешности становления выделили формирование адекватного образа профессионала как результата обучения (4).
Существуют различные варианты выделения стадий профессионализма, Е.А. Климов предлагает следующие:
- Оптант - человек, озабоченный проблемой выбора или перемены профессии и делающий этот выбор.
- Адепт - человек, осваивающий профессию.
- Адаптант - человек, адаптирующийся на рабочем месте, осваивающий нюансы работы.
- Интернал - опытный в своем деле человек, со стабильной положительной мотивацией на профессию, успешный в выполнении всех основных функций.
- Мастер - человек, который может решать очень сложные профессиональные задачи, обрел индивидуальный стиль деятельности.
- Авторитет - мастер своего дела, известный в профессиональном кругу и за его пределами.
- Наставник - авторитетный мастер своего дела, у которого есть свои ученики и приемники (3).
Близким к данному является подход предложенный З.Ф. Зеер. Он включает следующие стадии профессионального становления:
- Оптация,
- Профессиональное образование и подготовка,
- Профессиональная адаптация,
- Профессионализм
- Мастерство (2).
Таким образом, можно отметить, что авторы выделяют профессиональное образование как одну из стадий профессионального становления.
В процессе профессионального становления у человека развиваются профессионально важные качества, формируются необходимые компетентности, он приобретает знания, умения и навыки, а также у него постепенно складывается образ будущей профессии.
Нами было проведено исследование с целью выявления представлений студентов о профессии и себе как ее субъекте и сопоставления образов профессионала у студентов разных курсов и специальностей.
Под образом профессионала мы понимаем систему представлений студентов о будущей профессии и себе как ее субъекте. Данный образ формируется на основе получаемой информации, затрагивающей профессиональный аспект, и определенного к ней отношения, и является до некоторой степени результатом профессионального обучения.
Среди источников информации можно выделить следующие:
- вербальные - словесная информация от ближайшего окружения, в первую очередь, от преподавателей, из литературных источников, СМИ.
- визуальная - информация о профессии и ее особенностях, получаемая в процессе наблюдения за работой специалистов (в ходе учебно-ознакомительной практики, при взаимодействии с преподавателями).
- практическая деятельность - дает информацию при прохождении студентом производственной практики и в процессе работы по профессии.
Характер информации, получаемой студентами, может быть различным и в процессе обучения увеличивается в объеме, что должно отразиться на структуре образа профессионала. Мы предположили, что структура данного образа будет различной в зависимости от специфики выбранной студентом профессии, а сам образ будет усложняться и детализироваться в процессе профессионального обучения. Для этого мы исследовали образы профессионала у студентов разных курсов и специальностей.
В качестве респондентов были выбраны студенты Новгородского Государственного Университета имени Ярослава Мудрого. В исследовании приняло участие 113 студентов дневного отделения 1 - 4 курсов. Из них: 30 студентов 1 курса психолого-педагогического факультета (ППФ), 13 - 2 курса ППФ, 27 - 4 курса ППФ, обучающихся по специальности "Психология", 14 - 2 и 3 курсов факультета искусств и технологий (ФИТ) специальности "Преподаватель изобразительных искусств", 29 - 1 курса исторического факультета (ИФ) специальности "Преподаватель истории". Студентам предлагалось описать тот образ профессионала своей специальности, который сложился у них за время обучения в вузе. Полученные описания обрабатывались методом контент-анализа.
На основе высказанных студентами суждений были определены следующие элементы, из которых складывается образ профессионала: знания, умения, навыки, свойства характера, мотивация, способности, виды деятельности, элементы деятельности, результаты деятельности, место работы, социальные характеристики и особенности внешности, присущие профессионалу.
Процентное соотношение данных критериев в образах профессионалов среди опрошенных нами студентов представлено в таблице.
Группа критериев | 1 курс ППФ | 2 курс ППФ | 4 курс ППФ | 2, 3 курсы ФИТ | 1 курс ИФ |
1. Знания | 8,2 | 7,8 | 13,2 | 18,8 | 19,7 |
2. Умения | 23,5 | 9,8 | 12 | 17,7 | 21 |
3. Навыки | 0 | 0 | 2,2 | 1 | 0 |
4. Свойства характера | 39,9 | 31,4 | 33,2 | 26 | 16,2 |
5. Мотивация | 0 | 3,9 | 5,6 | 5,2 | 4,2 |
6. Способности | 3,8 | 3,9 | 8,6 | 8,3 | 5,5 |
7. Виды деятельности | 2,2 | 15,7 | 9,5 | 8,3 | 15,7 |
8. Элементы деятельности | 10,9 | 13,7 | 9,2 | 3,2 | 3,8 |
9. Результаты деятельности | 9,3 | 5,9 | 2,6 | 2,1 | 1,7 |
10. Место работы | 1,6 | 5,9 | 0 | 2,2 | 5,7 |
11. Социальные характеристики | 0,6 | 2 | 0,9 | 2,1 | 1,3 |
12. Особенности внешности | 0 | 0 | 3 | 5,2 | 6,5 |
Анализ данных осуществлялся в трех направлениях: общий анализ всех групп выборки, рассмотрение покурсовой динамики в представлениях студентов ППФ, сравнение выраженности элементов структуры в образах профессионала между группами с различной специальностью (сравнивались образы психолога-профессионала у студентов ППФ с образом преподавателя - профессионала у студентов ИФ и ФИТ).
Общий анализ результатов исследования
В выраженности различных элементов образов профессионала у студентов разных курсов и специальностей имеются как сходства, так и различия, - причем последних больше. Все из выделенных элементов представлены в образе профессионала только у студентов ФИТ, у других групп от 1 до 3 элементов не представлено. Несмотря на все различия, нельзя сказать, чтобы одна или две группы резко отличались от других.
Рассмотрение покурсовой динамики в представлениях студентов ППФ
- От 1 к 4 курсу увеличивается количество элементов в структуре образа профессионала;
- Наблюдается увеличение количества высказываний от 1 к 4 курсу по следующим элементам: знания, навыки, мотивация, способности, особенности внешности;
- Наблюдается уменьшение количества высказываний от 1 к 4 курсу по следующим элементам: умения, результаты деятельности;
- Отсутствие изменений в количестве высказываний наблюдается по следующим элементам: свойства характера (наибольшее количество), элементы деятельности, социальные характеристики;
- Определенной закономерности в изменениях количества высказываний не обнаружено в элементах: виды деятельности и место работы.
Таким образом, у студентов ППФ наблюдается изменение количества высказываний от курса к курсу в сторону увеличения или уменьшения по 7 элементам из 12 в образе профессионала, а также идет усложнение образа за счет включения в его структуру отсутствовавших элементов.
Сравнение образов профессионала студентов ППФ и студентов ИФ и ФИТ
Резкое различие в образах профессионала у студентов ИФ и ФИТ по сравнению со всеми курсами ППФ наблюдается по следующим элементам: знания (в 2 раза больше), свойства характера (в 1,6 раз меньше), элементы деятельности (в 3,2 раза меньше), особенности внешности (у студентов ППФ практически не представлены), результаты деятельности (в 3,1 раза меньше). Различия существуют и по другим элементам, но они менее очевидны. Наиболее существенным нам кажется то, что студенты ППФ максимальный акцент делают на свойствах характера профессионала, то есть на особенностях его личности в то время как студенты ИФ и ФИТ в большей степени выделяют знания. Видимо, студенты ППФ считают, что свойства характера психолога в большей степени определяет его профессиональный уровень, а студенты ИФ и ФИТ связывают профессионализм с наличием знаний. Возможно, это обусловлено тем, что социальное окружение делает упор на личностных особенностях необходимых психологу в профессиональной деятельности, а именно на свойствах характера и их отсутствии или слабой выраженности у студентов, в силу чего студенты и считают их наиболее значимыми. Для студентов же ИФ и ФИТ как будущих преподавателей социальное окружение делает акцент на знаниях, которые необходимо будет передавать учащимся, в силу чего студенты и выделяют этот элемент в большей степени.
Выводы
Опираясь на результаты проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
- на основе проведенного исследования нам удалось построить обобщенную схему образа профессионала, и она по большинству характеристик подходит для рассмотренных специальностей;
- в конкретных образах профессионала между группами студентов разных курсов и специальностей наблюдаются как сходства, так и различия, причем последних больше, но они не столь ярки и существенны, как ожидалось;
- у студентов ППФ присутствует увеличение количества элементов в структуре образов профессионала от курса к курсу, а также динамические изменения в количестве высказываний по ряду элементов;
- на выраженность элементов влияет специфика приобретаемой профессии (для студентов ППФ наиболее значимы свойства характера профессионала, а для студентов ИФ и ФИТ - знания), что может быть обусловлено акцентами, которые делает социальное окружение (в том числе и преподаватели), говоря о требованиях к данным профессиям, однако, различия в выраженности этих элементов не столь существенны;
- стоит отметить, что в целом образ профессионала, сложившийся у студентов за время обучения страдает обобщенностью, таким образом, они не имеют четких критериев и ориентиров в своем профессиональном развитии.
Список литературы
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь - справочник - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001
- Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для вузов / Э.Ф. Зеер. - 2-ое изд., пер., доп. - М.: Академический проект, Екатеринбург, 2003
- Образ мира в разнотипных профессиях: Учебное пособие / Климов Е.А. - М.: Издательство МГУ, 1995
- Орел С. Образ профессионала в представлениях студентов // Первые шаги в науке.- Вып. 1: Сборник статей.- В. Н.: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004