Профессиональное самоопределение педагога как основа повышения качества профессионального образования

Автор: Каменева Людмила Анатольевна, Максимова Нина Анатольевна
Дата публикации: 22.10.2014

На современном этапе развития образования проблема повышения качества является ведущей. Одним из направлений повышения качества образования является включение в профессиональный стандарт педагога аксиологического компонента, определяющего его профессиональное становление.

Профессиональное самоопределение педагога большинство ученых рассматривает как развитие качеств личности (Маркова А.К., Митина Л.М., С.В. Кондратьева и др.), профессиональные установки (А.К. Кузьмина и др.), компетентность педагога, как совокупность знаний, умений, навыков, качеств личности (В.А.Сластенин, Шадриков, Е.Н. Шиянов), деонтологическую готовность к профессиональной деятельности (Веселова Е.К., Дьяченко М.И., Занина Л.В., Левитин К.М. Медведева Г.П., Меншикова Л.П.).

Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, С.В. Кондратьева и др. в своих исследованиях доказывают, что одним из ведущих образований личности педагога, определяющей отношение к ученикам, к педагогической профессии, к самому себе являются профессионально-ценностные ориентации. Самоопределение учителя обусловлено его ориентацией на ценности педагогической деятельности, на широкую гамму гуманистических социально-профессиональных установок:

- на избранную профессию как образ жизни;

- на человека как на цель, а не на средство;

- на развитие рефлексии, эмпатии и социальных способностей.

В состав профессионально обусловленных характеристик личности учителя, как отмечает А.К. Маркова, входят:

- Общая направленность личности (социальная зрелость, гражданская ответственность, профессиональные идеалы, гуманизм, познавательные интересы, отношение к избранной профессии);

- Специфические качества (организаторские - организованность, требовательность, инициативность, самокритичность; коммуникативные - внимательность, чуткость, скромность, тактичность, инициативность, гибкость, беспристрастность; гностические - наблюдательность, креативность, оригинальность, внимательность, потребность в постоянном обновлении; экспрессивные - высокий эмоционально-волевой тонус, оптимизм, отзывчивость, самообладание, толерантность, выдержка, чувство юмора);

- Профессиональная работоспособность;

- Физическое и психическое здоровье.

Э.Ф. Зеер, анализируя личность специалиста, подчеркивает, что невозможно провести анализ личности человека без изучения его системы ценностных ориентаций, которые являются одним из центральных личностных образований.

Разрабатывая концепцию деонтологической готовности педагога-дефектолога, Филатова И.А. выделяет следующие факторы готовности:

- ценностно-смысловой, направленный на формирование ценностных ориентаций профессии;

- структурно-организационный, направленный на взаимодействие с социо­культурной средой;

- процессуально-деятельностный, который направлен на создание инновационного образовательного процесса.

Таким образом, ценности профессиональной деятельности не только определяют характер профессиональных отношений, но сами формируются в этих отношениях.

Изучение деонтологической культуры педагога позволило выделить в ее структуре нравственно-мировоззренческие установки и взаимосвязи аксиологических блоков:

- интенциональный (направленность личности учителя к профессиональному поведению и духовно-нравственному самосовершенствованию);

- операционально-деятельностный ("инструментарий"

нравственно-практической и профессиональной деятельности);

- идентификационный (духовные ценности, существующие как эго-сферы - "Я-концептуальное", "Я-этическое", "Я-идеологическое" (Караханова Л.А.).

Ценностный или аксиологический компонент выделяется в структуре и деонтологической культуры педагога.

Проведенный анализ дает основания утверждать, что при подготовке будущих педагогов необходимо выделять не только профессиональные ценности, но и специфические деонтологические ценности, которые будут регламентировать характер отношений в системе на основе законов, норм, правил, морали, нравственности, чувстве долга, ответственности.