Исследование представлений студентов о коммуникативной компетентности

Автор: Коломенская Мария Владимировна
Дата публикации: 30.11.2004

Весь процесс воспитания, обучения в нашей жизни осуществляется посредством общения. Через общение педагог строит свои отношения с учащимися, проявляя свои личностные характеристики, и поэтому общение выступает как условие познания людьми друг друга (коммуникативная функция), организация взаимодействия (интерактивная функция), и формирование определенного эмоционального и поведенческого отклика на действительность в процессе влияния друг на друга (перцептивная функция) (1;10). Следовательно, компетентность учителя в общении проявляется в его способности реализовывать функции влияния, организации и передачи информации, в способности успешно решать коммуникативные задачи профессионального плана.

Часто значительная часть "педагогических просчетов" определяется не столько недостатками методической подготовки учителей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения, с изменениями характера взаимоотношений педагога с учащимися. Многим известны факты, когда человек, профессионал, замечательный специалист в своей области, становясь учителем, не может передать свои знания, умения, опыт из-за отсутствия навыков межличностного общения. Эти навыки необходимо развивать и студентам - будущим педагогам.

Общение - основа, средство, результат профессионально-педагогической деятельности учителя. Насколько педагог будет компетентен в общении, настолько эффективным будет результат его работы. Прежде, чем определить понятие "компетентность в общении", обратимся к понятию "компетентность" вообще. Итак, что значит быть компетентным?

  • Компетентный - знающий, осведомленный в какой либо области.
  • Компетенция - круг вопросов, в которых кто- нибудь хорошо осведомлен (4;282).

Профессиональная компетентность учителя - это сформированность в его труде различных сторон педагогической деятельности и педагогического общения, в которых самореализована личность педагога на уровне, обеспечивающем устойчивые положительные результаты в обучении, воспитании и развитии учащихся. ( А.К. Маркова)

Теперь рассмотрим понятие "коммуникативной компетентности".

Коммуникативная компетентность - это система внутренних ресурсов, совокупность знаний умений и навыков, необходимых для построения эффективного действия в определенном круге ситуаций межличностных взаимоотношений. Эта система - необходимое условие успешной реализации личности педагога в процессе профессиональной деятельности (2;8).

Коммуникативная культура личности, как и компетентность в общении не возникает на пустом месте, она формируется в деятельности. Это - необходимый аспект становления общей компетентности студента - будущего преподавателя, чья непосредственная деятельность - общение с целью передачи знаний, развития.

В Некрасовском педагогическом колледже № 1 будущие учителя развивают компетентность в общении, необходимую для будущей профессиональной работы, в курсах "Практикум по социально-психологическому обучению и развитию", "Педагогическое мастерство", на большом количестве часов непосредственной практики в учебных заведениях.

Социально-психологические тренинги являются эффективным средством воздействия, позволяющим решать широкий круг в области общения, основная цель которых - развитие профессиональной и личностной компетентности учащихся в области коммуникативных умений и навыков.

Исследование

На занятиях по учебной дисциплине "Практикум по социально-психологическому обучению и развитию" студентам 4 курса, после нескольких тренинговых занятий по блоку "Развитие коммуникативных навыков", было предложено составить список умений, навыков и качеств личности, по которым можно судить об уровне развития компетентности в общении и которыми необходимо обладать будущему педагогу для эффективной профессиональной деятельности.

Цель исследования: изучение представлений студентов педагогических специальностей о коммуникативной компетентности педагога.

Для исследования преставлений учащихся о коммуникативной компетентности использовался метод фокус-группы: учащимся нужно было продолжить перечень, состоящий из 10 пунктов, используя опыт, полученный и используемый на занятиях, и жизненный опыт.

    1. Умение устанавливать контакт.
    2. Умение собирать и правильно интерпретировать информацию.
    3. Умение слушать и слышать.
    4. Умение выровнять эмоциональное состояние свое и партнера.
    5. Внимательность.
    6. Доброжелательность.
    7. Заинтересованность.
    8. Эмпатия.
    9. Сензитивность.
    10. Объективность.

Что же еще считают студенты 4 курса (18-19 лет) из группы по специальности "Организаторы досуга" главным в общении? Они продолжили список таким образом.

  1. Умение поддерживать беседу.
  2. Культура общения.
  3. Искренность.
  4. Эмоциональная привлекательность.
  5. Тактичность.
  6. Гибкость.
  7. Проницательность.
  8. Глубокое понимание себя.
  9. Рефлексия.
  10. Социальный интеллект.
  11. Социально-перцептивные способности.
  12. Культура эмоций.
  13. Умение "пристроиться" к партнеру.
  14. Знание и умение применять психологические теории на практике.
  15. Умение решать конфликтные ситуации.
  16. Оптимизм.
  17. Чувство юмора.
  18. Открытость.
  19. Активность, инициатива в общении.
  20. Умение сформировать и реализовать собственную программу общения.

Вывод

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что представления студентов о коммуникативной компетентности достаточно разнообразны и отражают все стороны общения.

Выше перечисленные умения, навыки и качества личности необходимо формировать и развивать в жизни и в деятельности на специально организованных занятиях и тренингах. На тренинге по развитию коммуникативных навыков можно использовать следующие методы и приемы.

  1. Психогимнастика
  2. Анализ опыта (личного, профессионального)
  3. Групповая дискуссия (повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемой проблемы)
  4. Наблюдение за коммуникативным поведением других (эффективный способ повышения собственной компетентности)
  5. Игровые методы
  6. Упражнения
  7. Анализ и проигрывание ситуаций. При этом необходимо ориентироваться не только на усвоение готовых практических ситуаций, наиболее распостраненных в общении, которые могут закрепиться как стереотипы. Творческий характер педагогической деятельности, динамичность ее условий требует оперативной перестройки способов общения в зависимости от ситуации и вооружении педагога такими коммуникативными средствами, которые позволили бы ему выходить за пределы сложившихся обстоятельств.

Учителю в своей педагогической деятельности необходимо овладеть также 3 главными свойствами:

  1. Умению обучать
  2. Умению воспитывать
  3. Изучать учащихся с целью совершенствования учебно-воспитательного процесса (5;15)

Все эти 3 задачи реализуются в непосредственном коммуникативном процессе, поэтому преподавателям и будущим педагогам необходимо повышать и развивать компетентность в общении, чтобы добиться лучших результатов в своей деятельности. Кроме того, общение является одним из важнейших факторов развития, формирования многих сторон личности и расширении собственного кругозора.

Подводя итог выше сказанному, хотелось бы обратить внимание на то, что компетентность в общении является определяющим фактором становления общей профессиональной компетентности учителя, компетентность в общении можно и нужно развивать у студентов в период обучения в педагогическом колледже.

Список литературы

  1. Лукьянова М.И. Методика групповой оценки компетентности учителя и ее выраженности в профессионально значимых личностных качествах - Ульяновск: ИПК ПРО, 1996.
  2. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие - Ульяновск: ИПК им. Ульянова, 1996.
  3. Овчарова Р.В. Технология практического психолога в образовании - М.: ТЦ Сфера, 2000.
  4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка - М.: Азъ, 1996.
  5. Психология педагогического общения. Методическая разработка для преподавателей и студентов / под ред. Страхова В.И. - Саратов: СПИ им. К.А. Федина, 1980.