Традиционный контроль на уроках русского языка: за и против, проблемы и перспективы

Автор: Дудко Елена Сергеевна
Дата публикации: 14.05.2005

Контроль знаний является одним из важнейших элементов системы обучения. С его помощью учитель получает обратную связь, позволяющую вести наблюдение за уровнем усвоения учащимися программного материала. В то же время выявление результатов обучения необходимо и для решения вопроса об эффективности используемой преподавателем методики и путях и способах ее совершенствования.

Контроль знаний имеет большое значение и для самих учащихся. Прежде всего, это возможность оценить результаты своего труда, а также наметить пути дальнейшего образовательного маршрута.

Хотелось бы подчеркнуть, что учет знаний и навыков - это не самоцель, а составная часть педагогического процесса, зависящая от цели и задач работы. Поэтому нельзя сосредоточивать внимание лишь на контролирующей функции зачетных, проверочных работ, за которые учащиеся получают определенные отметки, констатирующие, насколько хорошо или плохо согласно нормативным документам усвоена та или иная тема. С нашей точки зрения, главная задача контроля знаний - помочь учащимся научиться оценивать свою работу объективно и, в соответствии с этим, планировать свою дальнейшую деятельность. Причем обязательным условием этой деятельности должна быть ориентация на успех. Почему это важно?

В 1890 году американский философ и психолог У. Джемс (2) создал оригинальную формулу "человеческого счастья": самооценка = успех / притязание. Согласно этой формуле человек тем лучше себя чувствует, чем выше его самооценка, и наоборот, чем выше самооценка, тем лучше самочувствие. Прогрессивный путь повышения самооценки, по мнению автора, - помогать человеку идти по "Дороге успеха". Традиционные виды и формы опроса по русскому языку, такие как диктанты, зачеты (устные и письменные), творческие работы, в основном противоречат педагогике успеха. Несомненно, они имеют свои плюсы: обеспечивают проверку знаний, умений и навыков познавательного и практического характера; с их помощью можно определить уровень усвоения знаний. Но они имеют и существенный недостаток, заключающийся в том, что проверку таких работ, как правило, осуществляет учитель с опорой на нормативные документы, порой не допускающие вариантов в оценивании. К примеру, традиционно за одну орфографическую ошибку ставится отметка "4", за пять ошибок - "2". Зачастую это не формирует установки на успех, и вот почему.

Возьмем, к примеру, двух студентов. Диагностическая работа в начале года показала, что к началу изучения курса "Орфографический и пунктуационный практикум" первый студент находится на уровне "2", второй студент на уровне "4", то есть изначально они имеют разный базовый уровень. Начинается изучение темы "Корни с чередованиями", и проверочная работа показывает, что первый студент допускает на корни с чередованием одну ошибку и десять ошибок на другие орфографический правила, а второй студент - две ошибки на корни с чередованиями и ноль ошибок на другие правила. Согласно нормативным документам первому ученику надо поставить "2" за работу, а второму - "4". Но ведь степень усвоения темы и приложенные силы при работе над данным правилом у двух студентов разные, а получается, что для первого студента нет положительной оценки результатов его труда, хотя тему он усвоил (всего одна орфографическая ошибка на изученное правило). Второй же студент не повысил свой уровень знаний, но оценен положительной отметкой. Следовательно, в данном случае оценка формальна: она констатировала факт, но не зафиксировала уровень развития навыков познавательного и практического характера. В этой ситуации ориентации на успех нет ни у первого студента (как бы ни учил, все равно "2"), ни у второго (все дается легко). Таким образом, возникает необходимость в других методах оценки.

Одним из таких методов является дифференцированный подход, то есть обучение студентов по индивидуальному плану. Но, конечно, это не всегда возможно сделать на уроках русского языка, когда в группе много студентов и уровень их обученности очень разный.

В практике работы есть и другой вариант оценки работы студентов. Обычно он применяется для слабых учащихся. Это система зачетов/незачетов. Если студент усвоил основную тему, как в приведенном выше примере, то он за данную тему получает зачет. В отдельных случаях ученик может получить две отметки: первую за общее количество ошибок, вторую за количество ошибок по только что пройденной теме. Таким образом, у студента появляется мотивация к изучению следующей темы.

Кроме того, в этом году появилась идея курсов повышения грамотности, где обучение каждого строится по индивидуальному образовательному маршруту. Эти курсы организованы для всех желающих; по времени это одно двухчасовое занятие в неделю на протяжении 2 - 3 месяцев. Система работы подсказана пособием Н. М. Самсонова "Как повысить грамотность" (3), ускоренным курсом изучения русского языка Е. Евдокимова "Пишите без ошибок" (1), саморепетитором по русской пунктуации "Точка, точка, запятая…" под редакцией А.М. Ломова (5), учебным пособием Н. Г. Сорокиной "Русский язык. Суффиксы" (4).

Данные дидактические пособия носят тестовый характер. По ним учащийся может самостоятельно не только изучить и закрепить материал, но и проверить себя, используя ключи к заданиям. Принципы подбора материала в указанных источниках разные. Так, например, в учебном пособии по русскому языку Н. Г. Сорокиной (4) теоретический материал дается в виде таблиц, далее расположены тренировочные, обобщающие упражнения, в конце темы учащимся предлагается самостоятельно проверить и оценить свои знания. Недостатком является то, что в данном пособии упражнения подобраны на определенное правило, что делает работу менее эффективной и упрощает ее, поскольку учащийся знает, какая именно орфограмма включена в эти упражнения. С нашей точки зрения, работа по орфографии и пунктуации должна быть комплексной, то есть необходимо прорабатывать разные орфограммы и пунктограммы одновременно. Именно этот принцип лежит в основе пособия Н. Б. Самсонова "Как повысить грамотность" (3), по которому и строятся курсы повышения грамотности на отделении русского языка и литературы.

Данные курсы представляют собой систему занятий по совершенствованию навыков правописания. На первом занятии с помощью упражнений-тестов определяется исходный уровень грамотности каждого учащегося. Далее студент следует по своему индивидуальному маршруту: самостоятельно выполняет комплексные упражнения соответствующего уровня, в которых представлен учебный материал и по орфографии, и по пунктуации. Дидактический материал курсов представлен следующим образом. Под цифрой 1. помещены задания по орфографии: нужно вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки. Под цифрой 2. даны предложения, в которых необходимо расставить недостающие знаки препинания. Иногда все упражнение представляет собой связный текст.

Студенты выполняют упражнения самостоятельно с опорой на специальную орфографическую таблицу и пунктуационную схему, которые, активизируя возможности зрительной памяти, позволяют быстрее запомнить правила и ориентироваться в них. Проверка выполненных упражнений осуществляется самими учащимися по ключам к данным упражнениям. Все допущенные ошибки обязательно отрабатываются: студент выполняет дополнительные упражнение на данную орфограмму. Среди комплексных упражнений есть контрольные, позволяющие определить, насколько усвоен материал. Эти упражнения выполняются без опоры на орфографическую и пунктуационную таблицы. Второй комплект упражнений-тестов позволяет оценить результаты работы по повышению грамотности.

Как мы видим, в такой работе контроль знаний является именно элементом обучения. Среди положительных моментов данной системы можно выделить следующие:

  1. в работе учитывается разный уровень подготовки учащихся и предлагается соответствующий этому уровню набор тренировочных и контрольных упражнений, с помощью которых можно увидеть и оценить результаты работы;
  2. немаловажно, что учащиеся, выполняя упражнения самостоятельно и оценивая их, работают в удобном для них темпе, избегая тем самым некоторых психологических проблем;
  3. меняется роль учителя, теперь он только консультирует учащихся по непонятным вопросам;
  4. оценивание проводит сам студент, причем традиционные отметки за работу не ставятся (таким образом, снимается негативное отношение к бальной системе), а подсчитывается количество ошибок, фиксируется после выполнения каждого упражнения, и студент может сам видеть свои успехи в усвоении материала.

Пока рано говорить о результатах данной работы и эффективности использования именно этой системы обучения и контроля - об этом можно будет судить лишь по итогам конца года. Но надо отметить, что сами студенты положительно отзываются о курсах: во-первых, это дополнительные два часа в неделю занятий по русскому языку, во-вторых, на данных занятиях психологически они чувствуют себя лучше, комфортнее, чем на обычных уроках, и, наконец, студенты стали более уверенными в своих знаниях относительно некоторых орфографических тем.

Список литературы

  1. Евдокимов Е. В. Пишите без ошибок. Ускоренный курс изучения русского языка. - Нижний Новгород, 1996
  2. Казакова Е. И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха (школа на пороге нового века). - СПб., 1997
  3. Самсонов Н. Б. Как повысить грамотность: система занятий по орфографии и пунктуации... - М., 2001
  4. Сорокина Н. Г. Русский язык: Суффиксы Учебное пособие. - СПб., 2003
  5. Точка, точка, запятая... Саморепетитор по русской пунктуации. Под ред. .М. Ломова. - Воронеж, 1993