Коррекционная педагогика в системе наук о человеке. Объект, предмет и задачи коррекционной педагогики (КП)

Автор: Шомшина Валентина Александровна
Дата публикации: 21.11.2004

  1. Объект, предмет и задачи КП.
  2. Основные понятия КП.
  3. Взаимосвязь КП с другими отраслями знаний.

1. Объект, предмет и задачи КП

Вспомните, чем занимается наука педагогика. Продолжите фразу: "Педагогика - это наука о..."

Подберите однокоренные слова к слову "коррекционная", составьте с ними словосочетания. Продолжите: откорректировать текст, ...

Попробуйте сформулировать определение КП: "Коррекционная педагогика - это наука о...".

Вспомним, чем занимается "специальная педагогика". Продолжите фразу: "Специальная педагогика занимается изучением..."*. (Если вы испытываете трудности или хотите себя проверить, можно обратиться к подсказкам или комментариям, которые помещены в "Приложении", в тексте наличие подсказки или дополнительных комментариев обозначено *.)

Что общего мы видим в данных определениях?*

Что отличает эти две отрасли педагогики?*

На основе определений из научной литературы нами составлено рабочее определение КП. Сравните его с тем, которое вы дали сами.

"КП - отрасль педагогического знания, занимающаяся диагностикой, профилактикой, пед. коррекцией детей с незначительными нарушениями в психофизическом развитии и поведении, оказанием им помощи в обучении и адаптации в социуме".

Какие новые, значимые слова имеются в данном определении?

Докажите, что для данной отрасли педагогического знания эти добавления крайне необходимы.

Определите, что является объектом изучения КП?*

Поясним, в каких сферах возможны нарушения:

  • сенсорная сфера: слух, зрение;
  • двигательная: опорно-двигательный аппарат, моторика;
  • соматическая (телесная): хронические заболевания, детский церебральный паралич (ДЦП);
  • интеллектуально-речевая: умственная отсталость, речевые нарушения, задержка психического развития (ЗПР).

Определите, что является предметом изучения КП (вспомните предмет изучения педагогики)*.

К сожалению, в современной школе ежегодно увеличивается число детей с отклонениями в развитии и поведении. В связи с этим совершенно закономерно появление такой отрасли пед. знания как КП. Какие задачи ставит перед собой КП? (Чтобы ответить на этот вопрос, ещё раз посмотрите определение.)

Основу определения составляют три ключевых слова: ДИАГНОСТИКА, ПРОФИЛАКТИКА и КОРРЕКЦИЯ.

Чтобы знать что корректировать, мы должны знать природу и сущность отклонений, их причины. Сформулируйте задачу КП. Сверьте с записью ниже.

  • определение природы и сущности отклонений в развитии и поведении, выявление причин их появления;

Аналогично попробуйте самостоятельно выстроить цепочку рассуждений по обоснованию задач КП:

  • определение основных направлений коррекционно-педагогической деятельности по предупреждению и преодолению отклонений в развитии и поведении детей;
  • разработка и внедрение технологий, методов, приемов коррекционно-педагогического воздействия;
  • создание необходимой учебно-педагогической базы в подготовке учителей к коррекционно-педагогической деятельности и др.

2. Основные понятия КП

Как и любая наука КП имеет собственный понятийный аппарат. Сюда входят как общепедагогические, так и специфические термины.

Назовите общепедагогические термины:...

Попробуйте, опираясь на собственный опыт, назвать специальные термины КП.

Ознакомьтесь с основными терминами КП.

Коррекция (лат. Correctio - исправление) - система специальных и общепедагогических мер, направленных на исправление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков.

Компенсация (лат. Compensatio - возмещение, уравновешивание) - это процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма.

Адаптация школьная (лат. Adaptio - приспособлять) - процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям, к активной познавательной деятельности.

Реабилитация социальная (лат. Rehabilitatio - восстановление) - процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, нормальную общественно-полезную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками.

Депривация (лат.deprivatio - лишение) - психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов.
Можно выделить: двигательную депривацию, сенсорную (ограничение кинестетических, тактильных, визуальных, акустических раздражителей), эмоциональгую (самую сильную и ярко выраженную потребность), социальную.

Девиантное поведение (лат. deviatio - отклонение) - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали.

Делинквентное поведение - противоправное поведение.

Дефект - физический или психический недостаток.

Дисграфия - нарушение процесса письма, при котором ребенок пропускает или заменяет буквы, пишет их в зеркальном отражении.

Дислексия - нарушение процесса чтения, при котором неправильно воспроизводится звуковая форма слова, искажается понимание прочитанного (затруднение в опознании и узнавании букв, в слиянии букв в слоги и слогов в слова).

Аффект - нервно-психическое возбуждение, при котором контролирующая функция головного мозга ослабевает.

Аномалия - отклонение.

Задания:

  1. Прокомментируйте высказывание: "Объектом КП являются дети, имеющие четыре Д, т.е. дети, имеющие не ярко выраженный дефект, перенесшие в раннем детстве депривацию, в силу этого испытывающие школьную дезадаптацию и проявляющие девиации в поведении".
  2. Опишите основную фабулу произведения Макаренко А.С. "Педагогическая поэма" терминами КП.

3. Взаимосвязь КП с другими отраслями научного знания

КП, являясь одной из отраслей педагогики, взаимосвязана со всем блоком психолого-педагогических и специальных дисциплин. Вспомните основные науки, с которыми связана КП как отрасль педагогики. Особое место в этой связи имеет медицина, многие отрасли которой связаны с КП: педиатрия, психиатрия, офтальмология, отоларингология и др.

Д.З.

  1. Знать толкование основных терминов КП. Поупражняться в их использовании в речи.
  2. Подобрать еще несколько терминов КП, дать им толкование.

Список литературы

  • Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики - М., 1999.
  • Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / под ред. Пузанова Б.П. - М. 1999.
  • Коррекционная педагогика в начальном образовании /под ред. Кумариной Г.Ф. - М., 2001.

Приложение

Материал для самопроверки. К вопросу 1.

  • Специальная педагогика - отрасль педагогической науки, изучающая особенности развития, обучения и воспитания детей с отклонениями в психофизическом и умственном развитии.
  • КП изучает детей с незначительными отклонениями в психофизическом развитии и поведении.
  • Чтобы знать, как корректировать, нужно знать что корректировать. Для этого необходима диагностика. Легче предупредить отклонение, чем потом его корректировать. Для этого нужна профилактика.
  • Личность ребенка, имеющего НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ отклонения в психофизическом развитии и поведении.
  • Предметом изучения КП является процесс дифференциации обучения, развития и воспитания детей с недостатками в психофизическом развитии и отклонениями в поведении, технология организации и осуществления этих процессов.