Курс лекций "Творчество зарубежных композиторов разных эпох"

Автор: Богданова Т.П.
Дата публикации: 20.11.2004

Лекция № 1
"Музыкальные жанры"

В музыкальной культуре человечества за прошедшие века как в волшебной копилке накопилось множество разнообразных музыкальных произведений и отдельных мелодий.

Различных по содержанию, настроению, написанных для солистов и различных групп исполнителей. Все они относятся к разным видам, так называемым жанрам. Понятие - жанр - принадлежит не только к музыкальному искусству. В литературе, живописи и др. искусствах за время их существования сложились различные виды произведений. В литературе - это роман, повесть, рассказ; в поэзии - сонет и баллада; в живописи - пейзаж и портрет; в музыке - вокальная, камерная, симфоническая музыка и т.д.

Значит к одному жанру мы можем отнести произведения, написанные для определённого состава исполнителей, сходных логикой построения, способностью передать характерные черты эпохи, времени своего возникновения, с типичным кругом образов и жизненным предназначением. В музыке понятие жанра очень ёмко и многогранно. Например: к камерному жанру мы относим произведения, написанные для отдельных инструментов (фортепиано, скрипки, трубы и т.д.) и для небольших ансамблей и оркестров.

В каждом жанре складывается своё, определенное сочетание выразительных средств, комплекс художественных приёмов, которые легко узнаются и запоминаются.

Одним из древнейших музыкальных жанров является народная, фольклорная музыка, в основе которой лежит песенная мелодия, передающая особенности национального колорита в произношении гласных звуков и слов, присущие определенным районам.

Особая манера исполнения играет здесь очень важную роль. Это связано со многими особенностями культуры и быта. Недаром fOLKLORE (староангл.) переводится как - Народная мудрость.

Есть жанры, которые порождены были непосредственно народным творчеством. Это своего рода "первичные жанры" музыкального искусства. Их всего лишь два - песня и танец. Песня - жанр не только народной, но и профессиональной музыки. К числу создателей песни, в духе народной, принадлежал рад русских композиторов первой половины XIX века , таких как Алябьев, Варламов, Гурилёв и другие.

Рядом с песней существует другой, родственный ей жанр вокальной лирики - романс.

Нелегко провести точную грань между песней и романсом. И всё же можно указать более или менее устойчивые различия. Прежде всего: романс - более сложное и развитое по форме произведение. Чувство в нем носит характер более личный, интимный.

Романсы пишутся на возвышенные поэтические тексты, в которых мечты и душевные порывы героя созвучны состояния окружающей природы.

Хоровое пение - один из жанров вокальной музыки. Хоровое исполнение подразумевает гармоничное звучание различных партий голосов, единое чувство, настроение, всеобщее стремление каждого участника коллектива донести до слушателя замысел композитора, раскрыть все нюансы художественного содержания произведения.

Для хора пишут песни, отдельные хоровые произведения, хоровые поэмы; хор - одно из главных "действующих лиц" в опере.

Удивительные по красоте русские плясовые и протяжные песни вдохновляли композиторов на создание произведений с использованием подлинных тем народных мелодий, которые неоднократно повторяясь изменяются темброво, фактурно и мелодически, как бы варьируются. Такой жанр и форма получили название - вариации.

Одним из старейших музыкальных жанров можно назвать жанр прелюдии. Прелюдия - предварительная игра. В XVII веке прелюдия открывала танцевальные сюиты, предшествовала фуге, предваряла церковное песнопение - хорал. Это чисто импровизационный жанр. Прелюдировать - значит свободно фантазировать.

Музыка не существует вне времени. Слушая прелюдии И.С. Баха, мы словно переносимся во времена подчас далёкие от нас, и можем почувствовать те настроения и мысли, которые волновали людей той далёкой эпохи.

В развитии жанра складывается определённый тип мелодии, черты ритмического рисунка и облик аккомпанемента. Вот уже более двух веков живет и пользуется неизменной любовью танец, то плавный, то подвижный в 3-х дольном ритме, с характерным аккомпанементом. Это - вальс. Признанным королём вальса считают австрийца Иоганна Штрауса.

Однако невозможно представить себе музыкальное искусство без вальсов Фредерика Шопена, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева. "Вальс-фантазия" М.И. Глинки - шедевр русской классической музыки.

Лекция № 2
"Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель"

Эта лекция посвящена двум величайшим немецким композиторам Иоганну Себастьяну Баху и Георгу Фридриху Генделю, представителям причудливой и пышной эпохи Барокко, блиставшей именами Рубенса, Караваджо, Веласкеса, Шекспира и Вивальди. 1685 год - счастливы год в истории человеческой культуры. В этот год в Германии родились И.С. Бах (в Тюрингии) и Г.Ф. Гендель (в Саксонии).

В течение 200 лет представители семьи Бах служили придворными музыкантами и церковными органистами при княжеских дворах в разных городах Германии и пользовались большой известностью. Само имя Бах было синонимом музыканта. И то, что Иоганн Себастьян стал музыкантом и композитором, было предопределено самой историей семьи и, конечно, гениальной одарённостью ребёнка.

Родители Генделя были далеки от музыки, и желание Георга Фридриха заниматься музыкой встречало упорное сопротивление со стороны отца.

Творческая судьба двух этих гениев сложилась по-разному. В силу склонности характера и душевной потребности, Бах - церковный органист и кантор (учитель пения в церкви), вёл скромную жизнь, наполненную непрерывным трудом, зарабатыванием денег для своей многочисленной семьи. Среди сограждан он был известен как виртуоз-органист и клависинист. Композитору-Баху открыто предпочитали музыкантов, чьи имена едва сохранила история.

Гендель же - будучи придворным музыкантом английского короля, пользовался милостями аристократии как композитор и исполнитель. Репутация Генделя - артиста стояла чрезвычайно высоко.

В юности Георг Гендель два года провёл в Италии, где при поддержке герцогов Медичи изучал музыкальное искусство Италии и, прежде всего оперное.

Итальянская опера принесла Генделю владение вокальным стилем. Уже тогда Гендель пишет оперы, сделавшие его имя известным. За 30 лет жизни Гендель написал 40 опер. Музыка Генделя передаёт большие простые сильные чувства: стремление победить и радость победы, прославление героя и светлую скорбь о его славной гибели, блаженство любви и покоя, благостную поэзию природы.

Клавирное творчество Генделя объединяет множество отдельных пьес и три сборника сюит, традиционного барочного жанра, включающего в себя пьесы танцевального и нетанцевального характера. В своих сюитах Гендель с удовольствием менял не только традиционную последовательность пьес, но и метроритмическую структуру танца, что совершенно меняло их художественное восприятие. Так старинный танец "Пассакалья" из клавирной сюиты № 7 танцевальную 3-х дольность меняет на 4-х дольную поступь, суровую в своей патетике. Вариационная форма "Пассакальи" даёт возможность наиболее полно раскрыть художественный образ произведения в процессе контрастного сопоставления отдельных его частей.

Основной принцип Барокко - создание иллюзии бесконечности звучащего пространства, передача движения в момент его наивысшего напряжения - в творчестве Баха получил своё законченное воплощение, благодаря полифонической, многоголосной технике письма. Для Баха полифония была не только средством выражения музыкальных мыслей. Бах был подлинным поэтом полифонии и единственным в своём роде.

Тематика баховских сочинений иная, нежели у Генделя. Бах изображает своего героя не в активной борьбе, не в героических подвигах. Его герой - простой человек, размышляющий о смысле жизни, о своём предназначении, о Боге и покаянии. И именно полифония помогает передать состояние философской самоуглублённости.

Прелюдия и фуга-2-х частный полифонический цикл для клавира представляет собой единство свободной импровизационного характера прелюдии и строгой, построенной по чётким законам фуги. Главное, что их объединяет - художественный замысел, напряженный пафос высказываний, преувеличенность эмоций.

С 1729 года в течение 10 лет Бах руководил оркестром Лейпцигского студенческого общества "Collegium musicum" и писал для него музыку. Студенческое общество устраивало публичные музыкальные собрания, которые славились в Лейпциге. Концерты проходили каждую пятницу и 8 до 10 вечера в "Кофейном доме" Циммермана. На одном из таких концертов состоялась премьера оркестровой сюиты си минор, последняя часть которой под названием "Скерцо" ("Шутка") так понравилась публике, что была дважды исполнена музыкантами.

Бах сочинял почти во всех музыкальных жанрах (кроме оперы) и каждый его опус - шедевр органной, оркестровой или хоровой музыки. Вокально-хоровая музыка Баха - это оратории, духовные и светские кантаты, мессы и страсти. Все названные жанры - это многочастные произведения, где небольшие хоралы органично вплетаются в общую канву произведений. Короткая молитва в строгом 4-хголосном хоровом изложении - это хорал.

Бах равно велик в выражении простых человеческих чувств и в передаче глубин народной мудрости, в высокой трагедийности и в раскрытии всеобщей устремлённости к миру.

Для композиторов последующих поколений творчество И.С. Баха стало "десятью заповедями" не только эстетики, но и этики творчества, и подвигло на создание оригинальных сочинений в духе баховской стилистики, с использованием тем или оборотов музыки Баха. На тему прелюдии до мажор Баха Шарлем Гуно была написана великолепная вокальная молитва "Ave Maria" ( XIX век).

В XX веке интерес к музыке Баха неизменно возрастает. К его творчеству приковано внимание композиторов Европы (Пауль Хиндемит) и Америки (Эйтор Вила-Лобос)

Лекция № 3
"Венские классики"

Звучание хора из оперы В.А. Моцарта "Волшебная флейта" наполнено светом, радостью, нежностью и чистотой. Откуда же пришли к нам эти волшебные звуки?

Произведения, столь ладно скроенные, где выверена каждая фраза, каждое предложение; с прозрачной фактурой и выразительной мелодией - дитя XVIII века, эпохи, получившей название - Классицизм. "Classicus"- значит образцовый, правильный. Классицизм в музыке - это сочетание особой глубины и разнообразия содержания, ясности и простоты с исключительным совершенством и отточенностью форм. Музыкальный классицизм XVIII века называют "Венским классицизмом" и связывают с именами трёх композиторов, живших и творивших в Вене - Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена.

Венская классическая школа подытожила многие процессы, тенденции и явления, которые на протяжении долгого времени зрели и аккумулировались в европейском искусстве. Полифоническое письмо уступило место гармоническому складу с яркой мелодией и четким выверенным аккомпанементом. Сложились жанры классической инструментальной сонаты, квартета, симфонии. "Отцом симфонии" называли Йозефа Гайдна.

В основе эстетики классицизма лежало убеждение, что все в мире разумно, что на земле и в природе, и в жизни царит установленный свыше порядок; своеобразное равновесие истины и красоты - отсюда стремление к созданию идеального по форме произведения.

В историю культуры это время вошло также под названием "Века Просвещения".

Йозеф Гайдн (1732-1809) - первый венский классик. Жизненный и творческий путь Гайдна был на редкость долгим. При Гайдне протекала деятельность мастеров Барокко Генделя и Баха; Моцарт, словно ослепительная комета, осветил своим присутствием жизнь композитора. Музыкальная культура Великой французской революции сложилась тогда, когда Гайдн уже достиг наивысшей творческой зрелости. При жизни Гайдна была написана большая часть симфоний Бетховена, который в молодости брал у него уроки. При Гайдне начал свою творческую жизнь романтик Франц Шуберт. На этом столь продолжительном творческом пути, будто пролегающем сквозь разные пласты художественной культуры, Гайдн проявлял удивительную самостоятельность.

Разум - Бог просвещения - определил рационалистическую основу творчества Гайдна. Он был достойным сыном того великого поколения, к которому принадлежали Дидро, Руссо, Шиллер и Лессинг. Музыка Гайдна почти всегда пронизана оптимизмом, радостью бытия. Бодрая, жизнерадостная, уходящая своими корнями в народное творчество, она привлекает своей непосредственностью, искренностью и энергией.

В музыке Вольфганга Амадея Моцарта гармонично сочетаются культ разума, идеал благородной простоты и культ сердца, идеал свободной личности. Стиль Моцарта всегда считался олицетворением изящества, лёгкости, живости ума и постине аристократической изысканности. Г.В. Чичерин писал: "Ни один композитор так не утончён, не требует такой музыкальной культуры, как Моцарт. Он ближе всего к Леонардо да Винчи. "Джиоконда" есть музыка Моцарта в красках".

Среди огромного количества произведений, созданных гением Моцарта, оперы - любимые детища. Какая богатая галерея жизненных образов выведена в моцартовских операх. Возвышенные и комические, нежные и озорные, умные и простоватые - все они изображены естественно и психологически достоверно.

Совершенство творений Моцарта, поэтичность музыкальных образов и драматический талант в своё время открыли двери музыкального театра перед юным П.И. Чайковским, который в последствии писал: "Моцарт - есть высшая, кульминационная точка, до которой красота достигала в сфере музыки... то, что мы называем идеал".

Моцарта называют "Солнцем музыки", "Детством музыки", "Вечным солнечным светом".

А вот третьего венского классика Людвига ван Бетховена называли "Титаном"! Художник - титан и человек - титан, который в искусстве и в жизни противостоял ударам судьбы, выступал против косности и посредственности, поддерживал идею свободы и равенства. В юности, горячо воспринявший идеи французской революции, Бетховен в своих сочинениях отразил героику революционной борьбы, мощное дыхание пробудившихся масс.

Бетховен считал искусство делом огромной человеческой значимости. "Свобода и прогресс - вот цель искусства как и всей жизни", - говорил Бетховен.

Бетховен продолжатель традиций Моцарта. Но его музыка приобретает совершенно новые выражения: она становится более серьёзной; драматизм в музыке доходит до трагизма, юмор - до иронии, а лирика становится откровением страдающей души, философским размышлением о судьбе и мире. Фортепианная музыка Бетховена - образец художественного вкуса. Современники часто сравнивали эмоциональный настрой сонат Бетховена с патетикой трагедий Шиллера. Для фортепиано у Бетховена написано 32 сонаты. Широкой известностью пользуются: "Патетическая", "Лунная", "Аврора", "Аппассионата".

Музыка Бетховена поражала современников своей смелостью в передаче эмоциональных состояний, вулканом страстей и величественным спокойствием философских раздумий.

М.И. Глинка считал Бетховена вершиной Венского классицизма, художником, наиболее глубоко проникнувшим в глубины человеческой души и в совершенстве выразившим её в звуках. Бетховен же говорил: "Музыка должна высекать огонь из души человеческой!".

Лекция № 4
"Италия в музыке"

Заманчивая, зелёная страна под бездонным, голубым небом, почти со всех сторон окруженная тёплым и ласковым морем... И название у неё чудесное - мягкое и певучее, словно наполненное ароматным и прохладным воздухом - И-та-ли-я. Это слово ассоциируется у нас с творениями великих художников эпохи Возрождения, великолепной архитектурой и, конечно, с музыкой. О музыкальности итальянцев ходят легенды. Генрих Гейне писал: "Музыка - душа этих людей, их национальное дело. Здесь в Италии музыка стала народом". Канцоны и серенады, сицилианы и шуточные песни и их оригинальной мелодикой и ритмикой постоянно звенели под высоким небом этой прекрасной тсраны.

Всем известно, что основой и своебразной "питательной почвой" профессиональной музыки является музыка народная. Это целый мир, вселенная образов и настроений, жанров и ритмов. Жанр колыбельной песни - один из древнейших, в котором выразилась душа нации, её отношение к жизни, к любви, к миру.

В области профессионального искусства Италия обладает поистине великими традициями.

Талантом Монтеверди, Перголезе, Вивальди, Корелли были написаны бессмертные произведения инструментальной и оперной классики. Композитор XVI века Джулио Каччини, писавший церковную вокальную музыку и оперы, был одним из создателей стиля bel canto (ч.зн.-прекрасное пение). Этот стиль подразумевал исполнение широких, певучих мелодий, с большим голосовым диапазоном, мастерское владение дыханием в разных регистрах. Красота и певучесть вокальных мелодий народных песен и оперных арий была подхвачена мастерами скрипичных дел: Амати, Гварнери, Страдивари. Их скрипки пели божественными голосами.

Придворный музыкант герцога Мантуанского Томазо Альбинони называл себя "dilletanta Venete" - "венецианским дилетантом". Однако его инструментальные сочинения выдают подлинного мастера, обладающего богатством художественного воображения и высочайшей тембровой культурой.

На рубеже XVI-XVII веков Италия явила миру новый, удивительно объёмный жанр - оперу, - гармонично сочетающий в себе музыку и слово, движение и танец, искусство декорирования. Расцвет оперного искусства Италии связывают с именами композиторов XIX века: Верди, Леонковалло, Пуччини, Доницетти. Уроженец Сицилии Винченцо Беллини - потомственный музыкант, проживший очень короткую жизнь (34 года). Его музыка полна пленительной мелодичности и глубокой выразительности, особенно в передаче мечтательно - грустных настроений. Со времени премьеры в 1831 году оперы Беллини "Норма", повествующей о дохристианских временах, об обычиях друидов, о любви и верности, ария главной героини оперы Нормы "Casta Diva" (прекрасная дева) восхищала и вдохновляла людей на прекрасные поступки. Иван Александрович Гончаров считал эту арию лучшим сочинением в мировой музыке. Его герой Илья Ильич Обломов переживает восторги чувств, открывает в себе любовь к Ольге именно во время её исполнения "CastaDiva": "Боже мой, что слышится в этом пении. Надежды, неясная боязнь гроз, самые грозы и порывы счастья"... Он изнемог, с трудом сдерживал слёзы, и ещё труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик".

Итальянская музыка это не только певучее bell canto, это озорство, яркие краски карнавалов, веселье и жизнелюбие. Всё это присуще музыке великого итальянца Джоаккино Россини.

Но уж темнеет вечер синий,
Пора нам в оперу скорей:
Там упоительный Россини,
Европы баловень - Орфей.
Не внемля критике суровой,
Он вечно тот же, вечно новый,
Он звуки льёт - они кипят,
Они текут, они горят,
Как поцелуи молодые,
Всё в неге, в пламени любви,
Как закипевшего аи
Струя и брызги золотые...
(А.С. Пушкин "Евгений Онегин")

Русские композиторы, в разное время путешествовавшие и жившие в Италии, всю жизнь хранили в душе маленький светлый уголок этой страны, с восторгом вспоминали её природу, её людей, умеющих трудиться и самозабвенно веселиться. Эти воспоминания своеобразно претворились в фортепианной музыке П.И. Чайковского и С.В. Рахманинова, в цикле итальянских романсов М.И. Глинки. В романсе "Финский залив" композитор уносится памятью сердца во времена своей счастливой юности:

Палермо!
Забыть ли душе благодарной твой лик лучезарный, глядящий в залив.
Твой воздух целебный, свод неба кристальный.

* Лекции озвучиваются живой музыкой в исполнении учащихся и преподавателей колледжа, а также студентов и выпускников музыкальных ВУЗов Санкт-Петербурга.