Компетентностный подход глазами студентов

Автор: Васина Елена Анатольевна, Седакова Елена Сергеевна
Дата публикации: 11.02.2004

На протяжении столетий менялись цели и задачи педагогики. Не вызывает сомнений, что и в будущем этот процесс продолжится. В настоящий момент мы говорим о воспитании и обучении компетентного специалиста. Как любое новое дело, компетентностный подход имеет как своих сто-ронников, последователей, так и активных противников. Однако большинство людей, так назы-ваемое "пассивное большинство", ещё не сформировало свое мнение окончательно, причем, скорее всего, это происходит из-за недостаточной информированности в этом вопросе.

Педагогика - это двусторонний процесс. Если студенты не будут понимать задачи, которую ставят они сами перед собой и перед ними их педагоги, то эффективность этого процесса будет не-достаточной. В начале 80-х годов прошлого столетия все студенты педагогических училищ твердо знали, что целью школы является формирование всесторонней, гармонически развитой личности. А что же знают наши нынешние студенты о приоритетах в работе современных преподавателей?

Ход исследования

С целью выяснения мнения студентов о компетентностном подходе нами было проведено ан-кетирование среди студентов 1, 2 и 3 курсов. Было опрошено 84 первокурсника, 65 второкурсников и 47 студентов 3 курса отделения начальных классов, - всего 196 человек. Так как мнения курсов по предложенным вопросам не всегда совпадают, мы сочли целесообразным проанализировать от-веты каждого курса в отдельности. Ответы приведены в алфавитном порядке, наибольшие показатели выделены жирным шрифтом.

1. Как вы понимаете термин "компетентность"?

1 курс 2 курс 3 курс
воспитанность - 8
деловитость - 4
идеальность - 1
индивидуальность - 1
направленность - 1
не знаю - 3
образованность - 21
общительность - 1
объективность - 6
опыт - 2
осведомленность - 1
ответственность - 3
понимание - 11
правильность действий - 9
профессионализм - 6
пунктуальность - 5
способность действовать - 4
справедливость - 14
уважение - 1
ум - 3
умение делать свое дело - 15
успешность - 1
честность - 11
адекватность реакций - 1
интеллектуальность - 3
конфиденциальность - 2
кругозор - 3
личные качества - 5
не знаю - 5
образованность - 19
опыт - 4
отношение к людям - 2
порядочность - 6
профессионализм - 8
пунктуальность, ответственность - 10
уверенность - 2
умение выполнять свою работу - 5
умение общаться - 13
эстетичность - 1
благосклонность - 1
вежливость - 7
образованность - 10
мировоззрение - 1
не знаю - 6
осторожность - 1
ответственность - 5
отношение к людям - 9
правильность - 3
солидарность - 2
точность - 2
трудолюбие - 1
уверенность - 2
умение себя вести - 2
умение что-либо делать - 7
эрудиция - 2

Итак, на всех курсах компетентность, как понятие, в основном, ассоциируется со знаниями, образованностью. На втором месте воспитанность (и соответствующие синонимы). Наибольшая вариативность мнений у 1 курса, однако, именно они в качестве определения выделяют умение действовать (в профессиональной сфере), в том числе и правильно. Полагаем, что не последнюю роль в этом многообразии мнений сыграл и пока еще небольшой лексических запас наших будущих коллег.

2. В чем вы можете назвать себя компетентным человеком?

1 курс 2 курс 3 курс
в конкретном деле (танцы, музыка и т.д.) - 8
в умении общаться - 34
во всем - 9
имею собственное мнение - 1
кое в чем - 16
ни в чем - 3
не знаю - 20
ответственность - 3
оценка себя - 2
принципах - 1
пунктуальность - 2
учеба - 4
в конкретном деле (бисер, фортепиано, рисование и т.д.) - 10
в умении общаться - 15
во всем - 3
кое в чем - 4
не знаю - 12
неразглашение тайн - 2
ни в чем - 9
объективность суждений - 1
пунктуальность - 2
справедливость - 2
умение решать свои проблемы - 1
учеба - 4
ни в чем - 3
в общении - 19
в учебе - 2
ответственна - 2
организатор - 1
во всем - 4
кое в чем - 4
пунктуальность - 2
уход за животными - 2
работа в коллективе - 1
справедливость - 1

Как и в предыдущем случае, лидер общий у всех трех курсов, но это уже другая характеристика - наши студенты компетентны в общении с разными людьми, причем наименьший процент таких людей на 2 курсе, что соответствует реальной обстановке. С каждым годом обучения снижа-ется процент студентов, выбравших ответ "не знаю". Ни один человек на 3 курсе не дал такого от-вета, значит, практика внеклассной работы дала всем им возможность открыть в себе данные умения. Очень интересны варианты ответов в определении компетентностей в отношении наличия каких-то личностных качеств (справедливость, принципиальность). Характерно, что процент людей, считающих себя компетентными в учебе примерно одинаков везде (около 5%).

3. Кого можно считать компетентным учителем?

1 курс 2 курс 3 курс
воспитанного - 2
доброго - 3
знающего - 21
любого учителя - 2
любящего работу - 2
настойчивого - 1
не знаю - 4
общительного - 1
ответственного - 2
понимающего учеников - 27
предлагающего разные пути решения - 1
прививает интерес к предмету - 11
пунктуального - 2
развивающего учеников - 2
справедливого - 21
строгого - 1
умеющего научить - 26
уравновешенного - 4
аккуратного, пунктуального - 3
знающего свое дело - 6
имеющего индивидуальный подход к ученикам - 9
интеллигентного - 3
конкретного преподавателя колледжа - 10
не выдающего тайн - 1
не знаю - 2
образованного - 10
общительного - 1
опытного - 2
понимающего учеников - 8
понятно объясняющего - 9
профессионала - 4
работающего поразному - 1
разностороннего - 5
справедливого - 6
хорошего человека - 3
владеющего методикой - 3
воспитанного - 7
всегда готового к уроку - 1
знающего предмет - 14
имеющего инд. подход - 2
контролирующего себя - 3
не знаю - 5
объективного - 1
опытного - 1
ответственного - 3
понимающего учеников - 15
профессионала - 1
справедливого - 1
стремящегося к большему - 2
тактичного - 3
умного - 2
эрудированного - 4

Логично предположить, что ответы на 1 и 3 вопрос должны примерно совпадать. И это действительно так. На первом месте стоит уровень знаний учителя. Однако для 1 курса более важно хорошее отношение к студентам: они формулировали это разными словами, что легко объяснить трудностями, возникшими при переходе в новую обстановку, а также возрастными особенностями. Только 1 курс среди качеств компетентного преподавателя отдельно выделил привитие интереса к предмету, а также умение научить своему предмету. Только 2 курс счел необходимым назвать в ка-честве примера конкретных преподавателей нашего колледжа. Только на 3 курсе каждый десятый студент не может сформулировать таких качеств: может быть потому, что в связи с выходом на практику и появлением предметов, изучающих методику преподавания, их ранее существовавшие критерии подверглись изменению? Но 3 курс смог воспользоваться грамотным термином: для них важна методика преподавания. Очень показательна разница по "справедливости": она уменьшается за 2 года почти в 20 раз. Или дети привыкают к требованиям учителей, или... . Думаем, что этот вопрос нуждается в дальнейшем изучении.

4. Как можно определить профессиональную компетентность учителя?

1 курс 2 курс 3 курс
не знаю - 6
по действиям в сложных ситуациях - 2
по знаниям - 5
по отношению детей к учителю - 9
по отношению учителя к детям - 26
по оценке детей - 5
по поступкам - 7
по результатам учеников - 12
по речи - 3
по стилю общения - 6
по уроку - 40
учитывает свои ошибки - 1
в беседе - 11
не знаю - 2
по знаниям - 4
по отношению к ученикам - 21
по проводимым урокам - 34
по стилю жизни - 2
по тестам - 2
по уважению - 2
по уверенности в учениках - 1
беседуя - 1
не знаю - 7
по действиям в сложных ситуациях - 4
по знанию предмета - 4
по интересу учеников - 4
по манере общения - 10
по отношению к ученикам - 7
по поступкам - 5
по работам учеников - 3
по уроку - 16

Опять 2 безусловных лидера. Однако называя в предыдущем вопросе главным знания преподавателя, студенты оценивают реальную профессиональную компетентность совсем по другим по-казателям. На первый план выходят наблюдение за уроком (или присутствие на нем, есть варианты ответов), а также отношение учителя к детям на уроке и вне его, то есть действия педагога. Наибо-лее уверен и категоричен 2 курс: всего 2 ответа "не знаю". Ответ 1 курса "по отношению детей к учителю" очень хорошо стыкуется с требованием "справедливости", высказанным им чуть раньше. А вот 2 курсу очень хочется испытать своих преподавателей, задавая им любые вопросы по их предметам и слушая, как они отвечают. Для 3 курса становится важность манера общения, то, что мы называем стилем преподавания.

5. Что надо делать для того, чтобы стать компетентным специалистом?

1 курс 2 курс 3 курс
верить в себя - 1
знать свои особенности - 2
иметь талант - 4
контролировать себя - 8
любить детей - 6
любить свое дело - 10
не знаю - 3
общаться со специалистами - 12
понять свои желания - 6
практиковаться - 14
работать по совести - 1
расширять кругозор - 3
самосовершенствоваться - 11
уважать людей - 6
узнавать новое - 11
учитывать свои ошибки - 3
учиться - 36
выполнять требования - 3
знать, чего хочешь - 1
интересоваться делом - 16
никак, это дано - 2
практиковаться - 6
самосовершенствоваться - 5
соблюдать нормы этикета - 2
уважать себя - 4
узнавать новое в предмете - 9
учиться - 16
читать книги - 8
быть трудолюбивым - 2
знать свои возможности - 2
изучать литературу - 6
иметь пример - 1
интересоваться новинками - 5
контролировать поведение - 5
любить свое дело - 4
не знаю - 7
никак, это дано - 2
общаться с людьми - 4
самосовершенствоваться - 13
стараться - 4
учиться - 9

Единогласие закончилось. Абстрактное "учиться" не устраивает третьекурсников. Для них более важной становится самостоятельность, они понимают, что только самостоятельный поиск позволит им достичь профессиональных высот. Для младших более важна похвала учителя и рас-ширение кругозора. Приятно поразило мнение 1 курса: именно они говорят о любви к своему делу, о любви к детям, о взаимопонимании и взаимоуважении, а также о перенимании опыта своих старших коллег. Настораживает, что для 3 курса практика не является необходимым условием формирования профессиональной компетентности.

6. Какие факторы обучения в колледже способствуют тому, чтобы студент становился компетентным специалистом?

1 курс 2 курс 3 курс
атмосфера училища - 8
взаимопонимание с учителями - 4
все - 3
дисциплина - 4
доп. занятия - 3
инд. подход - 4
культ. мероприятия - 3
не знаю - 7
обширные знания - 9
общение с учителями и студентами - 18
ответственность - 2
практика - 3
проф. предметы - 23
самостоятельность, Дни Доверия - 5
уроки - 10
учителя - 19
атмосфера училища - 4
библиотека - 2
инициативы студентов - 2
интересные уроки - 7
кружки - 1
не знаю - 5
общение с сокурсниками - 4
отношение учителей - 1
практика - 2
предметы - 16
проверочные задания - 4
работа в группе - 1
разные точки зрения на вопрос - 4
учителя - 19
дисциплина - 2
Дни Доверия - 3
знания - 2
культ. мероприятия - 1
не знаю - 13
никакие - 2
обращение на "Вы" - 1
отношение учителей - 2
практика - 6
предметы - 6
тренинги - 1
уроки - 2
учат действовать - 1
учителя - 10

Правда, замечательно, что именно мы, преподаватели, являемся для наших детей самым главным фактором в училище? Интересные уроки и большой выбор предметов тоже в начале спи-ска. 1 курс особо отмечает именно профессиональные уроки (введение в педагогику, ОИК, психо-логию общения, эстетическое воспитание и т.д.) - ведь именно за этим они пришли в педагогический колледж, им это очень нравится. Им также нравится сама атмосфера колледжа, то есть вся совокупность условий, значит, студентам комфортно учиться. Именно это совсем неважно для 3 курса. Может, они считают, что они станут компетентными специалистами сами по себе? От-вет "не знаю" - лидер на 3-ем курсе, и требует активного изучения преподавателями педагогики, психологии и частных методик.

7. Чего, на ваш взгляд не хватает для того, чтобы студент становился компетентным специалистом?

1 курс 2 курс 3 курс
взаимоуважения - 7
времени - 12
всего хватает - 13
дополнительной информации - 2
желания студентов - 8
компетентных учителей - 14
не знаю - 22
ненужные задания - 1
нестандартных уроков - 3
опыта у молодых учителей - 1
практики - 3
свободы - 2
трудолюбия - 1
чтобы советовались со студентами о учебе - 2
библиотеки - 1
взаимопонимания - 5
времени - 14
всего хватает - 1
дополнительных занятий - 2
желания студентов - 10
компетентных людей - 2
конкретных примеров - 2
не все уроки интересны - 3
не знаю - 19
необщительность - 2
общения - 2
практики - 4
примера учителей - 1
справедливости учителей - 2
взаимоуважения - 8
времени - 1
всего хватает - 3
дисциплины - 2
желания студентов - 8
не знаю - 17
практики - 1
силы воли - 2
хороших учителей - 3

Мы предполагаем, что в данном случае ответы "всего хватает" и "не знаю" имеют примерно одинаковый смысл. Это значит, что система работы колледжа боЏльшую часть студентов устраи-вает. У 1 и второго курса проблемы с организацией жизни, им не хватает времени, а вот 3 курс уже этому научился. К сожалению, несмотря на все те хорошие слова, которые были высказаны в пре-дыдущих пунктах, на 3-м месте стоит проблема взаимопонимания студентов с преподавателями. 1 курс при ответе на этот вопрос активно пользовался термином "компетентность". Кроме того, сту-денты говорили о собственном нежелании работы над собой, причем наибольшее количество таких студентов выявлено среди третьекурсников. И интересно, что о практике вспоминает только 3 пер-вокурсника, а ведь в 5 вопросе их количество было совсем другим!

8. Методическая тема колледжа: "Компетентностный подход в образовании". Какой вопрос по этой теме вы хотели бы задать методистам училища?

1 курс 2 курс 3 курс
вам это интересно? - 1
вы компетентный педагог? - 4
домашнее задание на выбор, это хорошо? - 2
как вы изменили свою программу? - 2
как вы сами это понимаете? - 5
как заинтересовать детей7 - 3
как исправить некомпетентных людей? - 1
как сделать, чтобы студент подходил к делу компетентно? - 3
какие результаты дает этот способ? - 1
какова ваша цель в обучении студентов? - 1
личные жалобы - 11
не знаю - 35
почему этот подход важен? - 5
что вы делаете для тог, что-бы быть компетентным? - 5
что такое "компетентность"? - 11
это сложно? - 1
как добиться уважения учеников? - 5
как это поможет студентам? - 3
каково мнение преподавателей об этом? - 5
личные жалобы - 10
насколько Вы компетентны в обучении? - 3
не знаю - 17
что такое "компетентность"? - 9
а вы компетентны? - 4
зачем это нужно? - 1
как выбираются преподаватели для колледжа? - 1
как определить компетентность? - 1
как это понимают преподаватели? - 3
как этому научиться? - 3
личные жалобы - 3
не знаю - 15
что такое "компетентность"? - 15

Как говорят, для того, чтобы задать правильный вопрос, надо знать большую часть ответа. Судя по этому, наибольшей информацией обладают первокурсники. Посмотрите, насколько им ин-тересна наша работа, насколько грамотны вопросы! Этот интерес надо обязательно поддержать. З курс сразу видит возможность применения новых для себя сведений на практике и задает прямой вопрос: "Что это? Расскажите подробнее!". Видимо, преподавателям педагогики стоит уделить этому время. Каждый курс пользуется случаем пожаловаться на свои неудачи ("должен ли препо-даватель кричать на студента?"), больше всего выражает недовольства второй курс. Есть ли у них возможность кому-нибудь высказать это мнение вслух? Веди и в предыдущих ответах проблема взаимопонимания и отношений между студентами и преподавателями всегда была на одном из первых мест.

Какой же мы делаем общий вывод?

Необходимо, чтобы студенты и преподаватели работали в одном русле, знали цель своей ра-боты. У наших студентов еще мало знаний о новых тенденциях в педагогическом процессе. Наши студенты заинтересованы в том, чтобы эти сведения получить и применить. Следовательно:

  1. познакомить студентов с результатами Некрасовских чтений;
  2. довести эти результаты до кураторов групп и преподавателей, работающих с соответствующими группами;
  3. провести занятия по ознакомлению с сущностью компетентностного подхода на всех курсах;
  4. ответить студентам на все заданные ими вопросы;
  5. привлечь к работе по этой проблематике студенческое научное общество;
  6. провести повторное анкетирование и анализ полученных результатов после выполнения предыдущих пунктов.