Философское размышление о компетентностном подходе в образовании

Автор: Витес Лариса Александровна
Дата публикации: 20.11.2004

Я знаю, что ничего не знаю, но некоторые и этого не знают.
Сократ

Тема сегодняшнего рассуждения относится к идее модернизации образования, а потому и требует внимания всех, кто работает с подрастающим поколением. Можно прежде всего отметить, что это другие молодые люди, чем мы были в их возрасте, да и время сейчас иное. Изменилось общество, а значит и социальный заказ воспитателям, изменился мир - он не похож на тот, который был для многих из нас прежде, но все же самое важное сейчас, наверное, - это изменяющаяся буквально на глазах система ценностных ориентаций человека. То, что было прекрасно даже лет 15-10 тому назад, уже сейчас даже и значения особенного не имеет (например, пионерские, комсомольские и пр. заповеди, которые давали достаточно прочную систему координат).

Первые конференции у нас ставили проблемы деиделогизации, отмечали стремительное развитие информационного потока, и мы старались найти разумный путь в этом меняющемся мире. 90-е годы знаменовались как поиск нового метода в образовании, этот поиск не был еще столь целенаправленным и централизованным как сейчас. В центре внимания был тогда интегративный метод обучения, который дал у нас в училище очень интересные результаты.

Было проведено много интегративных занятий, на которых два или три преподавателя разрабатывали одну тему (можно вспомнить интереснейшее занятие с И.Б. Зарх по теме "Моделирование школы будущего"). Такой метод был ориентирован на поиск свободного человека (и учащегося, и учителя), а целью такой деятельности был человек счастливый. Так впервые довольно наивно была отвергнута модель всесторонне и гармонично развитого человека.

Но поиск продолжался и привел к разработке личностного подхода, а целью становилась свободная творческая личность. Это было движение вперед, которое потребовало новой ценностно-ориентированной методики (аксиологического подхода). Выяснилось, что такой метод не может быть сугубо научным, так как сюда привлекаются и ненаучные методы (например, художественно-образные, религиозные и др., основывающиеся на личном опыте). Не лишним будет вспомнить, что этот метод близок экзистенциальному мышлению, тогда как строго научный метод характеризует позитивистское учение. Интересно, что в центре внимания воспитателя здесь стоит человек развивающийся.

В связи с этим следует вспомнить и о категории развития, которая сегодня как-то отошла в прошлое. Развитие тогда характеризовалось двумя позициями - революция и эволюция, которые представляли два основных развития: прогрессивное и регрессивное. Не касаясь политических заданностей этих идей в прежние времена, отметим, что понимание эволюции сегодня не просто. Например, еще в 60-е годы XX века предполагалось, что человек продолжает свою эволюцию, которая строилась как известно на теории естественного отбора и совершенствования нашей биологической, физиологической сущности. Сегодня об этом также мнение изменилось, предполагается, что мы, люди, очень проигрываем в этой эволюционной гонке даже… тараканам, несмотря на многочисленные методики физической и оздоровительной гимнастик и пр. А о революции в свое время замечательно сказал русский философ А. Ельчанинов, определив революцию как "признак оскудения духовной жизни нации". Критерием же прогресса традиционно считается уровень организации процесса движения. Следовательно, можно задаться главной проблемой: сегодня человек развивается? В каком же направлении мы движемся, если даже столь несовершенную плоть сейчас начинают клонировать...

Главный вопрос античности относился к формированию интеллекта со всеми свойственными ему структурами памяти и пр. Вопрос Просвещения (И. Кант) - познаваем ли мир? Позитивисты утвердительно отвечают на этот вопрос, что и определило поиск новых методик. Можно вспомнить и критическое мышление, очень любопытный и, как представляется, действенный прием познания, который очень хорошо в семнадцатом веке определил Рене Декарт "Cogito ergo sum" - "мыслю, следовательно, существую". Человек мыслящий сегодня должен быть человеком и знающим, и энергичным, и деятельностным, - как-то опять видится прежний идеал всесторонне и гармонично развитого человека. Но обратимся еще к одной проблеме - что такое человек? Из чего состоит он? Древние мыслители полагали, что Тело - Человек - Душа - Разум - все это целостность. Но не совсем ясно тогда, равномерно ли и последовательно происходит развитие человека?

Новый компетентностный подход, собственно, также направлен на развитие индивида, особенно важной считается здесь личностная ориентированнсть. Многие идеи (см. ст. А.В. Хуторского) раскрывают системный подход в человеческой деятельности, сформированный еще 70-80-годы профессором М.С. Каганом; определяется и кризис современного образования в связи с его модернизацией. Но все-таки следует отметить, что проблемы инструментализма (или как сейчас это звучит - компетентностного метода) были сформулированы Дж.Дьюи (1859-1952), представителем американского неопозитивизма (или прагматизма). Центральным понятием Дьюи и является опыт, в который он включает все формы и проявления человеческой жизни, а философия возникла из социальных стрессов и напряжений (см. Революция), ее задача - улучшать жизни людей, а понятия, теории идеи выступают в качестве интеллектуальных инструментов. Дьюи был и в России, но его опыт и методы постепенно отошли, забылись и вот сейчас, вероятно, настало время возродить это учение. Однако тогда возникает вопрос о космополитизме и традициях российской педагогики. И в связи с этим вопросом хочется вспомнить замечательные слова современника Дьюи русского философа С.Л. Франка: "Иногда даже думают, что какая-нибудь специальная наука дает цельное мировоззрение, например, часто естествоиспытатели склонны думать, что приобрести мировоззрение можно изучением одного естествознания, и этот взгляд был распространен в русской интеллигенции в 60-х годах XIX века (ср. тип Базарова в "Отцах и детях" И.С. Тургенева), или теперь часто думают, что цельное мировоззрение можно извлечь из изучения политической экономии. Но ясно, что всякая специальная наука знакомит нас только с частью мира и попытки построить на ее выводах мировоззрение всегда ложны в силу своей односторонности".

Таким образом, краткий исторический экскурс показал, как представляется некоторые важные моменты:

  • не следует забывать, что все новое - это хорошо забытое старое (см. Дж. Дьюи);
  • не следует забывать и о специфике педагогического образования: все, что преподается, должно быть затем преподаваемым (см. С.Л. Франк);
  • несомненно, новые процессы в образовании прогрессивны, но не теряется ли в методиках специфика каждого предмета (см. учение о развитии);
  • и наконец, идея духовности, поиск духовного (не только душевного) человека возможна ли для будущих учителей?

Душевное состояние человека традиционно основано на страстях, их переживаниях, а духовное обращает к поиску свободы, что и представляет собою основной вопрос современной интеллигенции. И как и сто лет тому назад на рубеже XIX-XX веков возникает понимание несвободы как презумпции виновности (все отвечают за все беды и страдания современного мира). Научные, точнее, естественно-научные методы познания мира чаще всего мир описывают, здесь и возникает вопрос - что есть знание? Не есть ли это лишь современное нам представление о мире, но тогда наш мир иллюзия, а наше представление о свободе в этом мире не более, чем художественный образ...

Компетентностный подход олицетворяет сегодня поиск возможности построения сверхчеловека, сверх разумного интеллигента, свободного в своем стремлении к истине. Ничто этот Разум не остановит в его таком агрессивном движении. И это несомненно должно служить предостережением для утверждения компетентностного метода в образовании как истины в последней инстанции.

Список литературы

  • Платон. Апология Сократа
  • C Ельчанинов. Записи. М., 1992, (умер в изгнании в 1934 г.)
  • Дж.Дьюи. Психология и педагогика мышления. М., 1915.
  • С.Л.Франк. Введение в философию.1922.