К проблеме системности в оценивании учебных достижений студентов колледжа (из опыта работы)

Автор: Ильюшкина Татьяна Николаевна
Дата публикации: 14.05.2005

Достигнутый результат уже сам по себе побуждает...
к продолжению работы и к отысканию новой, более сложной...
Лесгафт

Задачи современной педагогической диагностики

Многие педагогические дискуссии об улучшении учебно-воспитательной деятельности связаны с проблемами диагностики знаний учащихся.

После завершения каждого этапа обучения и воспитания необходимо узнать, как он пройден, какие результаты достигнуты, насколько эффективным был процесс, что можно считать уже сделанным, а что придется совершенствовать повторно. Для выполнения этого безусловно необходима диагностика, задача которой - проанализировать процесс и результат развития, обучения и воспитания.

Принципы диагностирования

Педагогическая диагностика рассматривает результат вместе с процессом.

Труд студента она не отделяет от труда преподавателя и ставит во главу угла три важнейших принципа: объективность, наглядность и системность диагностического исследования.

Принцип объективности заключается в научно-обоснованном содержании

диагностических тестов (задач, вопросов); ровном, дружеском отношении преподавателя к студентам; точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний и умений. Практически объективность диагностирования означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и преподавателей, осуществляющих диагностику.

Принцип наглядности заключается в проведении открытых испытаний всех студентов по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого студента, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнимый характер. Принцип требует также оглашения и мотивации оценок и отметок. Оценка (отметка) - это ориентир, по которому студенты судят об эталонах требований к ним, а также об объективности преподавателя. Необходимым условием реализации принципа является объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их.

И, наконец, принцип системности в оценивании учебных достижений состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах педагогического процесса - от начального восприятия знаний и до их практического применения. Контроль осуществляется с такой частотой, чтобы надежно проверялось все важное, что студентам надлежит знать и уметь. Принцип системности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели.

Последовательность диагностического процесса

Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения и навыки студентов нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение.

Первое звено - это предварительный анализ уровня обученности по предмету - того багажа, с которым студент пришел в наш колледж из школы. Он осуществляется на первых двух неделях занятий.

Второе звено - текущая проверка в процессе усвоения каждой темы. Главная функция текущей проверки - обучающая.

Третье звено - повторная проверка, которая, как и текущая, должна быть тематической.

Параллельно с изучением нового повторяют изученный ранее материал. Повторная проверка способствует упрочнению знаний. Надлежащий эффект такая проверка дает лишь при сочетании ее с другими видами и методами диагностирования.

Четвертое звено - итоговая проверка и учет знаний, умений, приобретаемых на всех этапах дидактического процесса. На этом этапе студенты должны проявить умение студентов реализовать межпредметные связи, решать задачи практического характера.

Виды, формы и методы контроля

Разнообразие видов, методов и форм контроля отражает реализацию принципа системности в оценивании учебных достижений студентов, - и именно в своем разнообразии они должны широко применяться в практике преподавания в колледже. Ведь это прекрасная возможность для студентов, будущих учителей, совершенствовать свои практические педагогические умения, пополнять свой педагогический багаж современными диагностическими методами и приемами. Исходя из этого, в преподавании предметов любого цикла, а естественнонаучного, в особенности, важны такие диагностические процедуры как:

  • устный индивидуальный опрос,
  • фронтальный опрос,
  • групповой опрос,
  • взаимоопрос,
  • письменный контроль,
  • тестовый контроль,
  • программированный контроль,
  • практический контроль,
  • взаимоконтроль,
  • самоконтроль.

Система диагностической деятельности в преподавании курса "Основы здорового образа жизни, анатомо-физиологические особенности детей и подростков"

Базируясь на длительном опыте работы в колледже и преподавания курса "Основы здорового образа жизни, анатомо-физиологические особенности детей и подростков" для студентов III третьего курса отделения иностранных языков, хочется поделиться собственным опытом по вопросу системности в оценивании учебных достижений студентов.

В начале учебного года, уже на первом занятии студентам предлагается выполнить программированную диагностическую работу, цель которого определить уровень обученности по предмету. Вопросы этой диагностики составлены таким образом, чтобы выявить общекультурный уровень знаний и эрудицию студентов-выпускников средней школы. Например:

Сердце человека расположено:

    • в левой части грудной полости;
    • в центральной части грудной полости;
    • в правой части грудной полости.

Селезенка - это орган:

  • кровеносной системы;
  • пищеварительной системы;
  • иммунной системы.

Чтобы избежать стрессового, нервозного состояния студентов на первом занятии и, одновременно, заинтересовать их изучением нового курса за эту работу, ставятся только отметки "4" и "5", остальные оформляются в журнале как зачет.

К сожалению, результаты этой работы очень слабые, коэффициент диагностической обученности соответствует 25-30%.

В конце первого занятия студентам предлагается домашнее задание "Интерпретировать в систему материал о многообразии наук, дающих информацию для учебного предмета "Основы здорового образа жизни, анатомо-физиологические особенности детей и подростков". На следующем занятии проводится выборочный контроль и самоконтроль выполнения задания.

Таким образом, с самых первых дней студенты ощущают систему контроля и учета знаний, что заставляет их более ответственно и осознанно относиться к учебному предмету.

В процессе изучения первой темы "Понятие здорового образа жизни" проводится текущая проверка знаний и учений в форме диагностической работы репродуктивного уровня. Здесь студентам предлагаются такие задания, как "дополнить...", " закончить фразу...", "назвать в порядке убывания распространенности...", " указать факторы...".

Анализируя результаты этой работы, убеждаешься в положительной динамике роста качества обученности. Оно составляет уже 75-80%.

Во время изучения следующей темы "Анатомо-физиологические и гигиенические аспекты нервной системы детей и подростков" студентам предлагается поработать с деформированным текстом: вставить пропущенные термины и провести взаимоконтроль выполнения задания. Подобного вида диагностика позволяет поставить студентов в позицию преподавателей, дает им первый опыт оценки знаний учащихся.

Учитывая принцип системности в оценивании учебных достижений, на занятиях постоянно проводятся текущие и повторные проверки усвоения материала. С этой целью предлагаются задачи различного уровня сложности: репродуктивного, практического, аналитического. Например:

  • "Объясните смысл рационального пищеварения в нижних отделах желудочно-кишечного тракта";
  • "Назовите положительно влияющие на сердечно-сосудистую систему экологические и гигиенические факторы";
  • "Оцените влияние стресса на организм человека".

Показатели коэффициента обученности по этим видам диагностики в течение года составляют от 70 до 80%.

Хочется поделиться накопленным нашей предметно-цикловой комиссией опытом по оформлению подобных письменных диагностических работ. В начале учебного года каждый студент заводит диагностическую карту, которая хранится у преподавателя и выдается студенту на время написания работы.

Каждая работа оформляется следующим образом: дата, номер, вид работы, тема.

Таким образом, студенты постоянно видят результаты своего труда, анализируют их, сравнивают между собой. Это позволяет вести контроль целостно, в системе, повышает ответственность студента.

Формированию общепедагогических учений и навыков, наряду с контролем знаний студентов, способствует фронтальный устный опрос, который проводится в активной форме. Задача студентов: самостоятельно грамотно формировать вопросы по изучаемой теме, использовать вопросы разного дидактического уровня (простые, уточняющие, объясняющие, практические, оценочные, творческие). Задавать их своим товарищам, выслушивать, анализировать и оценивать ответы. Эта работа сложна и непонятна студентам на первых занятиях, затем заинтересовывает их, позволяет углубить и систематизировать изучаемый материал.

В заключение необходимо рассказать о еще одной стороне учебной деятельности студентов при изучении курса "Основы здорового образа жизни, анатомо-физиологические особенности детей и подростков". Это - творческие работы и индивидуальные выступления студентов с предварительными опережающими заданиями. Эти виды деятельности ориентируют студентов на самостоятельную работу с научной литературой, формируют умение общаться с коллективом, развивают практические навыки, позволяют преподавателю оценивать творческий потенциал студентов.

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, нужно отметить, что данная система диагностики знаний студентов была апробирована и используется уже несколько лет. Она постоянно обновляется, корректируется и приводит к хорошим показателям качества обученности студентов (85-90%) и что еще важнее, формирует познавательный интерес к предмету, вызывает положительный эмоциональный настрой на учебу, подтверждая, таким образом, важность принципа системности в оценивании учебных достижений студентов колледжа.