Воспитание самосознания школьников средствами искусства. Автопортрет как компонент программы

Автор: Цымбатова А.Е.
Дата публикации: 19.11.2003

Воспитание - процесс включения подрастающего поколения в жизнь общества. Целью воспитания является создание условий для всестороннего развития ребенка, формирование социально-значимых качеств личности. "Специфика человека такова, что в основе его развития лежит саморазвитие, в основе воспитания - самовоспитание, в основе сознания - самосознание". Различные концепции образования совпадают в понимании развития ребенка как активного процесса самосозидания, деятельного творения маленьким человеком собственной личностной биографии. Поэтому в наши дни особую важность и смысл приобретает функция побуждения к самовоспитанию. Кроме того, среди функций эстетического воспитания выделяют развитие способности самопознания, самоопределения индивида, развитие и поддержание эмоциональной устойчивости, обучение детей выражению в зримой форме своих мыслей, идей и чувств, а также установление эмоционального баланса личности и среды.

Для успешного решения названных проблем необходимо понять особенности формирования самосознания ребенка. Существуют разные представления о структуре самосознания, но все концепции едины в том, что самосознание включает в себя две составляющих - когнитивную и аффективную. Иными словами, это знание себя и отношение к себе. На первоначальном этапе более развитой является аффективная составляющая образа Я. Более общим и емким понятием является "Образ "Я"" - диалектическая совокупность когнитивно-аффективной информации ребенка о себе.

Что же помогает складыванию Образа себя у малышей? Каким образом, обучая изобразительному искусству, можно облегчить процесс самопознания? Для ответа на этот вопрос, я предлагаю обратиться к жанру автопортрета как к возможности наиболее полно и объективно осознать себя.

Период, начинающийся примерно с пяти лет, отмечается психологами как важнейший этап формирования самосознания человека, когда стремление к самовыражению проявляется у детей открыто и естественно. Ребенок активен, ему мало только осознавать свою ценность, но необходимо еще и обозначить, обнародовать ее, укрепить факт своего существования. Автопортрет выступает в этом случае как возможность обратить на себя внимание, зафиксировать себя, свое место в жизни. Следовательно, естественным и закономерным является не только интерес ребенка к автопортрету, но и потребность в нем. Таким образом, мы видим, что появление в рисунках ребенка собственного образа отражает направление его жизненных поисков: поисков способов утвердить себя в мире. Однако малышей часто останавливает неспособность самостоятельно выйти за пределы привычной для них схемы рисования человека. Поэтому необходимо использовать это время, чтобы ребенок сначала в силу своего возраста, а затем и сознательно обращался к автопортрету как к возможности показать себя, рассказать о том, о чем сложнее сказать словами.

М.В. Осорина особо подчеркивает значимость образа своего телесного Я для ребенка. Процесс осознания очень сложен для ребенка и порождает переживания, связанные с пониманием отличия себя от других. В этот период особенно важным для малыша становится собственный внешний вид, ему необходимо знать, что он красив. Дошкольники, как замечают авторы, получают большое удовольствие от гримасничанья, "осваивая" таким образом свое лицо. Генезис образа Я состоит в постепенном уяснении разных его черт, в их осознании и вербализации, в постоянной перестройке образа с изменением в расстановке внутри него главных акцентов. Автопортрет немыслим без осознания, обобщения и конкретизации своих черт (внешних и внутренних), без вербализации (хотя бы внутренней) и без расстановки акцентов (причем, в каждом новом автопортрете акцент будет поставлен по-новому).

Говоря о том, что автопортрет является отражением ситуации развития самосознания ребенка, вспомним, как же выглядят детские автопортретные изображения. Первые автопортреты малышей наделены большой эмоциональностью, имеют простую, часто симметричную композицию. Увидев на рисунке крупное улыбающееся лицо, частично отмеченное цветом, мы без труда идентифицируем такой портрет с младшим дошкольным возрастом. По мере развития ребенка, автопортреты приобретают реалистичные черты, чувства, передаваемые в них, усложняются, и вместе с тем теряется внешняя яркость. Это обусловлено тем, что к концу дошкольного возраста активизируется именно когнитивная составляющая образа Я.

Взаимодействие ребенка с миром людей, представленным первоначально ухаживающими за ним взрослыми, опосредствует все иные отношения с окружением. При этом, на ранних этапах онтогенеза решающую роль играет эмоциональное общение ребенка со взрослым, невербальная коммуникация. С самого раннего детства ребенок овладевает эмоциональными способами воздействия на взрослого, учится распознавать особенности мимики, интонации голоса, жестов, поз человека. Одновременно он должен понять, как его собственные эмоциональные реакции действуют на взрослого, а значит, научиться контролировать свои эмоции. Рисуя себя, малыш тем самым закрепляет свои открытия. Однако мы знаем, что дошкольники в большой степени привязаны к содержанию, предложенному взрослыми. Поэтому имеет смысл направлять ребенка, подводя его к той теме, которая помогла бы выразить его мысли, переживания.

Одной из причин потери жизненной уверенности, веры в себя детьми американский исследователь Лоуэнфельд считает неспособность выразить свою мысль словами. Для дошкольника рисунок является речью, соответственно, развивая его, мы развиваем способность высказываться. Умение выражать свои чувства - проявление одного из глубинных оснований личности - идентичности (ощущения тождества и целостности). Нет сомнений, что существует и обратная связь, благодаря которой, мы можем формировать в ребенке чувство идентичности, воспитывая способность выражать свои чувства. Автопортрет в данном случае можно сравнить с прямой речью автора, тогда как остальные темы играют роль косвенной, тоже помогая самовыражению ребенка.

Художественное восприятие продукта собственного творчества в сообществе людей - также объективная возможность формирования самосознания и самооценки. Поэтому обращение к автопортрету не должно ограничиваться только процессом рисования. Важно научить ребенка оценивать свою работу, как с точки зрения выразительности, так и качественно.

Автопортрет во многих программах по изобразительному искусству (за исключением арттерапевтических программ) занимает, как правило, случайное место, что обусловлено недостатком внимания к этому жанру. Составители программ часто забывают главный принцип начальных ступеней обучения - овладение естественными импульсами и инстинктами ребенка и использование их таким образом, "чтобы поднять его на более высокий уровень восприятий и суждений и снабдить его более серьезными привычками". Обучение изобразительному искусству зачастую начинается с задания определенных шаблонов. Казалось бы, такая прописная истина как "начало должно исходить от ребенка" на деле оказывается забытой. Еще В.Ф.Одоевский высказал мысль о том, что первым приемом обучения должен быть тот, который доведет ребенка "до того, чтобы он мог отличить, отделить себя на первый раз от окружающих его предметов. Человек должен как бы признать свое человеческое достоинство и смело войти во внутреннюю храмину души своей..."

Известно, что, входя в мир, можно узнавать его как - бы со стороны, а можно принимать его всем существом, чувствовать. Не есть ли это единственно верный путь познания? Познавая собственное тело, ребенок определяет путь любого познания. Тело - это символ бытия. Необходимо помочь ребенку полюбить свое тело, поскольку именно в теле живет душа. Необходимо поддерживать инстинктивно присущее дошкольникам стремление утвердить себя, чтобы позже они смогли найти точку опоры в социуме. Чтобы самоутверждение в обществе происходило через его углубление в свой внутренний мир. "Никакая школа неспособна заменить внутреннюю самореализацию, необходимо привить ребенку уважение к собственному внутреннему миру путем поощрения рассказов и размышлений о своих иррациональных переживаниях". Автопортрет не просто стимулирует и реализует эти размышления, но и выражает их образно, что дает возможность малышу пережить свои чувства, глядя на них как - бы со стороны.

Характерно, что основным мотивом и содержанием автопортрета являются четыре формальных признака сознания, о которых в свое время говорил К.Ясперс, а именно:

  • осознание себя в качестве активного существа
  • осознание собственного единства
  • осознание собственной идентичности
  • осознание того, что Я отлично от всего, что не является Я.

Чтобы акцентировать внимание ребенка на том или ином аспекте, необходимо соответствующим образом сформулировать тему задания и настроить малыша на диалог со своим внутренним миром. Интересные варианты тем предлагает в своей развивающей программе С.К.Кожохина. Среди них хочется особо отметить следующие: автопортрет по воспоминаниям детства, авангардный автопортрет, автопортрет с натуры, Я и группа, автопортреты - ощущения (мой страх, моя любовь, мое сердце).

На мой взгляд, занятия, посвященные автопортрету необходимо не просто осознанно включать в программу, но привести в некоторую систему, что позволит облегчить дошкольникам процесс самопознания. Поэтому именно автопортретный жанр проходит красной нитью через составленную мной программу.

Целью первого года обучения, согласно упомянутым выше принципам педагогики, является раскрытие для ребенка возможных путей (но не правила) к познанию мира и себя. На протяжении года дети выполняют ряд автопортретов, способствующих осознанию и упорядочению знаний о себе.

Необходимо дать детям возможность рассказать о себе, высказаться, прежде чем сообщать новое, поэтому именно автопортрет в моей программе является первым заданием. В течение данного урока дети знакомятся не только с педагогом, но и друг с другом. От первого знакомства зависит то, как ребенок включится в работу. Это объясняется тем, что ребенок 5-6 лет испытывает большую потребность в утверждении своего места в жизни, а при вхождении в новый коллектив к этому стремлению прибавляется необходимость занять достойное место в группе. Автопортрет лучше, чем какое-либо другое задание удовлетворит такую потребность и, кроме того, поможет учителю оценить уровень подготовки детей, узнать их темпераменты.

Далее после знакомства с возможностями работы графическими и живописными материалами, а также с основами композиции и цветоведения дети снова обращаются к собственным чувствам и познаниям. Блок занятий "Рассказ о себе" рассчитан на практическое применение ребенком приобретенных знаний. Творческие задания, хотя и имеют определенную тему, но не сковывают тесными рамками упражнений, а позволяют детям рассказать о своем мире, о себе:

"Моя семья". Детям предлагается подобрать гамму для каждого члена семьи в зависимости от характера человека (либо просто по ассоциации) или найти единое цветовое решение, отражающее атмосферу внутри семьи.

"Что я делаю хорошо?". В семье каждый занимает определенное место в зависимости от выполняемых обязанностей. Каждый ребенок знает, что его папа, например, ходит на работу, а мама - ведет хозяйство, младшая сестренка - играет и капризничает, а старший брат - учится. А что делаю я? Такой вопрос, попытка ответить на него вызывают у ребенка желание показать, что он тоже значимый, важный, полезный человек. Психологи характеризуют самооценку дошкольников как положительную: "Я - хороший". Поэтому у каждого ребенка обязательно найдется несколько дел, которыми он гордится. Задание позволяет ребенку показать себя с самой лучшей стороны, что раскрепощает его и придает уверенности в себе.

"Чего я боюсь?". Занятие построено на контрасте с предыдущим. Каждого ребенка что-то беспокоит: один боится темноты, другой - незнакомых людей или собак,… Подобные задания, как утверждают исследователи в области психологии, носят также и терапевтическую нагрузку, то есть, помогают избавиться от комплексов, порожденных навязчивыми страхами. Задача ребенка заключается в передаче с помощью линий, штрихов, пятен и всей композиции в целом свое эмоциональное состояние, характер изображаемого предмета (своего страха).

"Я живу в Петербурге". Осмысление своей уникальности, своего места в семье с необходимостью должно повлечь за собой и осознание важности окружающей среды, в которой живет человек. Важно, чтобы ребенок задумался, что для него значит город, что изменилось бы в его жизни, если бы он, например, жил в деревне. Гордость за себя, за своих родных может и должна даже в таком возрасте объединяться с гордостью за свой город. Как воспринимают город дети? Замечают ли старинные дома, среди которых ни один не похож на другой, потому что каждый построен по проекту прекрасного архитектора? Любуются ли мостами? Вместе с тем важно именно сопоставление двух образов - ребенка и города.

Завершает рассказ о себе задание "Моя мечта", которое позволяет ребенку оторваться от жизненной конкретики и пофантазировать.

Занятие под названием "Рассмотри себя в зеркало" проводится как итог освоения различных форм (круглых, прямых, колючих, кривых). Заглядывая в зеркало, дети пытаются рассмотреть свое лицо и затем перенести все подробности на бумагу. Важно при этом, чтобы изображенные глаза были не глазами вообще, а именно глазами того ребенка, который их рисовал, нос был именно его носом, губы - его губами и т. д.

Последнее занятие первого года обучения посвящено рисованию образного автопортрета. "На кого я похож?" - это задание развивает критическое отношение к себе, а также образное мышление. Дети вспоминают "звериные" качества, которые присущи и людям. Например: хитрый как лиса, быстрый как лань, сильный как лев; гримасничать как обезьяна, смеяться как лошадь. Важно заметить также, что каждое животное, как и человек, имеет свой характер. С этих позиций дети и должны оценить и свою внешность, и свой характер.

В течение второго года обучения дети знакомятся с проблемами формы и способов ее выражения: происходит приобщение к пониманию красоты через познание специфики изобразительного искусства на различных этапах развития человечества. Рисование автопортрета, поэтому происходит уже не только исходя из собственных знаний детей, но с учетом опыта общения с произведениями искусства. Более того, через жанр автопортрета маленькие художники постигают тайны мирового искусства.

Одним из первых автопортретов в течение второго года обучения является композиция "Я - египетский художник". Тема Египта, как показывает опыт, очень близка и интересна детям 6-7 лет не только в силу своей таинственности, но и сам язык изобразительного искусства этой цивилизации доступен ребенку. Это позволяет повысить сложность задач и требования к их решению. Изображая себя в качестве египетского художника, дети должны, кроме интересного решения темы, грамотно построить композицию и аккуратно проработать детали, т. е. добиться завершенности работы.

Знакомясь с искусством Японии и Китая, малыши в числе прочих заданий выполняют "Автопортрет с другом". Детям предлагается изобразить себя вместе со своими друзьями, используя самые, на их взгляд, выразительные жесты. Это задание заставляет обратить внимание не только на выразительность лица, но и всей фигуры.

Изучение искусства Древней Руси завершается созданием "Автопортрета в образе сказочного героя", а программа второго года обучения - автопортретом "Каким я буду, когда вырасту?".

Основной цель систематического введения занятий по изображению автопортрета может быть предоставление детям психологических средств, обеспечивающих их личное саморазвитие, понимание себя и своего места в мире других людей.

В связи с важностью такой проблемы, как воспитание самосознания детей, необходимо ориентировать будущих специалистов на изучение психологии личности ребенка, на проявление особого внимания к развитию самосознания малыша. Необходимо, чтобы педагог мог распознавать те или иные формы проявления самосознания и по ним ориентироваться в подборе индивидуальных требований к каждому ребенку.