Особенности психологической подготовки педагогических кадров на современном этапе

Автор: Потапова Мария Александровна, Стефанович Юлия Анатольевна
Дата публикации: 22.10.2014

Проблема подготовки педагогических кадров - одна из важнейших в современной системе педагогического образования.

Для того чтобы выпускник образовательного учреждения СПО был востребован на рынке труда, необходим поиск новых подходов к обеспечению его конкурентоспособности. Добиться этого можно за счет внедрения практико-ориентированных образовательных технологий и методик, обновления содержания обучения, повышения уровня профессионализма и мастерства преподавателей.

В ходе подготовки специалиста первостепенное значение приобретает установка на развитие его личности и профессиональной культуры, позволяющая существенно облегчить процесс профессиональной адаптации.

Первостепенными задачами, которые стоят сегодня перед системой СПО, безусловно, является ориентация на подготовку человека, который способен самостоятельно принимать решения, точно, эффективно, разумно действовать в постоянно изменяющемся мире. Такими способностями может владеть только сформировавшаяся личность. Образованный человек отличается от необразованного тем, что продолжает считать своё образование недостаточным [3, с. 51-56].

Первоначальной проблемой студентов, поступивших в педагогический колледж, является неготовность к работе с детьми. В основе этой неготовности лежат: отсутствие четких представлений об особенностях будущей профессиональной деятельности, отсутствие уверенности в себе, неуверенность в способности организовать работу детей на практике. Каждый студент имеет представление о работе учителя на основе своего школьного опыта, но это представление быстро теряет свою актуальность, и современные требования, предъявляемые к учителю, для них оказываются неожиданными.

Наибольшую трудность для студентов составляет написание конспектов. Низкий уровень изначальной подготовки студентов сказывается уже на первых этапах практики. Для студентов является трудным даже самый элементарный подбор материалов для занятий. Их затрудняет выстраивание материала в логической последовательности, установление взаимосвязей и переходов, определение временных границ. Они не готовы к проявлению самостоятельности и творчеству. Преодолевать эти трудности удается далеко не всем, а лишь тем студентам, которые изначально или в процессе обучения формируют профессиональную мотивацию.

Еще одной проблемой, усугубляющей трудности обучения, является недостаточный уровень учебной и профессиональной мотивации студентов. С одной стороны, это является следствием недостатка профессиональной направленности, с другой - неготовностью и неумением преодолевать трудности. Однако и среди профессионально ориентированных студентов с большим объемом и потоком подготовки справляются не все. Немалую негативную роль играет и отсутствие престижности и высокого социального статуса профессии в современном обществе. Студенты часто теряют желание продолжать работать, они пытаются избегать практики. Успешные студенты, в процессе учебы поработавшие в школе, не стремятся вернуться в школу после получения диплома.

Помочь в решении ряда данных проблем может психологическая подготовка студентов. Под психологической подготовкой подразумевается системно-сбалансированный комплекс диагностических, психопрофилактических, тренировочных и различных психолого-методических мероприятий, осуществляемых на всех этапах профессиональной подготовки студентов.

Психологическая подготовка призвана обеспечить мотивационную, операциональную и саморегуляционную готовность субъекта к профессиональной деятельности [1]. По своей организации, содержанию и реализации она должна способствовать приобретению студентами характеристик конгруэнтной личности с позитивным самопринятием, рефлексивной личностной позицией, позволяющей придать педагогическому труду личностный смысл. В процессе психологической подготовки субъект приобретает видение себя как развивающейся личности, создает концептуальную модель деятельности, приобретает умения в построении последней и реализации адекватного ее мотивам и целям индивидуализированного поведенческого варианта; учится устанавливать необходимый баланс рационального и эмоционального в саморегуляционном процессе, вносить коррективы в свою деятельность на основе соотнесения концептуальной модели и анализа переживаний развивающейся системы личностных смыслов [4].

На первом этапе подготовки основными методами, используемыми студентами, являются самонаблюдение, самоисследование, наблюдение, рефлексия, элементы моделирования ситуаций, отношений, деятельности. На втором - составляющий базис всей подготовки метод моделирования. Построение технологического аспекта системы основано на выделении в целостном образовательном процессе трех отраслей: теоретической, практической подготовки и учебного проектирования, так как данные компоненты профессионального образования соотносимы с наличием теоретических, проектировочных и практических составляющих в педагогической деятельности и психологическом знании [2].

Методы, методические приемы и мероприятия психологической подготовки включают в себя:

- теоретическую подготовку по основам общей и возрастной психологии;

- ознакомление студентов с их индивидуальными особенностями личностной структуры, эмоционально-волевой сферы, познавательно-творческими способностями и приемами их совершенствования;

- метод индивидуальной психокоррекции;

- метод проблемного обучения;

- обучение навыкам сознательной саморегуляции;

- тренинги;

- проведение мероприятий психологической поддержки.

Психологическими знаниями студенты овладевают в процессе изучения курса психологии. Это знания о человеке, его внутреннем мире, психических процессах, свойствах, состояниях. Эти знания дополняются знаниями о самом себе, своем внутреннем мире и как бы пропускаются через себя. Это оказывает влияние на нормирование у студента "образа Я". Психологические знания, помогая будущему учителю разобраться в своем внутреннем мире, лучше познать себя, становятся личностно-значимыми и способствуют более полному осознанию себя. Психологические знания становятся релевантными. Таким образом, студент (будущий учитель) начинает познавать другого человека (школьника) через познание себя. Тем самым психологическое знание становится практически ориентированным. На их основе возникают профессиональные умения, положительная мотивация, соответствующая направленности личности студента.

Список литературы

  1. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Феникс, 2005.