Методы оценки и контроля в системе дистанционного обучения: проблемы и пути решения

Автор: Ульянова Ксения
Дата публикации: 14.05.2005

Рассматривая вопрос контроля в дистанционном обучении, необходимо, прежде всего, составить представление о том, что же такое "дистанционная форма обучения" и в чем ее особенности.

Дистанционное обучение, по определению, - это обучение на расстоянии, когда преподавателя и обучаемого отделяет значительное пространство. Подобная форма обу-чения издавна привлекала внимание педагогов и обучаемых. Такое обучение может принимать различные формы в зависимости от организации и используемых технологий (3;12).

Дистанционное обучение отвечает требованиям современной жизни, особенно, если учесть не только транспортные расходы, но и расходы на организацию всей системы оч-ного обучения. Отсюда все повышающийся интерес к дистанционному обучению не только университетскому, но к самым различным его формам, необходимым на протяжении всей жизни человека.

До недавнего времени в нашей стране подобное обучение в основном сводилось к обмену печатной корреспонденцией, эпизодическим встречам обучаемых с преподавате-лями во время зачетных и экзаменационных сессий. Это так называемое заочное обучение, которое было широко распространено во всех вузах страны, гораздо в меньшей степени - в школьном образовании. В других странах для целей обучения широко использо-вались наряду с печатными средствами возможности телевидения, видеозаписи, учебные радиопередачи.

В последние годы университеты разных стран мира обратили внимание на возмож-ности использования компьютерных телекоммуникационных технологий для организации дистанционного обучения. Компьютерные телекоммуникации обеспечивают эффективную обратную связь, которая предусматривается как в организации учебного материала, так и общением с преподавателем, ведущим данный курс (3;25-26).Такое обучение на рас-стоянии и получило в последние годы название "дистанционного обучения" в отличие от знакомого всем заочного обучения. Обучение на расстоянии особенно актуально для России с ее огромными территориями и сосредоточием научных центров в крупных городах .

Несмотря на все явные преимущества, дистанционное обучение постоянно сталкивается с рядом проблем и противоречий как теоретического, так и практического характера. Осуществление оперативного контроля за учебной деятельностью слушателей дистанционных курсов является до сих пор одной из главных проблем дистанционного обучения.

Действительно, при дистанционном обучении нет иного выхода, как предполагать достаточно высокую мотивацию самого обучаемого: у педагога нет практически никаких средств дисциплинарного контроля. При желании учащийся может легко ввести в заблуждение педагога-куратора относительно своих знаний, поэтому задача дистанционного контроля и оценки знаний достаточно сложна.

Если рассматривать структуру любого дистанционного курса, то можно выделить два независимых компонента оценки. Один из них должен осуществляться в условиях контроля и с удостоверением личности студента (обычно это экзамен), а второй должен позволять студентам работать в своем собственном темпе для завершения работы к заранее установленному предельному сроку (текущая оценка) (2).

Команда разработчиков курса может выбирать способ текущей оценки. К ним относятся:

  • Контрольная работа, проверяемая компьютером (СМА): объективные тесты с выбором ответа (т. е. вопросы, основанные на нескольких объективных утверждени-ях или суждениях), которые проверяются компьютером. Преимущества СМА в том, что они наименее дороги - из контрольных работ - и обеспечивают студентам быструю обратную связь (2).

В настоящее время подавляющее большинство дистанционных курсов, проводящихся на базе телекоммуникационной сети Интернет, включает обязательное тестирование слушателей в качестве контроля за их учебной деятельностью. Оно может быть массовым, охватывать большое количество учащихся одновременно.(3;84) При этом сразу же возникает проблема оператив-ной автоматической обработки большого количества тестов, которая успешно решается при использовании современных компьютер-ных технологий и телекоммуникаций.

Появилось даже новое понятие - телетестинг. Он организуется посредством распределения функций между локальным компьютером пользователя и центральным компьютером учебного центра (сервером). При этом на сервере действует специальная программа, содержащая большое количество разнообразных тестов, которые передаются клиенту в зависимости от способа его подключения к сети.

При наличии возможности соединения компьютера обучающегося с сервером в синхронном режиме слушатель курсов выполняет тесты в режиме реального времени. При этом результаты тестирования выдаются с большой скоростью. При соединении в асинхронном режиме студент получает вопросы теста от сервера, отвечает на них и отсылает по электронной почте на сервер, на что уходит некоторое количество времени. В этом случае возникает про-блема обеспечения достоверности результатов тестирования и получения доброкачественной информации о реальных знаниях слушателей, с которыми преподаватель не имеет непосредственного очного контакта.

Для защиты данных тестирования от фальсификаций могут быть предусмотрены следующие действия. На техническом уровне возможно использование различных шифров и кодировок для защиты самих тестов от несанкционированного доступа, запуск программ тестирования строго по паролям; защита на организационном уровне может заключаться в создании сети региональных (городских, районных, и т.п.) центров тестирования, имеющих официальную лицензию на проведение тестирования слушателей в регионах, обеспечивающих организованное прохождение тестирования под наблюдением методистов-преподавателей и технических консультантов. Для защиты на психологическом уровне целесообразно введение жесткого ограничения времени на ответ, постоянное случайное перемешивание вариантов ответов и заданий из обширного банка (3;84-5).

Однако, как выяснилось, очень сложным вопросом является не только организация тестирования, но и сам процесс оценивания и подсчета результатов. При оценивании ответов слушателей привычными ступенями "отлично", "хорошо", "удовлетворительно" и "неудовлетворительно" не удается добиться объективности и достоверности. Ведь разные преподаватели в разных вузах, школах или учебных центрах один и тот же ответ могут оценить совершенно по-разному. В этом случае принято ис-пользовать методику рейтинговой оценки, при которой зачетный итоговый балл формируется чисто статистически.

Уже несколько лет существует Международный тестологический стандарт для проведения тестирования. Этот стандарт ориентирует на то, что при определении проходного балла при телетестинге важным становится не количество выполненных заданий, а процент испытуемых, набравших определенный тестовый балл (3;85).

  • Контрольная работа, проверяемая и рецензируемая тьютором (Tutor marked assignment - TMA): письменная работа, пометки, оценки и комментарии к которой делают тьюторы курса или тьюторы-консультанты на основных курсах (2).
  • Проекты и серии работ (портфолио): контрольные, заставляющие студентов самих выбирать темы и/или собирать материал, включающие письменную часть работы, которая оценивается и комментируется тьютором курса и/или независимым экспертом.

Это так называемые проектно-коммуникативные методы оценки знаний и умений учащихся, которые широко используются в системе дистанционного образования. Они дают возможность преподавателям лучше узнать учащихся, детально проверить уровень их подготовки. Эти методы во многом субъективны, основаны на прямом личном контакте всех участников дистанционного обучения - преподавателей, учащихся, кураторов учебных групп. Именно в силу своей субъективности данная форма контроля практически не поддается автоматиза-ции. И это является самым большим недостатком данных методов контроля знаний, т. к. один преподаватель (куратор) учебной группы не может за один цикл обучения дать регулярную оценку работы более чем 20-30 слушателей (1).

  • Задания на проверку практических навыков, которые команда разработчиков курса отделяет от других практических работ, проверяемых с помощью ТМА или СМА.
  • Вопросы для самостоятельной оценки (SAQ): вопросы, включенные в мате-риалы курса, которые студенты используют, чтобы оценить свой уровень с помощью ответов и комментариев, которые также предоставляются в материалах курса (2).

Этот способ формирующей текущей оценки может применяться в дополнение к любому из предыдущих, которые в целом могут использоваться в целях итоговой суммарной оценки.

Для проведения оперативного промежуточного контроля при дистанционном обучении также очень удобно использовать раз-нообразные анкеты, рассылаемые слушателям в определенные сроки по электронной почте. Анкета является достаточно гибким инструментом, поскольку вопросы можно задавать множеством различных способов. Она требует тщательной разработки, ап-робирования и устранения недостатков до начала ее широко-го использования (1).

Команда разработчиков курса может установить этапные контрольные работы: в некоторых курсах может оказаться полезным заменить обычный итоговый письменный экзамен другими способами аттестации, например, написанием итогового эссе, защитой те-зисов, проекта. Но обычно каждый курс дистанционного обучения заканчивается провер-кой - письменным экзаменом трехчасовой длительности (4).

Все перечисленные методы организации контроля учебной деятельности очень хорошо реализуются в условиях телекоммуни-кационной сети. Причем не только с помощью наиболее современных синхронных видеотелеконференций, проходящих в ре-жиме реального времени и требующих немалых материальных затрат на свою организацию, но и с помощью ставших уже при-вычными всем электронной почты и системы асинхронных теле-конференций (1).

Подводя итог, можно сказать, что на сегодняшний день при дистанционном образовании еще не до конца осознается и не в полной мере оценивается важность для студентов задания на оценку. Между тем, именно при оценивании, осуществлении обратной связи происходит большая часть общения в условиях программы дистанционного образования, и, соответственно, эта работа является центральной во всем учебном процессе.

Решение и преодоление проблем, с которыми сталкивается дистанционное обучение в целом и система контроля и оценивания в частности, требует немалых затрат времени и средств. Очень часто они не связаны напрямую с добросове-стностью и оперативностью самого обучающегося, например про-блемы с выполнением заданий, контрольных работ в связи с пло-хой работой линий связи, компьютеров и т.п. Эти проблемы существовали и будут существовать еще достаточно долго, до тех пор, пока тех-ническая база организации дистанционного обучения на базе телекоммуникаций (при всех ее неоспоримых преимуществах) не станет совершенной.

Использованные источники

  1. Мур М.Г., Кирсли Г. Дистанционное обучение: системный обзор: Тесты и письменные работы http://www.cito.ru/gdenet/teaching/instruction/assignment/1
  2. Открытый университет, Система оценки (процедуры оценки и оценочная политика Открытого Университета Великобритании) http://www.cito.ru/gdenet/management/teaching/exams
  3. Полат Е.С. Дистанционное обучение. М.: Владос, 1998.- 328 с.
  4. Сатианараяна Р., Сешаратнам К. Письменные задания на оценку для студен-тов дистанционного обучения http://www.cito.ru/gdenet/teaching/instruction/assignment/4