Мониторинг изменений в образе профессионала у студентов педагогических специальностей

Автор: Орел Светлана Сергеевна
Дата публикации: 14.05.2005

Сегодня проблема профессионального становления приобретает все большую актуальность, так как именно от успешности данного процесса зависит во многом качество специалиста и уровень сформированных у него профессиональных компетенций. При этом проблема профессионального становления студентов в процессе обучения в вузе рассмотрена значительно меньше, нежели вопросы профессиональной ориентации и профессиональной адаптации на рабочем месте. Но так как данный этап в профессиональном развитии занимает важное место, а само высшее образование становится необходимым условием трудоустройства, то к теме профессионального становления в период обучения обращаются сегодня многие исследователи, и при этом их взгляды не всегда совпадают, что говорит о недостаточной изученности данного вопроса.

Так М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович предлагают понимать под профессиональным становлением процесс, идущей от выбора профессии, через профессиональное обучение к практической работе (1). Зеер З.Ф. понимает профессиональное становление как процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление. Становление при этом обязательно предполагает потребность в развитии и саморазвитии, возможности и реальности ее удовлетворения, а также потребность в профессиональном самосохранении (2). Но, несмотря на расхождения, все авторы выделяют профессиональное обучение как необходимый элемент в формировании профессионализма.

Мы рассматриваем профессиональное становление студентов в процессе обучения в вузе. В качестве показателя успешности становления выделили формирование адекватного образа профессионала как результата обучения (4).

Существуют различные варианты выделения стадий профессионализма, Е.А. Климов предлагает следующие:

  1. Оптант - человек, озабоченный проблемой выбора или перемены профессии и делающий этот выбор.
  2. Адепт - человек, осваивающий профессию.
  3. Адаптант - человек, адаптирующийся на рабочем месте, осваивающий нюансы работы.
  4. Интернал - опытный в своем деле человек, со стабильной положительной мотивацией на профессию, успешный в выполнении всех основных функций.
  5. Мастер - человек, который может решать очень сложные профессиональные задачи, обрел индивидуальный стиль деятельности.
  6. Авторитет - мастер своего дела, известный в профессиональном кругу и за его пределами.
  7. Наставник - авторитетный мастер своего дела, у которого есть свои ученики и приемники (3).

Близким к данному является подход предложенный З.Ф. Зеер. Он включает следующие стадии профессионального становления:

  1. Оптация,
  2. Профессиональное образование и подготовка,
  3. Профессиональная адаптация,
  4. Профессионализм
  5. Мастерство (2).

Таким образом, можно отметить, что авторы выделяют профессиональное образование как одну из стадий профессионального становления.

В процессе профессионального становления у человека развиваются профессионально важные качества, формируются необходимые компетентности, он приобретает знания, умения и навыки, а также у него постепенно складывается образ будущей профессии.

Нами было проведено исследование с целью выявления представлений студентов о профессии и себе как ее субъекте и сопоставления образов профессионала у студентов разных курсов и специальностей.

Под образом профессионала мы понимаем систему представлений студентов о будущей профессии и себе как ее субъекте. Данный образ формируется на основе получаемой информации, затрагивающей профессиональный аспект, и определенного к ней отношения, и является до некоторой степени результатом профессионального обучения.

Среди источников информации можно выделить следующие:

  1. вербальные - словесная информация от ближайшего окружения, в первую очередь, от преподавателей, из литературных источников, СМИ.
  2. визуальная - информация о профессии и ее особенностях, получаемая в процессе наблюдения за работой специалистов (в ходе учебно-ознакомительной практики, при взаимодействии с преподавателями).
  3. практическая деятельность - дает информацию при прохождении студентом производственной практики и в процессе работы по профессии.

Характер информации, получаемой студентами, может быть различным и в процессе обучения увеличивается в объеме, что должно отразиться на структуре образа профессионала. Мы предположили, что структура данного образа будет различной в зависимости от специфики выбранной студентом профессии, а сам образ будет усложняться и детализироваться в процессе профессионального обучения. Для этого мы исследовали образы профессионала у студентов разных курсов и специальностей.

В качестве респондентов были выбраны студенты Новгородского Государственного Университета имени Ярослава Мудрого. В исследовании приняло участие 113 студентов дневного отделения 1 - 4 курсов. Из них: 30 студентов 1 курса психолого-педагогического факультета (ППФ), 13 - 2 курса ППФ, 27 - 4 курса ППФ, обучающихся по специальности "Психология", 14 - 2 и 3 курсов факультета искусств и технологий (ФИТ) специальности "Преподаватель изобразительных искусств", 29 - 1 курса исторического факультета (ИФ) специальности "Преподаватель истории". Студентам предлагалось описать тот образ профессионала своей специальности, который сложился у них за время обучения в вузе. Полученные описания обрабатывались методом контент-анализа.

На основе высказанных студентами суждений были определены следующие элементы, из которых складывается образ профессионала: знания, умения, навыки, свойства характера, мотивация, способности, виды деятельности, элементы деятельности, результаты деятельности, место работы, социальные характеристики и особенности внешности, присущие профессионалу.

Процентное соотношение данных критериев в образах профессионалов среди опрошенных нами студентов представлено в таблице.

Группа критериев 1 курс ППФ 2 курс ППФ 4 курс ППФ 2, 3 курсы ФИТ 1 курс ИФ
1. Знания 8,2 7,8 13,2 18,8 19,7
2. Умения 23,5 9,8 12 17,7 21
3. Навыки 0 0 2,2 1 0
4. Свойства характера 39,9 31,4 33,2 26 16,2
5. Мотивация 0 3,9 5,6 5,2 4,2
6. Способности 3,8 3,9 8,6 8,3 5,5
7. Виды деятельности 2,2 15,7 9,5 8,3 15,7
8. Элементы деятельности 10,9 13,7 9,2 3,2 3,8
9. Результаты деятельности 9,3 5,9 2,6 2,1 1,7
10. Место работы 1,6 5,9 0 2,2 5,7
11. Социальные характеристики 0,6 2 0,9 2,1 1,3
12. Особенности внешности 0 0 3 5,2 6,5

Анализ данных осуществлялся в трех направлениях: общий анализ всех групп выборки, рассмотрение покурсовой динамики в представлениях студентов ППФ, сравнение выраженности элементов структуры в образах профессионала между группами с различной специальностью (сравнивались образы психолога-профессионала у студентов ППФ с образом преподавателя - профессионала у студентов ИФ и ФИТ).

Общий анализ результатов исследования

В выраженности различных элементов образов профессионала у студентов разных курсов и специальностей имеются как сходства, так и различия, - причем последних больше. Все из выделенных элементов представлены в образе профессионала только у студентов ФИТ, у других групп от 1 до 3 элементов не представлено. Несмотря на все различия, нельзя сказать, чтобы одна или две группы резко отличались от других.

Рассмотрение покурсовой динамики в представлениях студентов ППФ

  1. От 1 к 4 курсу увеличивается количество элементов в структуре образа профессионала;
  2. Наблюдается увеличение количества высказываний от 1 к 4 курсу по следующим элементам: знания, навыки, мотивация, способности, особенности внешности;
  3. Наблюдается уменьшение количества высказываний от 1 к 4 курсу по следующим элементам: умения, результаты деятельности;
  4. Отсутствие изменений в количестве высказываний наблюдается по следующим элементам: свойства характера (наибольшее количество), элементы деятельности, социальные характеристики;
  5. Определенной закономерности в изменениях количества высказываний не обнаружено в элементах: виды деятельности и место работы.

Таким образом, у студентов ППФ наблюдается изменение количества высказываний от курса к курсу в сторону увеличения или уменьшения по 7 элементам из 12 в образе профессионала, а также идет усложнение образа за счет включения в его структуру отсутствовавших элементов.

Сравнение образов профессионала студентов ППФ и студентов ИФ и ФИТ

Резкое различие в образах профессионала у студентов ИФ и ФИТ по сравнению со всеми курсами ППФ наблюдается по следующим элементам: знания (в 2 раза больше), свойства характера (в 1,6 раз меньше), элементы деятельности (в 3,2 раза меньше), особенности внешности (у студентов ППФ практически не представлены), результаты деятельности (в 3,1 раза меньше). Различия существуют и по другим элементам, но они менее очевидны. Наиболее существенным нам кажется то, что студенты ППФ максимальный акцент делают на свойствах характера профессионала, то есть на особенностях его личности в то время как студенты ИФ и ФИТ в большей степени выделяют знания. Видимо, студенты ППФ считают, что свойства характера психолога в большей степени определяет его профессиональный уровень, а студенты ИФ и ФИТ связывают профессионализм с наличием знаний. Возможно, это обусловлено тем, что социальное окружение делает упор на личностных особенностях необходимых психологу в профессиональной деятельности, а именно на свойствах характера и их отсутствии или слабой выраженности у студентов, в силу чего студенты и считают их наиболее значимыми. Для студентов же ИФ и ФИТ как будущих преподавателей социальное окружение делает акцент на знаниях, которые необходимо будет передавать учащимся, в силу чего студенты и выделяют этот элемент в большей степени.

Выводы

Опираясь на результаты проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

  • на основе проведенного исследования нам удалось построить обобщенную схему образа профессионала, и она по большинству характеристик подходит для рассмотренных специальностей;
  • в конкретных образах профессионала между группами студентов разных курсов и специальностей наблюдаются как сходства, так и различия, причем последних больше, но они не столь ярки и существенны, как ожидалось;
  • у студентов ППФ присутствует увеличение количества элементов в структуре образов профессионала от курса к курсу, а также динамические изменения в количестве высказываний по ряду элементов;
  • на выраженность элементов влияет специфика приобретаемой профессии (для студентов ППФ наиболее значимы свойства характера профессионала, а для студентов ИФ и ФИТ - знания), что может быть обусловлено акцентами, которые делает социальное окружение (в том числе и преподаватели), говоря о требованиях к данным профессиям, однако, различия в выраженности этих элементов не столь существенны;
  • стоит отметить, что в целом образ профессионала, сложившийся у студентов за время обучения страдает обобщенностью, таким образом, они не имеют четких критериев и ориентиров в своем профессиональном развитии.

Список литературы

  1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь - справочник - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001
  2. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для вузов / Э.Ф. Зеер. - 2-ое изд., пер., доп. - М.: Академический проект, Екатеринбург, 2003
  3. Образ мира в разнотипных профессиях: Учебное пособие / Климов Е.А. - М.: Издательство МГУ, 1995
  4. Орел С. Образ профессионала в представлениях студентов // Первые шаги в науке.- Вып. 1: Сборник статей.- В. Н.: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004