Самооценка как способ регуляции познавательной деятельности

Автор: Соколова Елена Николаевна
Дата публикации: 14.05.2005

Сильным, опытным становится тот педагог, который умеет анализировать свой труд
В.А. Сухомлинский

В связи с переходом профессионального образования к непрерывному образованию неизбежно меняется среда обучения, которая все больше ориентируется на самостоятельную работу студентов. Актуализируется принцип саморазвития, увеличивается продолжительность и усиливается значимость этапов самообразования в общей системе обучения, существенно возрастает объем самостоятельной учебной работы студентов. Формирование потребности в самоизменении будущего учителя, в преобразовании своего внутреннего мира, в повышении уровня профессионального самосознания становится важной задачей современного педагогического образования, из которой логично вытекает задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности.

Как формировать потребность в саморазвитии, самосовершенствовании, в овладении профессиональными навыками студентов? Этот вопрос встает не только перед педагогами общего профессионального образования. Особенно остро он стоит в преподавании дисциплин художественного цикла, где сталкиваешься не только с решением учебных или методических художественных задач, но часто имеешь дело с утонченной, индивидуальной творческой деятельностью студента. При оценивании результатов творческой деятельности часто невозможно использование обычных оценок. Для решения поставленных задач возможно использование самооценки в учебном процессе.

Реализуя компетентностный подход в преподавании, задаешься вопросом: как сделать студента активным участником образовательного процесса на этапе оценивания, каких образовательных результатов можно ожидать при включении студента в оценку собственной учебной или творческой деятельности? Перечисленный выше ряд вопросов приводит к осмыслению роли самооценки.

При контроле за усвоением учебного материала обычно используется как оценка так и самооценка. Какова разница между этими двумя способами оценивания? Оценка, по словарю С.И. Ожегова "мнение о ценности, уровне или значении кого- или чего-нибудь" (4, 484), самооценка в том же издании определяется как "оценка самого себя, своих достижений и недостатков" (4, 693). При выставлении отметок педагог выражает субъективное мнение, свое впечатление о ком-нибудь или о чем-нибудь в максимально формализованной и наименее информативной форме, а при самооценке студент сам себе дает содержательную и развернутую характеристику своих результатов, анализирует свои достоинства и недостатки, ищет пути устранения последних. При традиционном способе преподавания оценки за контрольную работу часто воспринимаются как приговор, не подлежащий обжалованию. Самооценка способствует реалистическому уровню притязаний. Таким образом, самооценка выступает как основа саморегуляции и внутренней мотивации учения.

Отметка используется многими педагогами-практиками с целью регуляции процесса обучения. Но такая регуляция, как показывает педагогический опыт, не столько подталкивает ученика к саморегуляции познавательной деятельности, сколько заставляет всеми способами добывать положительные отметки, что и приводит к подмене мотивов учения.

Самооценка заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. В этом ее основной смысл. Важность самооценки не только в том, что она позволяет человеку увидеть сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что на основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности. Самооценка становится механизмом, корректирующим деятельность, создает условия, в которых возникает ситуация-стимул, позволяющая учащемуся самоопределиться и выстроить самостоятельный план действий.

Самооценка относится к центральным образованиям личности, к ее ядру. Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, она регулятор поведения и деятельности. Следует помнить, что самооценка не есть что-то данное, изначально присущее личности. Формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Существует несколько модификаций изучения методики самооценки с помощью ранжирования (Марищук В.Л., Реан А.А., Сосновский Б.А. и др.) (1, 283)

Вопросам формирования самооценки уделяется недостаточное внимание как в теоретическом осмыслении, так и в практике преподавания. Она, чаще всего, возникает стихийно, без целенаправленного воздействия педагогов. Зачем нужна самооценка в обычной жизни, какие бывают виды самооценок, что влияет на самооценку, почему самооценка бывает низкой - ответы на эти вопросы помогают найти место самооценки в учебном процессе и способы ее формирования.

Зачем необходима самооценка в жизни, какими бывают самооценки? В жизни постоянно приходится оценивать ситуацию и правильно на нее реагировать, что важнее -прятаться или наступать, догонять или убегать. Самооценка нужна для того, чтобы оценить эффективность своих ресурсов, и перераспределить их так, чтобы использовать свои сильные стороны. Чем точнее будут оценены возможности и ситуация в которой мы находимся, тем больше шансов, что действия приведут к нужному результату.

Самооценка важна при распределении собственных ресурсов. Самооценка позволяет смотреть на себя со стороны, сравнивать свои качества с качествами других людей и выбирать на основании этих вычислений наиболее удачные действия.

Самооценка необходима при прогнозировании деятельности. Эта способность наиболее высокого порядка, требующая абстрактного мышления. В этом случае человек смотрит на всю ситуацию в целом, в которую включен он сам, как бы глазами третьего человека. Прогноз позволяет произвести расчет последствий до начала самого действия, чтобы учесть непредвиденные факторы.

На формирование самооценки влияют различные факторы. В.А. Степанов (3, 45-46) в этой связи отмечает, что внешние стандарты, установленные педагогами или родителями влияют на самооценку слабо, непосредственное общение со значимыми людьми влияет, несомненно, больше. Еще значительнее для формирования навыков самооценки является группа сверстников, именно она, а не отвлеченные социальные нормы становятся источником формирования навыков самооценки на основе обратной связи. Способность к самоуправлению формируется на основе собственной оценки фактического развития личностных качеств и их сравнение с аналогичными качествами сверстников или своего идеала. Это сравнение управляется желаемой и достижимой целью быть похожими на сверстников или избранный идеал. В результате происходит корректировка в иерархии значимости качеств - в сторону сближения с "портретом" референтной группы.

Структурное строение самооценки достаточно сложно. В структуре самооценки существуют два взаимосвязанных компонента: когнитивный, содержащий знание человека о себе, и аффективный, фиксирующий переживание человека по поводу того, что он узнает о себе. Развитие каждого из этих компонентов имеет свою специфику.

По форме самооценка бывает частная, в которой отражается оценка конкретных физических и психических качеств, и общая, которая включает в себя иерархически выстроенную систему частных самооценок, находящихся в постоянном взаимодействии между собой. Указанные формы различаются степенью значимости для личности, мерой обобщенности и независимости.

Показатели частной и общей самооценки принято рассматривать в виде оппозиций: адекватная-неадекватная, стабильная-нестабильная, высокая-низкая, реальная-демонстрируемая, осознаваемая-неосознаваемая, уверенная-неуверенная и т.п. Низкой самооценка может быть по двум причинам. Человек сравнивает свои слабые качества с теми же, но очень сильными качествами других. Тогда самооценка теряет свой смысл. Человек усваивает оценочные суждения других людей как объективную реальность, принимает чужое мнение за свою точку зрения. Идеальной будет следующая ситуация: человек выявляет свои сильные и слабые стороны и выстраивает такие ситуации в которых он явно сможет быть эффективным ("Не силой, так умом", "Не мытьем так катаньем", - гласит народная мудрость).

Переход к самооценке у каждого студента индивидуален, протекает по-разному. Особенно он сложен, если студент ранее переживал ситуации, где все оценочные функции находились в руках взрослых, т. е. зависит от личного опыта. Организуя ситуацию самооценки на уроке со студентами третьего курса с помощью вопросов можно сразу обнаружить, каким опытом они обладают и как относятся к оценкам со стороны окружающих. Например, на вопрос: "Что ты чувствуешь, когда ждешь оценку со стороны педагога?" в начале обучения в колледже большинство студентов моей группы выражают свои чувства словами: страшно, чувство неуверенности, не нравиться, волнуюсь. На вопрос, что чувствуете, когда оцениваете себя сами, ответы отражают наличие опыта самооценки в предыдущих учебных ситуациях, все разные: "моя работа еще хуже, чем я думала", "неприятно самой себя оценивать", "сложно", "захотелось переделать работу". На вопрос: "Какие переживания сопровождают процесс оценки вашей работы товарищами?" заметно, что именно эта оценка воспринимается менее болезненно и больше влияет на планирование дальнейших действий. Например, "с замечаниями согласна", "не было чувства обиды, все записала, приняла к сведению", "не очень приятно, не со всеми замечаниями согласна", "узнаешь свои ошибки - это хорошо", "здорово узнать, что другие о тебе думают".

Процедуру самооценки в учебном процессе необходимо планировать и организовывать. В своем педагогическом опыте я использую следующие этапы.

Этапы организации самооценки

  • разработка преподавателем (как вариант, совместно со студентами) в каждом конкретном случае четких критериев или эталонов оценивания;
  • создание необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных результатов;
  • обеспечение ситуации, когда критерии или эталоны студенту известны и студенты самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты.

Как это происходит в реальной практике? По выделенным критериям набирается общее количество баллов, баллы суммируются и, при определенной сумме, ставится та или иная отметка. Следует учитывать, что самооценку не всегда возможно перевести в цифровое обозначение. В результате процедуры выявляются недочеты и достижения, на основе анализа которых студент делает необходимые выводы об эффективности собственной работы.

Составление студентами собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.

На завершающем этапе важна устная оценка педагога. Ее основная роль заключается в уравновешивании высказанных студентами суждений о положительных и отрицательных сторонах своей работы, а также в развитии ее проектировочной функции. Именно в этот момент педагог учит самостоятельному определению программы своей деятельности на основе самоанализа.

Условием для успешного формирования и развития самооценки студента является положительное отношение педагога к ученику, вера в его возможности, желание оказать помощь.

Выводы

  • самооценка - элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, важный регулятор поведения;
  • самооценка определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и развитие его личности;
  • самооценка тесно связана с уровнем притязаний, целей, которые человек перед собой ставит. Адекватная самооценка позволяет человеку правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих; неадекватная (завышенная или заниженная) деформирует внутренний мир личности, искажает её мотивационную и эмоционально-волевую сферы и тем самым препятствует гармоничному развитию;
  • самооценка помогает исключить взаимонепонимание между педагогом и студентом, способствует осмысленному обучению. В результате включения студента в оценочную деятельность приобретается навык искать причины в самом себе в случае неудачи, а не в плохом преподавании. Главной фигурой учебного процесса становится сам студент, берущий на себя ответственность за свое продвижение в науке. Роль педагога сводится к роли помощника, советчика, консультанта. Он подводит ученика к самостоятельной деятельности по индивидуальному планированию учебных действий на очередной этап работы с учетом достигнутых успехов, активизируя внутренний потенциал студента.

Полученные выводы совпадают с целями современного профессионально-педагогического образования.

Список литературы

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Издательство "Питер", 2000. - 304 с.
  2. Захарова А.В. Генезис самооценки. Автореф. Дис. ... докт. псих. наук. М., 1989
  3. Ксензова Г. Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие: - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 121 с.
  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский яз., 1990. - 921 с.
  5. Степанов В. А. Самооценка психических и физических качеств будущих учителей. Педагогика 2004, № 7. - С. 45-50
  6. Филатова Л.О. Преемственность среднего и вузовского образования. Педагогика. 2004. № 8 - С. 63-68.