Опыт общения школьников с искусством

Автор: Кропина Р.А.
Дата публикации: 19.11.2003

Готовясь к Некрасовским чтениям, я обнаружила, как много наша пресса пишет о проблемах современной школы.

Так, статья "Как школе воспитывать" в газете "Родительское собрание - Parent`s Club" № 6 2002, сообщает, что пятнадцать лет Коллегия Комитета по образованию не поднимала вопрос о воспитании юного петербуржца. За это время окончили школу тысячи выпускников. Школа ждет новых стандартов образования, новых Концепций воспитания, забывая часто, что "воспитание" в "Словаре русского языка" С. И. Ожегова трактуется как "навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни". "Петербургский Час Пик" № 52 25-30 декабря 2002 г. В статье Александра Хайта "Как проводить реформу, не знает никто" поднимаются вопросы о функции современной школы. Автор пишет, что "школа - это институт, в котором роль обучения - третья, а не первая. В первую очередь ее функция в том, чтобы дети в течение продолжительного периода находились под присмотром взрослых... Вторая функция школы - развитие и воспитание. Дать детям общую культуру, научить пользоваться книгой, часами... проявлять любознательность и интерес...". "Вечерний Петербург" от 19.12.2002 г. В статье "Проблемы образования в эпоху формирования новой культуры. "Круглый стол" в Гранд - отеле "Европа" (материал В. Перловой) обсуждает книгу А.С. Запесоцкого "Образование: философия, культурология, педагогика" и поставленную в ней проблему взаимодействие развития духовной культуры и образования. В обсуждении принимали участие уважаемые люди и их мнения представляют, как мне кажется, интерес. Так профессор М. Каган размышляет о проблеме школы: "...мы потеряли то, что делает человека - человеком - культуру и нравственность. Мы знали, что такое политическое воспитание, сейчас пытаемся вернуть религиозное воспитание. А вот думать о том, что, значит, воспитывать в ребенке нравственное сознание... - такого критерия нет в школе. Это главная проблема современной школы".

Профессор Г. Бирженок считает что, "...противоречия между культурой и образованием имеют место. Есть определенная драматическая ситуация, которая возникает именно по сопряжении образования и культуры. В одной школе произошел такой эпизод. Учительница с придыханием сказала: "Дети, а вы знаете, что "Слово о полку Игореве" перевели на 28 языков?!" На что одна девочка ответила: "А "Гарри Поттера" перевели на 64 языка, так что ваш "Игорь" со своим словом может отдыхать". Вот закон массовой культуры!

Журналисты и педагоги ищут ответы на вопросы, - какой должна быть современная система обучения и воспитания, как соотносятся современная культура и классическое искусство.

В античном мире Платон писал: "Искусство должно быть основой воспитания". Ф. Шиллер развил эту мысль в своих "Письмах об эстетическом воспитании человека" считая, что "только общение в прекрасном соединяет людей. Красота делает всех счастливыми, тот, кто находится под обаянием ее чар, забывает о своем ограничении... Красота развивает новые потребности". В ХХ веке английский философ Герберт Рид продолжил развивать эту идею в своей работе "Воспитание через искусство".

Нельзя не согласиться, что, как и прежние времена, так и в начале ХХI века, проблема эстетического воспитания школьников остается актуальной.

Как приобщаются школьники к искусству? Рассмотрим, что происходит с ребенком за порогом учебного заведения. Самый тесный контакт с искусством у детей на уроках музыки, литературы, истории, ИЗО и МХК.

Начиная с 5 класса, у школьников ослабевает интерес к художественно-творческой деятельности, а искусствоведческий интерес к профессиональному искусству (посещение выставок и музеев, знакомство со специальной литературой) формируется медленно: только 34% младших школьников и 60-70% подростков в течение года бывали в музеях и на художественных выставках.

На протяжении всех школьных лет изобразительное искусство является наименее предпочитаемым видом искусства. И как результат только у половины учащихся выявляется известная осведомленность в данном виде искусства: они назвали понравившиеся произведения, притом круг их художественных впечатлений определен рамками десяти широкоизвестных картин ("Бурлаки на Волге" И.Репина, "Десятый вал" И.Айвазовского, "Утро в сосновом лесу" И.Шишкина, "Аленушка" и "Богатыри" В.Васнецова, "Золотая осень" И.Левитана, "Боярыня Морозова" и "Утро стрелецкой казни" В.Сурикова, "Всадница" и "Последний день Помпеи" К.Брюллова). И практически не называют современных художников. На уровне активного интереса к изобразительному искусству находятся лишь 5-8% школьников.

А как быть оставшимся 92-95% ученикам? Ведь важно приобщение к искусству не само по себе, а в качестве средства всестороннего развития личности.

При дефиците эстетически направленного общения в среднем школьном возрасте впоследствии надолго сохраняется инфантилизм в эстетических оценках, суждениях, поведении. Социологическое изучение художественных интересов подростков показывает, что именно у школьников 7-9 классов наблюдается рост качества художественных предпочтений, интерес к искусству. Это дает основание считать, что в подростковом периоде необходима наиболее активная работа по художественному воспитанию.

Необходимо сказать о роли педагога в эстетическом развитии школьника. Внесение учителем эстетических оценок, эстетической направленности в любой вид деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной) - основная предпосылка эстетического развития школьника. Учитель должен уметь прогнозировать педагогические меры по преодолению ограниченности эстетического развития.

Было проведено исследование старшеклассников в связи с их отношением к основным видам деятельности (Ю. В. Шаров), выявили 6 групп.

1 тип - разносторонний тип школьников отличает наличие развитых эстетически-художественных форм деятельности. Эти учащиеся не нуждаются в особом педагогическом контроле в силу проявляемой ими разносторонней и устойчивой активности.

Антиподом 1 типу является 6 тип (инертный). Это школьники, характеризующиеся слабой потребностью в знаниях и гипертрофированной ленью. Низкий уровень духовных запросов у людей, воспитывающих детей в семье, и в целом невысокий уровень культуры окружающей жизни, отсутствие или недостаточность внешних стимулов развития духовных потребностей (в частности, бедность испытываемых впечатлений) тормозят духовное формирование личности. Для них необходима организация разностороннего художественного и эстетического педагогического воздействия, развития активности во всех видах деятельности, в том числе и художественной.

2 тип (интеллектуалы-теоретики), 3 тип (практики), 4 тип (общественники-организаторы) можно объединить вместе, имеющиеся в них различия для нас сейчас несущественны. Ученики этих типов требуют формирования эстетического тношения к труду и познанию, необходимо воздействовать на процесс выработки эстетических и художественных знаний, впечатлений, способов общения.

5 тип школьников - "игровой" тип представлен двумя разновидностями. Первая разновидность - "спортсмены". В занятиях отдельными видами спорта у них интенсивно развиваются элементы эстетического и художественного вкуса.

Другая разновидность этого типа старшеклассников - "развлекающиеся". Они не хотят утруждать себя серьезной умственной работой, но проявляют значительную активность в поисках развлечений. Это главная их потребность. У них отмечается пестрота вкусов и предпочтений в искусстве. В отношении этой группы школьников необходимо усилить эстетическое воздействие всех видов деятельности, опираясь на эстетические возможности познания и общения с "серьезным" искусством. Важным воспитательным моментом здесь проявляется высокая оценка эстетических проявлений учащихся этой группы в коллективе, обмена мнениями, впечатлениями.

По моему мнению, этот тип школьников требует особого внимания. Именно они несут в школьную среду "легкое" популярное искусство. Школа должна вооружить учеников внутренними ориентирами, научить самостоятельно думать, анализировать, развить потребность в общении с "серьезным" искусством, подготовить к восприятию современного искусства.

Как же построить работу, чтобы ученики охотно посещали музеи, искали информацию об искусстве в книгах и современных носителях? Только через специальные занятия. Я много лет преподавала в средней школе № 46 Петроградского района, в которой был накоплен интересный опыт работы в школьном экскурсионном бюро "Першпектива". Руководила им замечательная учительница Траппер Вера Николаевна. Ребята на занятиях бюро искали материалы об архитектуре и искусстве нашего города, сами читали лекции, подготавливали и проводили экскурсии. Для младших классов это были пешеходные экскурсии по району, а для одноклассников - автобусные. Школьники собирали все публикации о зданиях Каменноостровского проспекта, на котором находилась школа, и выпустили Дайджест "Наш проспект", оформив его своими рисунками и фотографиями. Ребята, занимавшиеся в этом бюро, заметно отличались от остальных учеников. У них более развитая речь, они серьезнее и интеллектуальнее сверстников, у которых пользуются заслуженным авторитетом.

Кажется, что это традиционная форма работы. Но важно, что именно сверстники являются слушателями. Ученики привыкли к "говорящему" весь урок педагогу, а тут сосед по парте делает доклад. За него переживает класс, внимательно слушает, понимая, что это трудная работа. И слушатели, и читающий лекцию школьник вовлечены в обучение на новом уровне, более серьезном и продуктивном, чем традиционный урок. Общение с искусством продолжается на уроках МХК и во внеурочное время по программе "Музеи Петроградской стороны".

Для меня важно, чтобы ученики как можно больше насмотрелись подлинников. Наши музеи предоставляют для этого не только экспонаты, но и замечательные экскурсии. Важно подготовить школьников к предстоящей экскурсии, начитать теоретический материал. Почему я так настаиваю на занятиях в залах музея? Конечно, можно прокрутить видеоматериалы на уроке, прощелкать слайды, но это не даст ученикам ощущения масштаба произведения, они не почувствуют ауру храма искусства. Живя в Санкт-Петербурге нельзя отказываться от такой возможности - как работа с подлинниками. Только они, а не дидактические слова педагога воспитывают душу и глаз. Необходимо за школьные годы научить детей ходить в музеи, выставки, записывать свои впечатления, фиксировать материалы экскурсии, делиться впечатлениями после посещения музея. После экскурсии я обязательно даю ребятам свободно пройтись по залам. И если после первой сентябрьской экскурсии обязательно есть желающие уехать сразу домой, то весной в конце года таких уже не бывает. Проходя по залам очень приятно, что-то тут, то там встречаешься со своими школьниками. Их интересует не только материал этого музейного урока, но и другие экспозиции. Ученики любят подняться на третий этаж к экспрессионистам, там всегда интересно. Здесь ребята встречаются с живописью, которая не прочитывается сюжетом как литературное произведение. Живописью, которая озадачивает, подталкивает к разговору о ценности настоящего искусства и грани между Искусством с большой буквы и ремеслом. Ученики не знают современное искусство. Оно вне зоны их внимания. Круг их интересов ограничен популярной музыкой. Она легкодоступна, сопровождает их в наушниках на улице, ярким клипом мелькает на экране телевизора.

Конечно, она не одинакова. Но очень печально, когда в этом сезоне ребята увлеклись группой "Ленинград" с характерным мощным ритмом и бранью. Как помочь им разобраться в предлагаемой музыке? Как рассмотреть работы в современной галерее? И пробудить любопытство зайти в нее? Как ответить на вопросы о творчестве Тимура Новикова и Африки? Только честно излагая свою точку зрения, говоря, что нет больше выработанных критериев, на основании которых можно оценить современное произведение, а есть только внутреннее эстетическое ощущение - волнует или нет, это произведение, вызвало оно отклик в душе или нет.

Нельзя уклоняться от разговоров на заинтересовавшую ребят тему. Если вопрос оказался трудным, нужно честно признаться что не готов к ответу, но обязательно вернуться к нему позднее. Педагог должен быть в курсе современных интересов учеников. В противном случае школьники будут считать что "музейное" искусство - это для оценки, для дневника, а мое "уличное" - для души. Это ослабит авторитет учителя, а, потеряв авторитет восстановить трудно, сложно и поддерживать интерес к своему предмету.

Будущее страны растет и воспитывается нами. Кто выйдет из стен школы - умные культурные люди или другие - "где был я вчера и не знаю..." (это одна из любимых школьниками строк популярной группы), как не помню, чему учился, зависит от нас. Директивы, Стандарты, Концепции, конечно, нужны, но, сколько лет они создаются, сколько лет идет реформа. Что реально изменилось в школе? Это прекрасно. Меня давно волнует вопрос - сколько человек должно учиться в классе, чтобы процесс обучения был наиболее плодотворен? Мне, кажется, что не более 25 школьников. В соседней Финляндии дочь моих знакомых учится в классе, где 18 человек. Любой учитель позавидует своим заграничным коллегам. В таком классе легче учитывать типы эстетического развития, корректировать программы, следить за индивидуальными успехами детей. Но в современных условиях мы должны, не ссылаясь на экономические трудности страны и школы, назло серости нести просвещение, воспитывать учеников на лучших образцах культурного наследия нашей великой страны.

В заключении я соглашусь со словами А. Хайта из статьи газеты "Час Пик": - "что школа должна давать тот простейший уровень знаний и культуры, который останется на всю жизнь, станет прочным фундаментом, на котором можно будет строить дальнейшее образование в любой области".