Профессиональное самоопределение студентов как условие формирования компетентного специалиста (мотивационно-ценностный аспект)

Автор: Мондонен Оксана Юрьевна
Дата публикации: 21.11.2004

Современное общество предъявляет все новые и более высокие требования к каждой личности в связи с прогрессом техники, науки, усложнением социальных отношений. Это вызывает необходимость постоянно развивать и совершенствовать подготовку каждого специалиста, в области образования в том числе. Основными направлениями, по которым ведется поиск улучшения профессиональной подготовки специалиста, является фундаментальность образования, дальнейшая гуманизация образовательного процесса, его целенаправленная профессионализация и компетентностный подход.

Анализ современной психолого-педагогической литературы показывает, что категория "профессиональная компетентность" должна стать одной из важнейших характеристик деятельности учителя, "интегральным качеством личности, выступающим как результат профессионально-педагогической подготовки и как важнейшее условие ее эффективности". Профессиональная компетентность в полной мере может проявиться лишь у работающего учителя, в то же время ее предпосылки и отдельные стороны формируются уже в период обучения в образовательном профессиональном учреждении.

Сущность процесса профессиональной подготовки в условиях учреждения среднего профессионального образования заключается в постепенном накоплении и обобщении студентом специальных знаний, представлений, поэтапной выработке у него практических умений и навыков, особых личностных качеств, необходимых для успешной работы по данной профессии, т.е. формирование компетентного специалиста. Период обучения следует рассматривать как важнейший этап профессионального самоопределения будущего специалиста.

Профессиональное самоопределение - это процесс формирования отношения личности к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности, что в перспективе поможет человеку адаптироваться к жизни в быстро меняющихся социально-экономических условиях.

Из всего выше сказанного мы можем утверждать, что процесс профессионального самоопределения является одним из условий формирования компетентного специалиста.

Наряду с характеристиками профессионального самоопределения, выделенными С.Н. Чистяковой (осознанность процесса и результата выбора, противоречивость внешних и внутренних факторов, широта, степень структурности, устойчивость), можно представить ряд других показателей, раскрывающих сущность изучаемого процесса.

К ним относятся:

  • мотивы профессионального выбора;
  • профессионально-ценностные ориентации;
  • наличие индивидуального жизненного плана.

С позиций нашего исследования перечисленные категории образуют ядро профессионального самоопределения, безусловно, влияющее на становление компетентного специалиста.

Критериями сформированности готовности к профессиональному самоопределению являются:

Когнитивный: степень представления учащихся об индивидуальных психофизиологических качествах; степень ознакомления с содержанием профессиональной деятельности; степень информированности учащихся об общих и специальных профессионально важных качествах личности в данной профессиональной сфере деятельности.

Мотивационно-ценностный: характер мотивации и активности учащихся, осознание личной и общественной значимости будущей профессии, связь интересов с ценностными ориентациями, интенсивность эмоциональных переживаний, волевых усилий, внимания.

Деятельностно-практический: способность соотнесения учащимися индивидуальных особенностей и профессиональных требований к профессии, владение основными приемами работы.

Для анализа мотивационно-ценностного критерия профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа нами была разработана методика, позволившая провести констатирующий эксперимент на базе Некрасовского педагогического колледжа №1. Его задачей было выявить мотивацию профессионально-педагогической деятельности и систему жизненных ценностей студентов. В эксперименте приняли участие 98 студентов II курса Некрасовского педагогического колледжа №1.

Для выявления иерархической системы ценностей была проведена методика Рокича. Анализ результатов представлен в таблице:

Иерархическая система основных жизненных ценностей студентов

Блоки ценностей Настоящее Ближайшее будущее Отдаленное будущее
Важность и значимость профессии в процессе жизнедеятельности человека:
Нужная и полезная для людей профессия; любимая и интересная работа; дело, которое станет самым важным в моей жизни
III I II
Роль взаимоотношений со сверстниками, их важность и значимость для испытуемых:
Взаимопонимание, хорошие отношения с друзьями; верный, надежный, преданный друг; любимый человек
I II I
Вещное окружение человека:
Материальная обеспеченность; иметь красивые и модные вещи (одежда, магнитофон, машина и тому подобное); и меть средства для отдыха и развлечений (деньги, машина, дача, радиоаппаратура и тому подобное)
V V V
Образ "Я": аспекты:
нравственный: сочувствовать тем, кто попал в беду; честный и правдивый человек; информативно-культурный: целеустремленный, волевой человек, ответственный и настойчивый человек;
регулятивно-волевой: эрудированный и культурный человек; понять все, что меня окружает.
II IV IV
Важность для человека того положения, которое он занимает в различных сферах жизнедеятельности: иметь такую профессию, за которую люди будут меня уважать; быть модно одетым, иметь машину, деньги - это очень важно в жизни; авторитет и уважение товарищей; сделать из себя настоящего человека IV III III

В настоящее время студентов - второкурсников больше всего волнуют отношения со сверстниками. Они находятся в активном поиске верного, надежного, преданного друга, любимого человека. Важно отметить, что это терминальная ценность имеет большую значимость для студентов и в отдаленном будущем (1 место), и в ближайшей перспективе (2 место).

На втором месте актуален для студентов интерес к себе как индивиду, т.е. к образу-Я. Это представляется вполне закономерным результатом действия гуманистических тенденций в современном образовании, ибо интерес будущего педагога к себе как к индивиду - первая ступень в развитии гуманистических ценностей. Но в ближайшем и далеком будущем эта ценность становится менее значимой и отодвигается на 4 место.

Важность и значимость выбранной студентами профессии, как ценности отодвинуто на третье место. Но зато в ближайшем и отдаленном будущем эта ценность занимает у студентов 1 и 2 места соответственно, т.е. студенты хотят, мечтают овладеть выбранной специальностью и для будущей жизни эта ценность важна и значима не менее, чем взаимоотношения со сверстниками.

Менее значимо для студентов в настоящее время положение, которое они занимают в различных сферах жизнедеятельности (4 место): в профессии, в общении, в вещном окружении и в собственных глазах. Но студенты мечтают самоутвердиться через различные сферы жизнедеятельности уже в ближайшей перспективе (3 место) и в далекой (3 место).

И совсем незначимо как в настоящее время так и в ближайшей и отдаленной перспективе для студентов вещное окружение (5 место), а именно: материальная обеспеченность, красивые модные вещи (вероятно, большинство студентов не испытывают недостатка материальных средств в семье).

Для диагностики мотивации профессионально-педагогической деятельности мы использовали методику К. Замфир в модификации А.Реана. В основу методики положена концепция внутренней и внешней мотивации. Студентам было предложено оценить мотивы профессиональной деятельности по их значимости для каждого по пятибалльной шкале: 1 балл - в очень незначительной мере; 2 балла - в достаточно незначительной мере; 3 балла - в небольшой , но и не в малой мере; 4 балла - в достаточно большой мере; 5 баллов - в очень большой мере.

Мотивы профессиональной деятельности Баллы
1 Денежный заработок  
2 Стремление к продвижению по работе  
3 Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег  
4 Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей  
5 Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других  
6 Удовлетворение от самого процесса и результата работы  
7 Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности  

На основании полученных результатов был определен мотивационный комплекс личности студента. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ (внутренняя мотивация), ВПМ (внешняя положительная мотивация) и ВОМ (внешняя отрицательная). Анализ результатов представлен в таблице:

Мотивация профессиональной деятельности

  Мотивационные комплексы %
1 ВМ > ВПМ > ВОМ 40
2 ВМ = ВПМ > ВОМ 13
3 ВПМ > ВМ = ВОМ 17,4
4 ВПМ > ВОМ > ВМ 6,5
5 ВОМ > ВПМ = ВМ 10,8
6 ВОМ > ВПМ > ВМ 15,2

Обработка результатов

Нами подсчитались показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами.

ВМ = оценка п.6 + оценка п.7 / 2
ВПМ = оценка п.1 + оценка п.2 + оценка п. 5 / 3
ВОМ = оценка п.3 + оценка п.4 / 2

Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное).

На основании полученных результатов были определены мотивационные комплексы личности. К наилучшим мотивационным комплексам следует отнести 1 и 2. К наихудшим 5 и 6. Между этими комплексами заключены промежуточные с точки зрения их эффективности иные мотивационные комплексы 3 и 4.

По данным Реана А.А. (1990,1999) удовлетворенность профессией имеет значимую соотнесенность с оптимальностью мотивационного комплекса педагога. Иначе говоря, удовлетворенность педагога избранной профессией тем выше, чем оптимальнее у него мотивационный комплекс: высокий вес внутренней и внешней положительной мотивации и низкий - внешней отрицательной.

Кроме того, Реаном А.А. была установлена и отрицательная соотносительная зависимость между оптимальностью мотивационного комплекса и уровнем эмоциональной нестабильности личности педагога.

По результатам нашего исследования у 53% (суммарное число 1 и 2 пунктов) опрошенных второкурсников определяется наилучший мотивационный комплекс. Это свидетельствует о том, что активность студента в овладении профессией в колледже мотивирована самим содержанием педагогической деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, возможностью наиболее полной самореализации именно в данной деятельности. При этом у этого числа студентов определяется низкий уровень эмоциональной нестабильности. У 27% (суммарное число 5 и 6 пунктов) студентов наихудший мотивационный комплекс, т.е. деятельность студентов обусловлена мотивами избегания, порицания, желанием "не попасть впросак" (которые начинают превалировать над мотивами, связанными с ценностью самой педагогической деятельности, а также над внешней положительной мотивацией). У этого числа студентов высокий уровень эмоциональной нестабильности. Скорей всего, это связано с мотивами поступления в колледж и с ожиданиями каждого студента.

Анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, позволил нам сделать следующие выводы:

  1. По результатам нашего исследования у большинства опрошенных второкурсников определяется наилучший мотивационный комплекс. Это свидетельствует о том, что активность студента в овладении профессией в колледже мотивирована самим содержанием педагогической деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, возможностью наиболее полной самореализации именно в данной деятельности. При этом у этого числа студентов определяется низкий уровень эмоциональной нестабильности.
  2. Наблюдается дифференциация молодежи по характеру нравственных ориентаций. Сосредоточенность внимания на взаимоотношениях со сверстниками не заслоняет от молодых людей общественные проблемы. Вместе с тем сложная ситуация в обществе изменяет профессионально-нравственные установки молодежи, делая их более рациональными, жесткими, заставляя ориентироваться на более прагматичный образ жизни. Противоречивость позиции вскрывает всю сложность профессионального и личностного становления молодого человека, трудности поиска и саморазвития в новой России.
  3. Анализ результатов эксперимента позволяет сделать вывод о том, что студенты испытывают огромные трудности при определении своих жизненных целей и перспектив. Многие студенты построение своего жизненного плана не воспринимают осознанно или вообще не хотят задумываться о будущем. К перечисленным трудностям в нашей стране добавляются те, которые обусловлены непростой социальной ситуацией, на фоне которой происходит профессиональное самоопределение. Высокая степень нестабильности и неопределенности жизни, неясность перспектив социального развития общества ведут к тому, что многие молодые люди с тревогой смотрят в завтрашний день. В этих условиях усилия педагогов и психологов должны быть направлены на оказание поддержки в развитии, способности видеть перспективу своей будущей жизни.

Список литературы

  • Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя: Монография / В.А. Адольф; М-во общего и проф. Обр. РФ, Краснояр. Гос. ун-т. - Красноярск, 1998, с.51.
  • Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПБ, М, Харьков, Минск,2001.