Исследование направлений повышения собственной компетентности в представлениях студентов 4 курса

Автор: Колесник Александра Александровна
Дата публикации: 29.02.2004

Система современного профессионального педагогического образования претерпевает значительные изменения. Основой подготовки будущих специалистов становится компетентностный подход, который предполагает не простую передачу знаний, умений и навыков от преподавателя к студенту, а формирование у будущих педагогов профессиональной компетентности. Данное понятие по-разному трактуется в современной литературе. В пособии А.С. Роботовой и др. компетентность понимается как "личные возможности должностного лица, его квалификация (знания и опыт), позволяющие ему принимать участие в разработке определенного круга решений или решать самому вопросы, благодаря наличию у него определенных знаний и навыков". В содержание понятия "педагогическая компетентность" включаются личные возможности педагога, позволяющие ему самостоятельно и эффективно решать педагогические задачи. Таким образом, профессиональная компетентность учителя, в первую очередь, связана с его умением решать профессиональные задачи и проблемы, возникающие в ходе учебно-воспитательного процесса.

Для Некрасовского педагогического колледжа проблема формирования профессиональной компетентности студентов является весьма актуальной, так как каждый выпускник колледжа должен быть компетентным специалистом в области образования. Для этого необходимо понять, что именно вкладывают в понятие "профессиональная компетентность учителя" не только преподаватели, но и студенты колледжа. С этой целью было проведено исследование среди студентов 4 курса отделения иностранных языков. Данное исследование позволило не только выявить, какой смысл вкладывают студенты в понятие "профессиональная компетентность", но и увидеть, как они оценивают свою собственную компетентность.

В исследовании принимали участие 45 студентов 4 курса отделения иностранных языков. Всем испытуемым было предложено ответить на следующий вопрос: "Какие проблемы и задачи должен уметь решать учитель - профессионал? Предложите 10 вариантов". Затем каждый студент осуществлял самооценку каждого из предложенных им умений (от 0 до 10 баллов).

Обработка результатов исследования проводилась в два этапа. На первом этапе были выделены те проблемы и задачи, те умения учителя, которые чаще встречались среди ответов студентов. Данные представлены в Таблице 1. На втором этапе был проведен анализ оценки студентами собственной компетентности (Таблица 2).

Результаты исследования

Таблица 1. Преобладающие проблемы и задачи, которые должен уметь решать учитель-профессионал.

Количество студентов (человек) Количество студентов(в %) Проблемы и задачи, которые должен уметь решать учитель - профессионал
18 40 Находить индивидуальный подход к каждому ученику.
16 35,5 Уметь интересно, доступно, логично донести материал.
10 22 Уметь поддерживать дисциплину учеников на уроке.
10 22 Уметь использовать разнообразные виды деятельности на уроке.
10 22 Учитель должен обладать такими качествами как честность, справедливость.
9 20 Уметь учитывать возрастные особенности учащихся.
8 17,5 Уметь организовывать взаимодействие с родителями.

Из Таблицы 1 видно, что чаще всего студенты называют умение учителя осуществлять индивидуальный подход к учащимся, а также умение доступно, интересно, логично преподать материал урока (40% и 35,5% соответственно). Умение следить за дисциплиной, использовать разнообразные виды деятельности на уроках отмечают 22% студентов. Такое же количество испытуемых отмечают значение таких личностных качеств как честность, справедливость. Умение учитывать возрастные особенности встречается в 20% ответов, умение организовывать взаимодействие с родителями - в 17,5% ответов.

Таблица 2. Самооценка студентов.

Количество баллов Проблемы и задачи, которые должен уметь решать учитель - профессионал
8-10
  • умение осуществлять индивидуальный подход;
  • умение создавать положительный психологический климат в классе;
  • умение логично излагать материал;
5-7
  • умение поддерживать дисциплину;
  • умение организовать работу учащихся на уроке;
  • умение учитывать возрастные особенности учащихся;
  • умение организовывать разные виды деятельности учащихся в течение урока;
2-4
  • получение необходимой информации о каждом ученике;
  • умение осуществлять взаимодействие с родителями;
  • умение устанавливать контакт с коллегами по работе.
0-1  

Из Таблицы видно, что студенты 4 курса достаточно высоко (от 8 до 10 баллов) оценивают у себя умение осуществлять индивидуальный подход, создавать и поддерживать положительный эмоциональный климат в классе, а также умение излагать материал урока. Меньшее количество баллов (от 7 до 5) получили умения следить за дисциплиной, организовывать работу детей на уроке (в том числе разнообразные виды деятельности учащихся), учитывать их возрастные особенности. Ниже всего (от 4 до 2 баллов) студенты оценивают у себя умение получать необходимую информацию об учениках, а также поддерживать отношения с родителями и коллегами. Нужно отметить, что самая низкая оценка (0-1 балл) не встречается ни в одном ответе.

В целом по данным проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  • профессиональную компетентность учителя студенты 4 курса связывают, прежде всего, с наличием у него конкретных профессиональных умений;
  • среди выделенных студентами умений преобладают умения, связанные с организацией и проведением уроков, а также с организацией взаимодействия с учениками (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей) и их родителями;
  • можно предположить, что при определении этих умений студенты руководствовались опытом, полученным ими в ходе практики пробных уроков;
  • студенты достаточно высоко оценивают у себя умения излагать материал, учитывать индивидуальные особенности; менее сформированы (по мнению студентов) умения организовывать деятельность детей на уроках, следить за дисциплиной, учитывать возрастные особенности;
  • плохо развиты умения организовывать взаимодействие с родителями и другими учителями;
  • необходимо повышать профессиональную компетентность студентов за счет доведения до высокого уровня тех умений, которые сами студенты отмечают как не до конца сформированные, а также за счет формирования целого спектра других (не отмечаемых студентами) умений.

Список литературы

  • Роботова А.С., Леонтьева Т.В. и др. Введение в педагогическую деятельность. - М., 2002.