Коррекционная педагогика в системе наук о человеке. Краткий экскурс в историю защиты детства

Автор: Шомшина Валентина Александровна
Дата публикации: 21.11.2004

Часть I: Отношение к проблеме от истоков государственности до середины XX в.

Из истории известно, что на всех этапах своего развития человеческое общество проявляло внимание к людям, имеющим те или иные нарушения физических или психических качеств. Если такие лица оставались без внимания, это становилось тяжелым бременем для общества и способствовало процветанию таких пороков, как преступность, тунеядство, бродяжничество.

В связи с этим у общества возникла необходимость определить свое отношение к данным лицам, их правовое положение, необходимые формы помощи.

С развитием общества менялось не только его отношение к аномальным людям, но менялись и критерии аномальности. Причем на определение рамок "норма-патология" влияет целый ряд факторов: уровень экономического, политического, нравственного, религиозного развития общества, состояние науки и культуры, просвещения, здравоохранения и др.

В зависимости от уровня развития общества к людям с различными психофизическими нарушениями предъявлялись определенные требования.

- Какие известны факты отношения к детям с различными физическими недостатками в рабовладельческом строе? (Такие дети подлежали физическому уничтожению).

Сенека писал: "Надо убивать уродов и топить тех детей, которые рождаются на свет хилыми и обезображенными. Так надо поступать не из-за гнева и досады, а руководствуясь правилами разума: отделять негодное от здорового".

На более поздних этапах развития рабовладельческого общества некоторые права ущербным людям всё же предоставлялись.

В феодальном строе, когда слишком велико было влияние церкви, любое отклонение от нормы расценивалось, как проявление "злого духа". Такие люди подвергались гонениям, отстранением от всякой общественной жизни и даже пыткам инквизиции.

В славянских государствах на детей с различными отклонениями смотрели как на "божьих людей", окружали их ореолом святости. В Киевской Руси широко было распространено милосердное движение: оказывалась посильная помощь убогим детям, приютам и богадельням, где проживали несчастные и больные люди.

Один из первых документов на Руси, обязывающий церковь заботиться об убогих, нищих и юродивых, был принят еще в 996 году князем Владимиром Святославичем. Ровно через 100 лет в 1096 году князь Владимир II (Мономах) в своем "Поучении" дает такие наставления: "Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте".

Подобные указы были приняты при Иване Грозном (о необходимости попечения больных, нищих и лишенных разума), в царствие Федора Алексеевича ( указы, запрещавшие бродить по улицам нищих, убогих, юродивых, обязывающие открывать для них богадельни , помещать "дураков" в монастыри.

В эпоху Петра I некоторые бояре, не желая отдавать своих чад на гос. службу, стали отправлять их под видом "дураков" в монастыри. Петр издал несколько указов " о дураках", где определял признаки дураков, дабы избежать симуляции. "Дураком" Пётр признавал тех, кто "отповеди учинить не может, не годится ни в какую науку и службу, недвижимое к пустому приводит, беспутство расточает". Однако эти указы не оказали большого влияния на бояр, ситуация изменилась лишь тогда, когда Пётр I приказал лишать "дураков" наследства и запретить им жениться. А ещё Пётр предлагал строить госпиталя для душевнобольных, но, к сожалению, этот указ широкого распространения не получил.

И только в царствование Екатерины II появились дома для душевнобольных, открылось несколько учреждений для присмотра за инвалидами и сиротами.

В XIX веке отношение к слабоумным начинает рассматриваться не только как проявление гуманности, но и как средство самосохранения общества: попадая на улицу, такие люди становились причиной роста преступности, асоциального поведения. Начинает создаваться законодательная база, появляются спецучреждения, ширится движение в защиту аномальных детей, появляются органы, контролирующие деятельность спец. учреждений, организующие индивидуальную опеку над слабоумными.

Новое отношение к детям с нарушениями развития и инвалидам формируется в нашей стране после Октябрьской революции 1917г. Больные и обездоленные дети получили право на воспитание, обучение, лечение. Все мероприятия государства, направленные на борьбу с беспризорностью, дефективностью, защиту прав, общее оздоровление подрастающего поколения, стали именоваться "охраной детства".

Охрана детства стала обязанностью сразу нескольких наркомов: Наркомпроса, Наркомздрава, Наркомсобеса, Наркомюста, ВЧК, детской комиссии при ВЦИКе. Деятельность спецшкол регламентировалась только решениями различных конференций, съездов, и лишь в1926 году выходит распоряжение Наркомпроса РСФСР "Об отборе детей во вспомогательные детские учреждения", которое стало первым официальном указанием о комплектовании вспомогательных школ.

Самым значительным событием в жизни вспомогательной школы является принятие коллегией Наркомпроса в 1931г. решения о введении всеобщего обязательного обучения дефективных детей в возрасте от 8 до 15 лет. Этим же решением вспомогательная школа была преобразована во вспомогательную фабрично-заводскую семилетку.

Вопросы и задания для самоконтроля:

  1. Приведите примеры из истории, литературы (называя конкретное произведение), исторических документов, характеризующие отношение общества к аномальным людям в России и других государствах в период до XX века. Прокомментируйте.
  2. Охарактеризуйте понятие "охрана детства". Когда оно появилось?
  3. От чего зависит отношение к аномальным людям, сиротам в обществе?
  4. Как вы оцениваете положение детей-сирот, инвалидов, опекаемых сегодня? Приведите примеры охраны детства сегодня.

Часть 2: От середины XX века до современности

Особую остроту проблема воспитания и обучения лиц с нарушениями в развитии приобрела после Второй мировой войны. Это было вызвано рядом причин:

  • прогресс развития экономики, образования, культуры и социальной жизни общества потребовал людей с высокоразвитым интеллектом;
  • введение обязательного обучения в развивающихся странах и повышение всеобщего образовательного ценза выдвинули проблему дифференциации обучения по познавательным возможностям;
  • в международном масштабе получила развитие проблема прав человека.

Особое внимание проблеме прав человека уделяет ООН. В 1948г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила Всеобщую декларацию прав человека. Это документ, который определяет права человека в различных областях.

Согласно этого документа:

  • все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах;
  • каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность;
  • все люди равны перед законом и имеют право на защиту закона;
  • никто не может подвергаться вмешательству в личную и семейную жизнь;
  • каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в различных областях;
  • каждый человек имеет право на образование.

В 1959 г., развивая положения Всеобщей декларации прав человека, Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребёнка. На основе этого документа, ребёнок в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе. В Декларации подчеркивается, что человечество обязано дать ребенку всё лучшее, что оно имеет. В ней провозглашено 10 принципов представления прав и свобод ребенку. Один из них напрямую относится к детям, имеющим дефекты в развитии:

"Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальный режим, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния".

Заметим, что проблема воспитания и обучения детей с недостатками в развитии возрастает до уровня международной. Многие международные организации держат в поле своего внимания эту проблему: ЮНЕСКО, Всемирная организация здравоохранения, Международная организация труда, Международная лига обществ помощи умственно неполноценным людям и др.

Усилия этих организаций направлены на решение целого ряда проблем:

  • разработка методов и критериев диагностики отклонений;
  • определение обязанностей государств в отношении этих лиц;
  • изучение путей совершенствования системы помощи этим лицам;
  • разработка правового положения инвалидов и др.

В 1960 г. в Женеве состоялась XXIII Международная конференция по народному образованию, которая приняла Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования. В Конвенции отмечалось, что аномальные дети в зависимости от своих возможностей имеют право на образование в спецучреждениях и в обычных школах среди нормальных сверстников. Конвенция разработала ряд рекомендаций по вопросам организации специального образования: раннее выявление умственно отсталых детей, использование методов диагностики, обеспечивающих предельную объективность, осуществление обязательного и бесплатного образования умственно отсталых детей.

1969 г. - Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию социального благосостояния, в которую вошли положения Конвенции о пособиях по инвалидности. Предусматривалась также защита прав и обеспечение благосостояния детей-инвалидов, обеспечение и защита людей с физическими и умственными недостатками, отмечалась необходимость принятия надлежащих мер по восстановлению трудоспособности лиц с умственными и физическими недостатками.

1971 г. - принимается Декларации о правах умственно отсталых лиц. Декларация признает необходимым оказание умственно отсталым лицам помощи в развитии их способностей, содействие в приобщении их к нормальной жизни в обществе. Особенно подчеркивается положение о том, что умственно отсталые люди имеют те же права, что и другие: право на образование, обучение, лечение, труд, а также имеет право на материальное обеспечение и на удовлетворительный жизненный уровень.

1975 г. - Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию о правах инвалидов. В этом документе уточнены и расширены права аномальных лиц, дано определение понятию "инвалид".

"Инвалид - лицо, которое в силу недостатка физических или умственных способностей не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и социальной жизни (ст.1).

1983 г. - провозглашена Конвенция о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов. На основании этого принят Закон РФ "О социальной защите инвалидов".

1989 г. - принята Конвенция о правах ребенка - "мировая конституция прав ребенка", документ провозгласил ПРАВОВУЮ ответственность государств, принявших её, за действия по отношению к детям. Она определила 4 основные требования, обеспечивающие права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества (ст.6). Сформулировала 2 основополагающих принципа:

  • ребёнок является самостоятельным субъектом права,
  • интересы детей имеют приоритет перед потребностями семьи, общества, религии.

Конвенция - это документ высокого социально-нравственного значения, признающий любого ребёнка частью человечества, и высокого педагогического значения, определяющего иной характер отношений к детям: доброжелательность и равноправие.

В нашей стране Конвенция вступила в силу в 1990 г.

Особое внимание в Конвенции уделено детям-инвалидам (см. ст. 23).

По последним статистическим данным, в России 4 млн. 592 тыс. инвалидов. Из них детей-инвалидов до 16 лет - 221 тыс. Следуя положениям Конвенции, СССР в 1990г. принимает Закон "Об основных началах социальной защищенности инвалидов СССР", где определяет ведущие принципы гос. политики в отношении детей-инвалидов, и здесь же принимается постановление Совмина "О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитательных учреждений...".

В 1992 г. вышел Закон РФ "Об образовании", в который включены положения о правах и гарантиях детей с отклонениями в развитии и поведении.

Вопросы и задания для самоконтроля:

  1. Согласны ли вы с высказыванием: "Уровень цивилизованности общества, авторитет нации определяются по положению детей-инвалидов, глубине заботы о них государства и общества в целом". Если нет, исправьте ошибку в высказывании, дайте обоснование, прокомментируйте высказывание.

Список литературы

  • Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики - М., 1999.
  • Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / под ред. Пузанова Б.П.- М. 1999.
  • Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике - М., 2002.