Воспитание исследовательской культуры у студентов в процессе организации СНО

Автор: Соколова Наталья Юрьевна
Дата публикации: 19.11.2003

1 сентября 2002 г. был введен в действие новый Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Анализ требований к обязательному минимуму содержания образования позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования методов профессионального образования и дополнения имеющегося опыта подготовки специалистов в педагогических училищах (колледжах). Содержание общегуманитарных, социально-экономических, математических, естественнонаучных, общепрофессиональных дисциплин, и особенно - дисциплин предметной подготовки подчеркивает приоритет методов проблемно-поискового обучения (И.Я. Лернер, А.И. Кочетов). Успешность студента на всех этапах такого обучения - от освоения элементарных, функциональных исследовательских процедур до формирования научного мировоззрения -, по словам Д.Н. Некрасова, определяется следующими основными условиями организации учебно-исследовательской деятельности (УИД):

  1. Формирование у студентов изначальной мотивации к активному участию в исследовательской деятельности, к проявлению поисковой инициативы.
  2. Дифференциация подготовки студентов к проведению самостоятельных исследований с учетом опыта УИД в средней школе, запросов студентов и базовых учреждений практики, этапа профессионального обучения. Такая дифференциация может быть достигнута, в частности, за счет введения индивидуальной "Творческой тетради начинающего педагога-исследователя").
  3. Обеспечение этапности и преемственности в подготовке студентов к УИД ("хочу" - "знаю" - "могу", "умею" - "применяю" - хочу освоить новый уровень" и т.д.).
  4. Качественное разнообразие форм участия в УИД:
    • в рамках дисциплин различных циклов;
    • в ходе педагогической практики;
    • в работе Студенческого Научного Общества (СНО), в организации научно-практических конференций, семинаров и участию в них.
  5. Информационно-методическая поддержка в УИД, заключающаяся в создании практических пособий по организации и проведению различных исследований, компьютерных баз данных, содержащих обобщенные результаты исследований различных объектов (развитие личности и ее качества, группа детей, семья, воспитательный процесс, сам студент как субъект саморазвития и другие объекты).

Реализуя на практике данные принципы организации УИД, преподаватель должен учитывать особенности студенческого контингента. Опыт Е.А. Черкевич показывает, что "сформировать устойчивую мотивацию студента к участию в УИД можно только при условии повышения субъективной значимости данного вида учебной деятельности для студента"2. Студент с помощью преподавателя должен получить убедительное подтверждение значения поисковой, экспериментальной работы для его личностного роста, обретения качества "профессиональной идентичности", наконец, для повышения его статуса. Наконец, необходимо учитывать ценностные ориентации современной молодежи, особенности ее менталитета. Поэтому в ознакомлении студентов с работой СНО внимание уделяется не столько истории, научному содержанию, сколько привлекательным организационным формам работы, участвуя в которых (сначала в роли наблюдателя, гостя), студент с помощью преподавателя и Актива СНО постепенно определял бы свои научные интересы.

В свою очередь, Е.А. Черкевич предлагает следующие организационные формы СНО: Презентация СНО > Заседание секции > Семинары > Психолого-педагогический театр > Коллективные творческие дела > Встречи с выпускниками СНО > Исследовательские экспедиции > Публикации в сборнике > Другое.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод: стратегия развития УИД как средства эффективной подготовки студентов к освоению требований обновленных стандартов среднего профессионального образования должна строиться таким образом, чтобы каждый студент получил возможность мотивированного, целенаправленного, личностно-развивающего участия в увлекательном процессе самостоятельного открытия и освоения профессиональных знаний, умений и навыков.

Опираясь на данные положения, в СПбВПУ (колледже) №1 им. Н.А. Некрасова была предпринята попытка организовать свое Студенческое Научное Общество (СНО). Поскольку подготовка специалистов в системе непрерывного педагогического образования включает в себя задачи по формированию у студентов научного мышления, навыков углубленной самостоятельной работы и развитию их творческих способностей, то эффективным средством решения этих задач является участие студентов в исследовательской работе. На решение этих задач и направлена деятельность СНО.

За период работы СНО был разработан Устав СНО, включающий в себя следующие разделы:

Общие положения:

  1. СНО является добровольной научно-общественной организацией студентов, проявляющих интерес к научно-исследовательской работе и активно участвующих к ней;
  2. СНО является структурным подразделением в образовательной системе колледжа, оказывающим помощь преподавателям и студентам в организации студенческой исследовательской деятельности;
  3. СНО в своей деятельности руководствуется Законом об образовании, Уставом СНО.
  4. СНО является самостоятельным формированием, которое объединяет студентов колледжа №1, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний;
  5. Непосредственное руководство СНО осуществляет организатор работы СНО (Руководитель СНО);
  6. Помощь в работе СНО оказывает администрация колледжа;

Цель СНО: приобщение студентов к научно-исследовательской деятельности.

Задачи СНО:

  • расширение кругозора студентов в области достижений отечественной и зарубежной науки;
  • совершенствование умений и навыков самостоятельной работы студентов;
  • организация научного взаимодействия между преподавателями и студентами;
  • становление педагогической позиции будущего специалиста;
  • организация научно-исследовательской деятельности студентов для усовершенствования процесса обучения и их профессиональной ориентации;
  • организация и проведение студенческих конференций, конкурсов научных работ колледжа и города;
  • содействие публикации и внедрению в практику лучших студенческих работ.

Основные направления работы СНО:

  • включение в научно-исследовательскую деятельности способных студентов в соответствии с их научными интересами;
  • формирование у студентов культуры научного исследования;
  • привлечение научных сил к руководству научно-исследовательскими работами студентов;
  • организация научных внеучебных занятий со студентами в рамках СНО;
  • организация индивидуальных консультаций, промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований студентов;
  • оказание практической помощи студентам в проведении экспериментальной и исследовательской работы;
  • подготовка и проведение научно-исследовательских конференций, конкурсов, олимпиад и т.д. в рамках колледжа и на уровне города;
  • редактирование и издание студенческих научных сборников статей.

Студенты - члены СНО могут:

  • иметь возможность публикации тезисов выступлений и материалов научной работы в сборнике "Вестник СНО" колледжа и города;
  • быть освобожденным от защиты курсовой работы по педагогике (для 4 курса отделения ин. яз.) и экзамена или зачета по педагогике (для 3 и 4 курсов отделения нач. кл., русск. яз и лит-ры, ин. яз.) при предъявлении конкретного результата работы;
  • быть рекомендованным для продолжения обучения в профильный Вуз на основании полученного Сертификата участника /победителя/ СНО и характеристики, составленной Организатором СНО.

Планирование работы СНО: СНО колледжа предполагает организацию работы со студентами 3 и 4 курсов всех отделений (нач.кл., русск.яз. и лит-ры, ин.яз).

Работа Актива СНО

Из числа студентов, пришедших в СНО, выбирался Актив СНО, в обязанности которого входит планирование и помощь в проведении организационных занятий, составление и оформление отчетной документации, организация связей со студентами-членами СНО и др.

Актив СНО имеет свою структуру, в которую входят следующие представители:

Организатор связей между группами

  • Связывается со студентами-членами СНО;
  • Своевременно сообщает об изменениях в работе СНО и организации деятельности студентов-членов СНО;
  • Вносит предложения по ходу работы СНО;
  • Следит за посещаемостью студентами-членами СНО творческих занятий и организационных заседаний.

Составитель отчетов после заседаний СНО (Компьютерный оформитель)

  • Оформляет отчеты после организационных заседаний СНО;
  • Сведет документацию СНО;
  • Оформляет папку с отчетами об организационных заседаниях и творческих занятиях СНО.

Заготовитель бланков для организационных заседаний и творческих занятий СНО

  • Заготавливает бланки для собраний СНО;
  • Заполняет бланки по ходу заседаний;
  • Предоставляет все необходимые бумаги Составителю отчетов с целью оформления паки отчетов.

Декораторы заседаний СНО

  • Оформляет организационные заседания и творческие занятия СНО;
  • При необходимости занимается дополнительным оформлением (конкурсы, олимпиады, Итоговая Конференция и т.д.).

Оформители папок по организационным заседаниям и творческим занятиям

  • Подводят итоги проведения организационных заседаний и творческих занятий СНО;
  • Обобщенные материалы собирают в папки, где;
    • записывают краткое содержание проведенного заседания или занятия;
    • подводят итоги заседаний и занятий.

Оформитель фотографий

  • Оформляет фотографии в соответствии с временными рамками заседаний (занятий) и тематическим планированием заседаний (занятий).

Организатор и исследователь совместной творческой работы студентов-членов СНО

  • Выясняет интересы студентов-членов СНО;
  • Сообщает руководителю СНО об интересах студентов-членов СНО и в соответствии с этим вместе с руководителем СНО планирует организационные заседания и творческие занятия.

Оформители Вестника СНО

  • Компонует и оформляет тезисы научных работ студентов-членов СНО в сборник;
  • Подготавливает сборник к рецензированию и выпуску.

На сегодняшний день количество студентов-членов СНО, в состав которых входит и Актив СНО, насчитывает 26 человек.

Наиболее подробно хотелось бы остановиться на потребностях и мотивах, которыми руководствовались студенты при вступлении в СНО. С какими же ожиданиями и настроением пришли студенты нашего колледжа в СНО?

С этой целью студентам-членам СНО предлагалась Анкета 1, которая давала возможность проследить руководившие студентами мотивы и выявить базовый уровень их подготовки к научно-исследовательской деятельности.

Вот некоторые результаты анкетирования.

"Квалифицированные педагоги: какие они?", "Организация воспитательной деятельности", "История педагогики. Вклад классиков в ее развитие", "Детская психология", "Формотворчество в образовании", "Проблемы общения", "Преемственность начальной и средней школы", "Совершенствование системы образования в России", "Нетрадиционные уроки", "Новые технологии обучения", "Формирование познавательных интересов в обучении", "Проблема толерантности в современном обществе" и др.

На вопрос "Приходилось ли Вам выполнять научную работу? Если да, то какой характер она носила - теоретический или исследовательский?" ответы выглядят следующим образом: ответ "да" - дали 15%, а ответ "нет" - 85%.

1 студент, как выяснилось, выполнял работу теоретического характера на тему "Как обустроить Россию", 2 студента выполняли методическую разработку по темам "Детские неврозы" и "Система учебных экскурсий в школе", 1 студент проводил исследование по тематике, которое носило практический характер "Экологического образование в России".

При обобщении результатов ответа на вопрос "Чем Вы руководствовались при вступлении в СНО?" таблица выглядит следующим образом:

интересом к новому научному виду деятельности 45%
получением новых теоретических и практических знаний 20%
помощью научной работы в написании курсовой и дипломной работы 15%
возможностью самосовершенствования, самовыражения, саморазвития, свободы мысли 12%
стремлением установить новые дружеские связи 8%

По результатам ответов на вопрос "Чему Вы хотите научиться, связывая свою деятельность со СНО?" таблица выглядит так:

грамотному изложению своих мыслей 31%
работе с литературой 27%
публичным выступлениям 19%
мыслить и работать самостоятельно 15%
отстаивать свою точку зрения 8%

На вопрос "Что для себя в плане личностного становления вы хотите приобрести?" ответы студентов были обобщены и отражены в таблице:

дополнительные теоретические и практические знания 34%
опыт выступлений 31%
доказать себе и, возможно, другим, что смогу помимо учебы заниматься научным исследованием 16%
ответственности и уверенности в себе 12%
лучше ориентироваться в литературе и в жизни 8%

На вопрос "Предложите тематику наиболее волнующих Вас тем проведения творческих занятий в СНО, которые помогли бы Вам почерпнуть информацию для своей научной работы и познать новое" студенты дают ответы:

Темы творческих занятий %
1. Образование в России и за рубежом 90%
2. Формотворчество в образовании 100%
3. Нетрадиционные уроки 100%
4. Философские проблемы: вчера, сегодня, завтра 80%
5. Познание мира и человека 10%
6. Модульное обучение 75%
7. Проблемы толерантности в современном обществе 50%
8. Проблема развития педагогического такта у студентов 10%
9. Проблемы семей 20%
10. Психологическая помощь "трудным" детям и подросткам 10%
11. Влияние педагогов Некрасовского колледжа на становление будущих специалистов 20%
12. Целенаправленность педагогической деятельности 5%

Одно из заданий Анкеты 1 имело вид "Оцените свою подготовку к написанию научной работы на сегодняшний день: в баллах и используя словесную интерпретацию".

Любопытно, что студенты выбирают в основном балл "6" (55%) или балл "2 (65%), интерпретируя балльную форму отметки следующим образом:

Те, кто ставит "2" балла, мотивирую это:

  • проблемами с отбором литературы;
  • нехваткой времени;
  • незначительным уровнем знаний;
  • свой непоследовательностью в работе.

Те, кто ставит "6" баллов, отмечают, что:

  • нет многосторонней помощи и поддержки;
  • отсутствует четкое руководство;
  • знания есть, но не хватает практических умений;
  • уже есть идеи и выстроен план работы;
  • есть огромная цель проявить себя.

И, наконец, одно из заданий имело вид "Отметьте, какое настроение было у Вас, когда Вы впервые пришли на заседания СНО?". Любопытно, что из двух противоположных полюсов студенты отдают предпочтение "положительному" полюсу и выбирают высокие цифровые показатели - 2 или 3:

  • Чувствую себя сильным 3 2 1 0 1 2 3 самочувствие плохое
  • Работоспособный 3 2 1 0 1 2 3 разбитый
  • Полный сил 3 2 1 0 1 2 3 обессиленный
  • Бездеятельный 3 2 1 0 1 2 3 деятельный
  • Полный надежд 3 2 1 0 1 2 3 разочарованный
  • Довольный 3 2 1 0 1 2 3 недовольный.

Исходя из сказанного, можно утверждать, что студенты-члены СНО при вступлении в данную организацию руководствуются стремлением проявить себя, попробовать силы в написании работы исследовательского характера, овладеть навыками работы с научной работы и, наконец, научиться владеть методами научно-педагогического исследования. Особенно ценным является то, что студенты могут разграничить наиболее важные и интересные для них проблемы научного характера и проследить, что необходимо лично им для овладения той или иной проблемой.

С целью выявления возможностей расширения мотивационной и потребностей сфер студентов-членов СНО была предложена Анкета 2.

1) Один из вопросов Анкеты 2 предполагал анализ имеющегося у студентов-членов СНО опыта научной деятельности и был сформулирован следующим образом: "Что Вы умели в плане научной деятельности до прихода в СНО и что умеете сейчас, после 3-ех месяцев работы в СНО?".

Ответы на поставленные вопросы мы попытались распределить по степени частоты формулирования их студентами (от наиболее распространенных к менее часто встречающимся):

Опыт

Умел (а)

  • писать работы реферативного характера;
  • работать с библиографией;
  • составлять план работы;
  • генерировать идеи.

Умею теперь

  • обосновывать актуальность темы исследования;
  • выделять из большого количества материала главное;
  • четче формулировать проблему исследования;
  • формулировать вопросы;
  • отвечать на поставленные мне вопросы;
  • распределять силы и время;
  • пробовать воплощать работу в жизнь;
  • работать в группе над выполнением творческого задания.

2) Второй вопрос Анкеты 2 предполагал сравнительный анализ ожиданий студентов-членов СНО и звучал следующим образом: "Что Вы ожидали от прихода в СНО и что ожидаете теперь?". Любопытно, что ожидания студентов до и после прихода в СНО заметно расходятся и сами для себя они делают некоторые открытия как в плане личностного становления, так и в плане организации научной деятельности.

Ожидания

Были

  • смогу быть организованной: совмещать учебную и научную деятельность;
  • овладею приемами научной работы;
  • научусь работать над проектом не одна, а с руководителем;
  • помощи и советов от товарищей-студентов;
  • "думала, что, выбрав тему, буду прорабатывать ее одна, не обсуждая ни актуальность, ни плана, ни хода ее написания".

Стали

  • попробовать свои силы в научном публичном выступлении;
  • обменяться опытом с другими коллегами;
  • поездок на другие Конференции;
  • "оказалось все наоборот: мы совместно обсуждаем "шаги" в написании работы, дискутируем - и это здорово!".

3) Третий вопрос Анкеты 2 позволил провести сравнительный анализ потребностей студентов-членов СНО: "Что было Вам необходимо, чтобы стать членом СНО, и что требуется сейчас?".

Потребности

Были

  • выбор интересной темы исследования;
  • соответствующая литература;
  • желание и стремление работать;
  • хорошо учиться;
  • чтобы считались с моим мнением.

Стали

  • больше времени;
  • умелое научное руководство, которое меня самоорганизует и самовоспитает;
  • критическая оценка моей работы;
  • экспериментальная площадка для апробирования эксперимента;
  • проведение организационных занятий, где есть возможность минивыступлений.

4) Четвертый вопрос Анкеты 2 помог выявить проблемы студентов-членов СНО на этапе прихода в него и на этапе работы в нем. На вопрос "С какими проблемами Вы приходили в СНО и какие проблемы Вы испытываете теперь?" студенты дают лишь два типичных ответа. И это очень приятно, что проблем в личностном плане (нет неуверенности), организационном (не устраивает проведение организационных и творческих занятий) и т.д. они не испытывают. Проблемы заключены лишь в нехватке времени, литературы, а это вполне объяснимое явление.

Проблемы

Были

  • нехватка литературы;
  • недостаток времени.

Стали

  • нехватка литературы;
  • недостаток времени.

Опираясь на результаты анкетирования, можно заключить, что за относительно небольшой промежуток времени произошел качественный скачок в ожиданиях, потребностях и личном опыте студентов-членов СНО. Заметен прирост в опыте студентов, но самое главное изменяются их мотивы и потребности - от желания "испытать" себя в труде учебном и научном к стремлению стать настоящим грамотным исследователем.

Удовлетворить выявленные потребности, желания, мотивы студентов-членов СНО позволяют проводимые вне сетки учебного расписания организационные и творческие занятия. Их особенностью является то, что они дают возможность общения студентов друг с другом, а также возможность подготовки к написанию научной работы и возможность оценки, анализа проделанных шагов на пути исследовательской деятельности.

С этой целью в рамках СНО проводятся организационные занятия, цель которых - оказать совместную помощь в написании студентом научной работы, оценить уже проделанный результат работы и наметить пути дальнейшей деятельности, ее эффективности. Занятия проходят 1 раз в две недели. Каждый из студентов-членов СНО готовит небольшое выступление о проделанной работе, делает устное выступление, а также оформляет его письменно. Все остальные внимательно слушают, анализируют, задают вопросы и помогают выступающему наметить пути дальнейшей деятельности.

Сами студенты-члены СНО отмечают, что занятия подобного рода приучают их к систематической и последовательной работе над научным исследованием, дают возможность проговаривания того, что удалось проработать студенту за определенный промежуток времени, а также выстроить свое исследование в определенной логике. Если эту логику трудно выстроить самому, ее всегда помогут выстроить коллеги СНО. И самым ценным, по словам студентов-членов СНО, является то, что знания становятся их личным достоянием.

Хотелось бы отметить, что за период работы в СНО (с сентября - по декабрь) на таких организационных занятиях студентам-членам СНО удалось защитить темы исследований, обосновать актуальность выбранных тем, наметить и защитить план работы, и, наконец, начать воплощать план в жизнь.

Совместно все студенты-члены СНО принимают решение об утверждении тем работ, принимают решение о том, дать ли возможность студенту-члену СНО продолжать дальнейшее написание работы или изменить, усовершенствовать проданный результат работы, предоставив студенту возможность доработки темы, а также повторного выступления на следующем организационном заседании. Составители отчетов оформляют постановления об утверждении работы студентов. Студенты не испытывают недовольства подобной организацией занятий, напротив, отмечают, что подобная форма работы помогает лучше разобраться в материале, в сомнительных и трудных моментах исследования. Все студенческие материалы компонуются оформителями в отдельную папку, а также каждый из студентов-членов СНО имеет все свои письменные отчеты в отдельной папке.

Кроме организационных занятий 1 раз в месяц проводятся творческие занятия. Их цель - обогатить знания студентов-членов СНО и помочь отобрать тот материал, который будет им необходим для написания своего научного исследования. Эти занятия проходят в групповой форме, когда группа получает небольшое задание по определенной теме, готовит его презентацию, а также рецензирует ответ другой группы. Тематику творческих занятий предлагают сами студенты-члены СНО.

Так, за истекший период было проведено 2 занятия, состоящее из 2-ух частей. Одно из занятий по теме "Формотворчество в образовании" включало задания для восьми групп:

  • Подходы к рассмотрению понятия "формы организации обучения";
  • Создание условий для развития учащихся при организации форм обучения;
  • Современные формы обучения;
  • Возможности конструирования форм обучения на разных возрастных ступенях;
  • Изучение отношения студентов к формам обучения;
  • Изучение отношения детей к формам обучения;
  • Анализ форм обучения, используемых в СПВ педагогическом колледже № 1 им. Н.А. Некрасова;
  • Зарубежный опыт использования форм организации обучения.

Также проходят индивидуальные консультации. Студенты-члены СНО могут в любое время обратиться за помощью в написании научной работы к руководителю СНО или к преподавателю той учебной дисциплины, по которой научно-исследовательская работа и выполняется.

В связи с этим особенно хотелось бы остановиться на ТРУДНОСТЯХ в организации как всех форм занятий, так и в целом в работе СНО.

  • Самая главная трудность заключается в том, что в СНО входят студенты разных курсов, учебные занятия которых заканчиваются в разное время. Отсюда возникает большая проблема в совместной встрече всех студентов-членов СНО. И, тем не менее, выход найдет: определено на сегодняшний момент почти оптимальное время встреч для всех. Но, к сожалению, это уже конец дня;
  • У всех преподавателей колледжа большая нагрузка. В связи с этим часто консультации с преподавателями переносятся со дня на день. И все же студенты и преподаватели, заинтересованные в организации подобного рода работы, стремятся в свое свободное время оказать помощь и поддержку студентам-членам СНО;
  • Проведение творческих занятий СНО требует организации групповой работы. Но в силу того, что все студены из разных групп, им очень непросто совместно готовиться. Однако здесь тоже есть свой плюс. Сами студенты отмечают, что они учатся планировать свое время и деятельность, обретают новых друзей и помощников в лице старшекурсников и терпеливых учеников в лице студентов младших курсов, которые контактируют в группе со студентами младших курсов;
  • И, наконец, одна из трудностей состоит в том, что руководитель СНО не всегда может оказать достойную помощь и поддержку всем студентам-членам СНО в силу того, что всех их научные работы - это работы разной тематики, уровня и направленности. В силу этого требуется согласованная работа команды (одного постоянного преподавателя от каждой Предметно цикловой комиссии колледжа), чтобы это было единое, систематическая подготовка студента к защите своей научной работы не только на Итоговой Конференции СНО, но и на выездных конференциях.

Однако, несмотря на некоторые трудности, хотелось бы отметить и некоторые ДОСТИЖЕНИЯ СНО, подвести практические итоги организации подобной научной деятельности в рамках СПВПУ (колледжа) № 1 им. Н.А. Некрасова.

Во-первых, значимым, на наш взгляд, достижением является то, что студенты пришли в СНО и приходят сейчас. В основном, несмотря на разновозрастность, им интересна сама форма организации СН. И самое главное - у них есть желание совмещать учебную деятельность с деятельностью научно-исследовательской;

Во-вторых, в рамках работы СНО уже прошли организационные и творческие занятия, позволившие не только заинтересовать студентов, но и помочь им в построении плана своей научной работы, прогнозировании своих результатов, отборе материала, построении своего экспериментального исследования и т.д.;

В-третьих, удалось наладить работу совместных творческих групп СНО, состоящих из представителей старших и младших курсов. Казалось бы, здесь должны возникнуть трудности. Напротив, старшие упражняются в ораторских способностях, а младшие - учатся выступать в роли рецензентов и оппонентов;

В-четвертых, Актив СНО оказывает помощь руководителю СНО в подготовке и проведении организационных и творческих занятий, с большим энтузиазмом готовит отчеты выступлений студентов и, оформляет протоколы заседаний и делает фотографические снимки;

И, наконец, в-пятых, и особенно ценно то, что некоторые студенты-члены СНО приняли участие в городской олимпиаде "Молодые Петербуржцы", связанной с функциональной грамотностью подрастающего поколения. Заняв 4-ое место и пройдя во 2 тур городской олимпиады, студенты пробуют свои силы в новом для них виде деятельности: готовят "Культурный портрет эпохи 17 века" (ставят инсценировку, готовят научные доклады и выступления, анализируют события и факты, наиболее значимые в этот исторический период).

В заключении хочется сказать, что в рамках деятельности СНО запланирована Итоговая научная студенческая Конференция, которая пройдет весной 2003 г. На ней студенты-члены СНО выступят с докладами, расскажут о проделанной практической работе, обменяются впечатлениями.

Также планируется участие в 4-ой научно-практической Конференции "Профессиональная культура молодого педагога 21 века: проблемы и перспективы", которая пройдет в Педагогическое училище (колледж) № 8.

Таким образом, как бы хорошо ни был поставлен образовательный процесс в стенах СПВПУ (колледжа) им. Н.А. Некрасова, самообразование студентов становится неизбежным. Успех подготовки специалиста зависит от того, как он овладел системой и методикой самостоятельной научной работы. Отсюда задача преподавателя - помочь студенту определить наиболее приемлемый для него путь самообразования. В настоящее время исключительно важное значение в организации самостоятельной научной работы студентов приобретает ее личностный смысл, так как только та работа становится продуктивной, цель которой подготовлена внутренними потребностями и мотивами, желанием мобилизовать все свои силы на успешное ее осуществление. Мотивированная самостоятельная научная работа становится внутренней основой связи между ее целью, содержанием, методами, формами и результатами обучения. Критерии эффективности самостоятельной научной работы - степень сформированности у студента познавательной активности и творческой самостоятельности, потребность и готовность к профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию, самообразованию.

Следовательно, саморазвитие студента, его научная самостоятельность зависят от организации всего учебного процесса в колледже, а также организации и четкого руководства самостоятельной научной работой студентов, ядром которой является развитие их познавательной активности, а формой, которой выступает начавшее свою работу Студенческое Научное Общество.

Список литературы

  1. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М., 1974.
  2. Некрасов Д.Н. Учебно-исследовательская деятельность студентов как средство успешной реализации обновленных стандартов среднего профессионального образования // Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе. Книга 1. - С-Пб., 2002.
  3. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. - М., 1972.
  4. Сенько Ю.В. Формирование научного стиля мышления учащихся. - М., 1986.
  5. Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов. - М., 200.
  6. Черкевич Е.А. Саморазвитие личности студентов в условиях самостоятельной работы. // Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе. Книга 1. - С-Пб., 2002.