Компетентность - это...? Компетентный учитель сегодня
Автор: Сергеева Галина Руфиновна
Дата публикации: 30.11.2004
Компетентность - это латинское слово ("соответствую, подхожу") - знания и опыт в той или иной области (источник 4, стр. 614).
Компетентный педагог - кто это? Все ли педагоги могут быть компетентными? Зачем нам нужна профессиональная компетентность, или достаточно иметь определённый объём знаний в своей предметной области? Эти и другие вопросы возникают, когда думаешь о данной теме.
Профессор А.А. Крылов пишет: "... мастер педагогического труда - это, прежде всего, высококомпетентный в психолого-педагогической и собственной предметной области специалист, умеющий репродуцировать на высоком уровне профессиональные знания, навыки, умения" (3, 574).
Компетентный преподаватель интегрирует в себе высокий уровень профессиональных, педагогических, психологических, социальных качеств.
Также мы не должны забывать, что компетентный педагог - это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, определённый набор психологических качеств (характер, темперамент, тип нервной системы). Это стремление к новому творческому осмыслению своей работы, способность к развитию творческого потенциала (1, 410).
По исследованиям Б.Г. Ананьева развитие личности педагога и его профессии взаимосвязаны и взаимообусловлены (1, 410).
Мы можем предположить, что именно компетентный педагог обеспечивает положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии учащихся, но, я думаю, не надо забывать и о другой стороне педагогического процесса. Его результативность также зависит от мотивации учащихся на обучение и осмысленного получения новых знаний, навыков, умений с последующим переводом их в практическую деятельность. Для этого ценна система отслеживания, постоянного измерения качества (мониторинг качества), самоанализ деятельности на всех уровнях (рефлексия) - студент; преподаватель; кафедра; колледж; институт (2, 13).
Всё это важно особенно сегодня, когда правительство говорит о снижении качества подготовки специалистов. А мы для себя должны поставить задачу преемственности: "Компетентный учитель - компетентный студент" и решить её совместно с нашими учащимися.
Практическое исследование
Цель: выявить образ компетентного учителя у студентов 5 курса.
На уроках по педагогической психологии, используя технологию критического мышления, мы провели творческое занятие по теме: "Компетентный студент". Работали мы со студентами 4-ого курса отделения русского языка и литературы и 5-ого курса отделения иностранного языка. Меня как преподавателя порадовало то, что мы во многом являемся единомышленниками, и многие характеристики компетентного студента совпадали с качествами компетентного педагога. И хочется процитировать мысль А.А. Крылова: "Педагогическое творчество эффективно там, где оно опирается на высокую профессионально-педагогическую компетентность".
Главным результатом педагогической деятельности является сам учащийся, развитие его личности, способностей, умений (3, 575).
В результате обсуждения со студентами была составлена "гроздь" качеств, своеобразный "кластер", который можно дополнять и изменять:
Компетентный преподаватель
Организационные качества
- Активность
- Умение работать в группе
- Пунктуальность
- Работоспособность, трудолюбие
- Коммуникабельность
- Исполнительность
- Конкурентоспособность
- Умение передавать информацию
- Умение управлять, организовывать, увлекать
- Соответствие социальному статусу
Профессиональные качества
- Высокий профессиональный уровень
- Творчество в педагогической деятельности
- Интеграция информации
- Чувство долга
- Рефлексия
- Самообразование - повышение про фессионального мастерства
- Мотивация на педагогическую деятельность
Психолого-педагогические качества
- Корректность, тактичность
- Волевой фактор
- Адаптация к педагогической деятельности
- Адаптация к предметной деятельности
- Внешний имидж педагога
- Индивидуальные психологические особенности
- Нравственность
- Стрессоустойчивость
Вывод
На основании исследования "грозди" качеств компетентного педагога можно сделать следующие выводы:
- студенты выделяют три группы качеств компетентного педагога: организационные качества, психолого-педагогические и профессиональные;
- студенты смешивают понятия "компетентности" и "личности", что говорит о том, что в их представлении "компетентный" характеризуется некими идеальными чертами;
- никто из студентов не связывает компетентность с решением конкретных профессиональных задач.
Итак, можно судить о том, что у студентов присутствует обобщенный образ компетентного учителя и необходимо его прояснять на ситуативном уровне.
Список литературы
- Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования, М., 2001
- Скок Т.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность, М., 2000
- Психология под ред. А.А. Крылова, М. - "Проект", 1998.
- Советский энциклопедический словарь, М. - "Советская энциклопедия", 1987.