Использование техники модерирования для повышения уровня компетентности студентов и преподавателей

Автор: Владимирова Вера Васильевна
Дата публикации: 20.11.2004

В современной педагогике появляется всё большее количество различных методов и техник обучения, способствующих его эффективности. К ним относятся и техники модерирования.

Модерирование представляет собой систему техник и методов, используемых для создания мнений, поиска решения, сбора информации и разработки совместного решения и процедур в группах.

Применяется в ходе совещаний, семинаров, переговоров, дискуссий, презентаций, обучения и т.п. Главными инструментами модерирования являются: визуализация, техники постановки вопросов и ответов на них, работа в больших и малых группах.

В результате использования техник модерирования можно ожидать следующих результатов: принятие решения со стороны группы, повышение вовлечённости в процесс группового решения каждого члена группы, выработка групповых правил взаимодействия, совместное планирование дальнейшей деятельности, разработка предложений на их усовершенствование.

Одной из основных задач профессионального обучения в нашем педагогическом колледже является повышение компетентности студентов через повышение компетентности преподавателей.

Б.Д. Эльконин определяет компетентность как меру включения человека в деятельность. (Эльконин Б.Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения. //Тезисы доклада на конференции "Введение в современные социальные проблемы". Он называет одной из основных функций компетенции оценочно-квалификационную, а не объясняющую, что предлагает наличие кого-то (в нашем случае преподавателя), который наблюдает за тем , как индивидуум чувствует себя в различных ситуациях и может квалифицировать ту или иную его деятельность. При этом важно не наличие у индивида внутренней организации чего-либо, а возможность использования того, что есть.

Подобное представление о компетентности Б.Д. Эльконина во многом совпадает с описанием роли ведущего (преподавателя), работающего в режиме модерирования, который:

  • содействует дискуссии в группе;
  • оставляет принятие решения полностью на усмотрение группы;
  • устраняет сам и помогает преодолеть барьеры в коммуникации;
  • помогает сформулировать тему, проблему и т.п.;
  • задаёт вопросы, но не даёт поучения;
  • не соперничает с группой, не противопоставляет себя ей;
  • наблюдает за психологическим климатом и корректирует его;
  • помогает отличить факты от ощущений;
  • не даёт оценок по содержанию и форме высказываний со стороны группы;
  • действует гибко, в соответствии с ситуацией.

Преподаватель-модератор как правило обладает "фасилитативным" стилем общения (от "фасилитация": 1) облегчение, упрощение. 2) помощь. (Новый большой англо-русский словарь. Издательство "Русский язык", Москва 2000 г.).

"Фасилитативный" стиль предполагает, что преподаватель обладает следующими качествами:

  • нацелен на качество;
  • поощряет способность студентов решать проблемы и принимать решения;
  • возлагает ответственность на самих студентов;
  • акцентируют доверие;
  • использует взаимное обучение;
  • работает с консенсусом ("консенсус"- с англ.- "согласие");
  • вовлекают группу в усовершенствование деятельности;
  • использует мотивацию;
  • призывает каждого подчинять свои личные потребности групповым.

Совершенно очевидно, что "фасилитаторами" не рождаются, ими становятся в процессе обучения. Уровень овладения "фасилитативным" стилем ведения занятия может являться одним из показателей уровня компетентности преподавателя и его способности к повышению уровня компетентности студентов.

Учебные занятия с использованием методов модерации имеют следующую структуру:

  1. Вступление.
    Модератор и члены группы приветствуют друг друга, в случае необходимости - знакомятся. На этом этапе необходимо уделить внимание среде, отношениям в группе, объяснению цели ("Причиной этой встречи (лекции, урока...) является... Мы здесь потому , что... Мы хотим совместно сделать (выработать, понять)...
  2. Сбор тем, предложенных членами группы к разработке.
    Полезно уделить внимание тому, чтобы все поняли основную тему, были названы все аспекты, связанные с ней. Модератор старается понять, является ли тема важной для всех присутствующих, и учесть всё разнообразие мнений.
  3. Выбор основной темы (проблемы), уточнение цели.
  4. Разработка темы (проблемы).
    Модератор выбирает метод в соответствии с составом и размером группы. Если группа слишком большая, делит её на подгруппы.
    Полезно использовать устные и письменные способы представления информации. Модератор помогает группам, следит за визуализацией (за тем, как группа воссоздает образ проблемы), представляет и направляет обсуждения результатов.
  5. Составление плана действий (Что будет дальше?).
    На данном этапе чётко формулируется цель - достичь определённого (требуемого) результата, который можно наблюдать или измерить. Цель меняется в зависимости от динамики группы.
  6. Заключение.
    Оформление результатов в визуальной форме, в форме записи.
  7. Разработка записи и рекомендации.

На разных этапах занятия в соответствии с его целью могут быть использованы различные методы модерирования. Например:

  1. Ответ с помощью одного балла.
    Используется для выявления настроения, ожидания, позиции, догадки.
  2. Ответ с помощью нескольких баллов. Используется для определения приоритетов, порядка решения проблем.
  3. Открытые ответы.
    Используются при сборе проблем, тем, идей, предложений относительного решения проблем.
  4. Ответы с помощью карточек.
    Используются для выявления и сбора проблем, тем, ожиданий, идей. Гарантирует анонимность.
  5. Анализ и предложения относительно решения проблемы. Используется для разъяснения и анализа проблемы, выявления причин и поиска возможных решений.
  6. Четыре поля.
    Используются для проявления возможного риска или конфликта при решение проблемы. Использование этих и других техник модерирования значительно повышает не только компетентность преподавателя, но и студентов. Освоить техники модерирования может любой преподаватель после специального обучения. Несколько сложнее обстоит дело с принятием "фасилитативного" стиля общения, т. к. в большинстве своём учебный процесс строится на авторитарном стиле взаимодействия, где основной формой передачи информации является лекция, а следовательно, активным участником процесса является преподаватель, студент же минимально включён в процесс на уровне механического фиксирования (слухового или визуального) информации, часто без осмысления и уж, конечно, без переработки и применения. Такой подход к обучению ограничивает возможности студентов в повышении уровня профессиональной компетентности. Если вас заинтересовали техники модерации и фасилитации, вы можете познакомиться со следующими справочными материалами.