Формы диагностики образовательных результатов

Автор: Архипова Татьяна Николаевна
Дата публикации: 14.05.2005

В процессе обучения важную роль играет так называемая обратная связь. Осуществление взаимодействия между преподавателем и студентом приобретает особую актуальность на предмете "Методика преподавания русского языка в средней школе". Освоение данного курса рассчитано на 1,5 года - тот срок, за который вчерашний ученик должен "превратиться" в молодого специалиста. Задача подготовки такого специалиста сверхсложная. Каким образом продиагностировать образовательные результаты на предмете, который носит практический характер?

Рассмотрим составляющие процесса "диагностика". Он включает в себя:

  • проверку - процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитием, степени достижения целей обучения;
  • контроль - операцию сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами;
  • учет - фиксирование и приведение в систему показателей проверки и контроля, что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями и развития обучаемых;
  • оценку - суждение о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся;
  • выставление отметок - определение балла или ранга по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности.

Все эти действия входят в состав диагностики результатов обучения. Заинтересованным в общих успехах преподавателю и студенту больше нужны данные не о самом результате, а о том, почему не достигнуты или не полностью достигнуты запланированные показатели. Простая констатация факта - оценка "хорошо" или "плохо" - ни о чем не говорит. "Плохо" - оно и есть плохо. А что и как нужно сделать, чтобы было хорошо, ответит диагностика. Ни контроль, ни оценка на эти вопросы не отвечают.

Диагностика берет результат вместе с процессом: труд ученика она не отделяет от труда учителя; процесс учения рассматривает вместе с его возможностями, способностями и склонностями. Процесс деятельности педагога она тоже анализирует вместе с возможностями, условиями.

Какие формы диагностики приемлемы на методике? Их выбор происходит согласно видам контроля.

Выделяют:

  • предваряющий (входной) контроль - служит выявлению уровня знаний и развития учащихся; используется перед изучением нового раздела с целью выявления базовых знаний, умений, уровня интереса, имеющегося опыта;
  • текущий контроль - проводится в процессе изучения темы, является элементом многих уроков, прежде всего комбинированных;
  • периодический (этапный, рубежный) - целесообразен после изучения крупной темы или раздела;
  • итоговый - проводится после изучения курса или в конце определенного этапа обучения.

Каждый вид контроля подразумевает определенные формы диагностики. Формы, используемые на занятиях по методике преподавания русского языка, отражают рост профессионального мастерства будущих специалистов на этапах периодического и итогового контроля. Хочется остановиться именно на этих двух последних этапах.

Наибольший интерес представляют формы диагностики на периодическом контроле. Очень важным здесь является понимание развития мотивации: интереса, стремления к познанию. На данном этапе задания нацелены на развитие коммуникативных и творческих способностей студентов. Распространенная форма проверки сформированности познавательных и коммуникативных умений - презентация фрагмента урока. В течение первого года обучения студенты имеют возможность представить упражнения для наблюдения (этап "Подготовка к восприятию нового") по разделам: "Формирование грамматического понятия", "Объяснение орфографического правила", "Словарно-орфографическая работа". В качестве примеров предлагаем следующие варианты.

Указательные местоимения (результаты студенческих работ 2000-2001 г.)

Прочитайте предложения:

Пройдете по Садовой улице.
Подай мне, пожалуйста, книгу с нижней полки.
Мне надо купить длинное пальто.

  • Назовите встретившиеся прилагательные.
  • Замените прилагательные такими словами, чтобы можно было указать рукой.

по Садовой        по этой,
с книжной        с той,
длинное        такое.

  • Местоимения, которые указывают на предмет, называются указательными.

Собирательные числительные (работы 2003-2004 г.)

Жила-была девочка. Ей было очень грустно, и она решила собрать всех своих друзей.
Первой пришла Катя. Вторым пришел Витя. И вот их уже собралось трое.

Почему девочке было грустно?

  • Она была одна. (кол. Числ.).
  • Какой по счету пришла Катя?
  • (первая, второй) (порядковое числит.).

Сколько их стало, когда они собрались вместе?

Их собралось трое.

  • собирательное числительное.

(название вывешив. на доске).

Итак, тема нашего сегодняшнего занятия: "Собирательные числительные".

Подберите синоним к слову собирать.

(соединять, объединять, копить…).

Собирательное числительное - это несколько предметов, взятые как одно целое.

Понятие о частице (из работы 2000-2001 г.)

Палачу пришла инструкция, которая попала под дождь. Он разобрал 2 и 4 слова. А вот 1 и 3 совсем стерлись. И он стал гадать.

можно помиловать
Как      ли
Разве      же
Все-таки
Неужели
Даже
Ведь
/от подставки указанных слов меняется смысл фразы/

  • Слова, которые вносят оттенки в смысл предложения, называются частицами.

Как зачетную работу студенты составляют учебный текст на определенное орфографическое правило. Продукты творческой деятельности обрабатываются и собираются в методическое пособие "Копилка учебных текстов", востребованное на всех этапах практики. Данным пособием пользуются и преподаватели русского языка колледжа, так как тексты, максимально насыщенные одной орфограммой, нелегко отыскать в методической литературе. Примерами удачных работ являются следующие:

Разделительные ь и ъ

Однажды адъютант отправился в театр на премьерный спектакль. Подъезжая к двухэтажному зданию театра, адъютант заметил объявление, извещавшее о замене спектакля. Но наш герой все-таки решил посмотреть предлагаемую пьесу. В вестибюле театра адъютант повстречал фельдъегеря, и они изъявили желание перед спектаклем сходить в буфет. Дабы сэкономить деньги для посещения буфета, оба решили не покупать программку. Вот прозвенел первый звонок, и двери в зал открыли настежь.

После просмотра пьесы адъютант был разъярен от ее низкого качества и безалаберной игры актеров. На выходе из театра адъютант поделился с фельдъегерем своим субъективным мнением об увиденном. Фельдъегерь долго пытался его разуверить, поэтому друзья прибыли домой уже ночью.

Осенью

Поздняя осень. Необъятная ширь. Голы и прозрачны сады, рощи и леса. Все видно насквозь в самой глухой чаще, где раньше рос бурьян.

В воздухе еще вьются комары и мошки. Готовятся к отлету последние птичьи стаи.

Земля устлана трехъярусным слоем сухих разноцветных листьев. Днем еще тепло, а ночью уже заморозки. Все говорит о приближении зимы.

На домашнем подворье полным ходом идет подготовка к суровой поре: подрезают съежившиеся от холода кустарники, окапывают деревья, утепляют жилье домашним животным.

Ы, И после Ц в корне слова

Цинковое ведро служило ему щегольским цилиндром. Цыганские кудри были рассыпаны по плечам. Вместо плаща туловище прикрывала цветная старая циновка. Глаза были круглые, будто обведены циркулем. Нос походил на цыплячий клюв.

Хорошенький снеговичок получился!

Сложные прилагательные

Я живу в северо-восточном районе Москвы в трехэтажном доме. Из моего окна видны левобережный спортивно-оздоровительный комплекс и сталелитейный завод. Недалеко от моего дома находится садово-парковое хозяйство с плодово-ягодными оранжереями. В юго-западном направлении расположилась железнодорожная станция. В стороне от нее воздухоплавательный парк с вагоноремонтными мастерскими. В нашей пятикомнатной квартире давно пора сделать ремонт. Первоочередной задачей была моя комната. Нежно-белый потолок я перекрасила в иссиня-черный цвет. Сорвала со стен русско-английские плакаты с портретами широкоплечих парней и раскрасила свои светло-коричневые обои водостойкой тушью для ресниц. Равносторонние треугольники красно-малинового цвета украсили окно.

Когда мама увидела научно-фантастические картины на входной двери, она очень расстроилась. Мне пришлось ее отпаивать горько-соленой валерьянкой. Чтобы загладить свою вину, я решила приготовить сногшибательный обед из мясо-молочных продуктов.

Помимо творческих заданий на данном этапе контроля студентам предлагается работа, проверяющая и теоретические, и практические навыки. Проверка результатов обучения осуществляется в форме диагностической работы, составленной в соответствии с уровнями познавательной деятельности. Через такой вид контроля студенты проходят во втором полугодии IV курса по окончании изучения раздела "Методика орфографии".

Таким образом, представленные формы диагностики служат воплощению основных функций проверки и оценки результатов обучения:

  • образовательной: проверка, контроль, учет остаются органическими элементами обучения и их задача не столько выявить, зафиксировать состояние дел, уровень обученности, сколько способствовать научению, исправить ошибки, проинструктировать, помочь в дальнейшем продвижении;
  • стимулирующей: призвана обеспечить, чтобы контроль не дезорганизовывал деятельность студента, а вдохновлял его, вселял уверенность в достижимость новых целей, более высокого уровня обученности и развития;
  • аналитико-корректирующей: связана с педагогической рефлексией преподавателя, его самоанализом, совершенствованием планирования и организации обучения;
  • воспитывающей и развивающей; формирование адекватной самооценки, ответственности, устремленности, волевого саморегулирования и других социально ценных способностей и черт характера;
  • контрольной: фиксирование уровня достижений, его соответствия нормам и стандартам, а также продвижение к более высоким уровням овладения знаниями и развития.

Описанные формы основываются на важнейших принципах диагностирования: объективности, систематичности и наглядности. Принцип наглядности заключается в проведении открытых испытаний всех студентов по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого ученика носит наглядный, сравнимый характер. Принцип требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка - это ориентир, по которому учащиеся судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога.

Ведь именно оценку студенты получают на итоговом контроле. Время диктует отход от репродуктивных форм контроля. На смену традиционному экзамену приходят альтернативные формы: защита проекта урока, защита курсовой работы.

На протяжении нескольких лет успешно апробирована и внедрена форма защиты проекта урока, к которой допускаются студенты, успевающие по предмету и показывающие хорошие результаты во время практики пробных уроков. Возможность сдавать экзамен в альтернативной форме является определенным стимулом в течение учебного года и служит повышением мотивации к успешному усвоению материала. Ценным является самостоятельная подготовка молодых специалистов, которые, руководствуясь планом выступления, продумывают и искусно оформляют свое сообщение.

План предъявляется такой:

  1. Назвать тему урока, класс, охарактеризовать урок по цели, по содержанию.
  2. Определить место представляемого урока среди других.
  3. Поставить диагностические цели к уроку.
  4. Дать представление о структуре, видах заданий.
  5. Продемонстрировать фрагмент урока с использованием необходимого оборудования.
  6. Обосновать выбор методов, перечислить принципы, реализуемые на данном уроке, систему упражнений.

Защищая такую форму экзамена, студенты демонстрируют профессиональную компетентность по предмету: показывают теоретические знания, практические умения. На такой защите традиционно присутствуют все преподаватели предметно-цикловой комиссии русской словесности.

Заканчивается курс на V курсе (последний год обучения) защитой портфолио, представляющим методическую копилку, собранную за весь период обучения. Занятие проходит в нетрадиционной форме. Поощряется присутствие студентов IV курса, которые имеют возможность оценить значимость представляемых продуктов творческой деятельности. Умело собранный портфолио - ценный вклад в подготовку к преддипломной практике. Положительные отзывы студентов подтверждают практический характер создаваемого пособия.

В заключении следует отметить, что все представленные формы диагностики соответствуют предъявляемым им требованиям:

  • объективность: оценивание действительных успехов и недостатков работы учащихся, отсутствие предвзятости в оценке;
  • субъективность: гуманистический подход, учет реальных возможностей, стимулирующий эффект оценивания;
  • систематичность: подготовка к итоговому контролю;
  • открытость и обоснованность оценки и выставленной отметки, для чего нередко требуется особая аргументация;
  • действенность, которая может выражаться в советах, указаниях о том, как улучшить достижения, на что обратить внимание, каким способом работать дальше.

Список литературы

  • Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. М.: ACADEMA, 2001 г.
  • Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Опрос как средство обучения. М.: 1999 г.
  • Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М.: Владос, 2000 г.