Компетентность - это...? Компетентный учитель сегодня

Автор: Сергеева Галина Руфиновна
Дата публикации: 30.11.2004

Компетентность - это латинское слово ("соответствую, подхожу") - знания и опыт в той или иной области (источник 4, стр. 614).

Компетентный педагог - кто это? Все ли педагоги могут быть компетентными? Зачем нам нужна профессиональная компетентность, или достаточно иметь определённый объём знаний в своей предметной области? Эти и другие вопросы возникают, когда думаешь о данной теме.

Профессор А.А. Крылов пишет: "... мастер педагогического труда - это, прежде всего, высококомпетентный в психолого-педагогической и собственной предметной области специалист, умеющий репродуцировать на высоком уровне профессиональные знания, навыки, умения" (3, 574).

Компетентный преподаватель интегрирует в себе высокий уровень профессиональных, педагогических, психологических, социальных качеств.

Также мы не должны забывать, что компетентный педагог - это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, определённый набор психологических качеств (характер, темперамент, тип нервной системы). Это стремление к новому творческому осмыслению своей работы, способность к развитию творческого потенциала (1, 410).

По исследованиям Б.Г. Ананьева развитие личности педагога и его профессии взаимосвязаны и взаимообусловлены (1, 410).

Мы можем предположить, что именно компетентный педагог обеспечивает положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии учащихся, но, я думаю, не надо забывать и о другой стороне педагогического процесса. Его результативность также зависит от мотивации учащихся на обучение и осмысленного получения новых знаний, навыков, умений с последующим переводом их в практическую деятельность. Для этого ценна система отслеживания, постоянного измерения качества (мониторинг качества), самоанализ деятельности на всех уровнях (рефлексия) - студент; преподаватель; кафедра; колледж; институт (2, 13).

Всё это важно особенно сегодня, когда правительство говорит о снижении качества подготовки специалистов. А мы для себя должны поставить задачу преемственности: "Компетентный учитель - компетентный студент" и решить её совместно с нашими учащимися.

Практическое исследование

Цель: выявить образ компетентного учителя у студентов 5 курса.

На уроках по педагогической психологии, используя технологию критического мышления, мы провели творческое занятие по теме: "Компетентный студент". Работали мы со студентами 4-ого курса отделения русского языка и литературы и 5-ого курса отделения иностранного языка. Меня как преподавателя порадовало то, что мы во многом являемся единомышленниками, и многие характеристики компетентного студента совпадали с качествами компетентного педагога. И хочется процитировать мысль А.А. Крылова: "Педагогическое творчество эффективно там, где оно опирается на высокую профессионально-педагогическую компетентность".

Главным результатом педагогической деятельности является сам учащийся, развитие его личности, способностей, умений (3, 575).

В результате обсуждения со студентами была составлена "гроздь" качеств, своеобразный "кластер", который можно дополнять и изменять:

Компетентный преподаватель

Организационные качества

  • Активность
  • Умение работать в группе
  • Пунктуальность
  • Работоспособность, трудолюбие
  • Коммуникабельность
  • Исполнительность
  • Конкурентоспособность
  • Умение передавать информацию
  • Умение управлять, организовывать, увлекать
  • Соответствие социальному статусу

Профессиональные качества

  • Высокий профессиональный уровень
  • Творчество в педагогической деятельности
  • Интеграция информации
  • Чувство долга
  • Рефлексия
  • Самообразование - повышение про фессионального мастерства
  • Мотивация на педагогическую деятельность

Психолого-педагогические качества

  • Корректность, тактичность
  • Волевой фактор
  • Адаптация к педагогической деятельности
  • Адаптация к предметной деятельности
  • Внешний имидж педагога
  • Индивидуальные психологические особенности
  • Нравственность
  • Стрессоустойчивость

Вывод

На основании исследования "грозди" качеств компетентного педагога можно сделать следующие выводы:

  • студенты выделяют три группы качеств компетентного педагога: организационные качества, психолого-педагогические и профессиональные;
  • студенты смешивают понятия "компетентности" и "личности", что говорит о том, что в их представлении "компетентный" характеризуется некими идеальными чертами;
  • никто из студентов не связывает компетентность с решением конкретных профессиональных задач.

Итак, можно судить о том, что у студентов присутствует обобщенный образ компетентного учителя и необходимо его прояснять на ситуативном уровне.

Список литературы

  1. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования, М., 2001
  2. Скок Т.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность, М., 2000
  3. Психология под ред. А.А. Крылова, М. - "Проект", 1998.
  4. Советский энциклопедический словарь, М. - "Советская энциклопедия", 1987.