Актуальные проблемы преподавания гуманитарных дисциплин в культурологических модулях

Автор: Лохтина Марина Петровна
Дата публикации: 22.10.2014

Формирование готовности преподавателя к эффективной педагогической деятельности относится к числу тех "вечных" проблем, которая издавна привлекает внимание передовых представителей педагогической общественности, и выступает одним из важнейших факторов, влияющих на качество подготовки квалифицированных специалистов.

Особенно актуальна эта проблема в современных условиях, когда необходим своевременный и быстрый отклик на изменения в социальном пространстве. Соответственно возрастает потребность в индивидуализации образовательного процесса посредством создания педагогами оригинальных (в том числе авторских) учебно-методических продуктов: программ, технологий, методик, пособий, ориентированных на гуманизацию современного образования.

В преподавании гуманитарных дисциплин эти потребности приобретают особое звучание. Труднее всего сделать первый шаг - убедить студентов, что предметы культурологического модуля не являются предметами-довесками, отягощающими и без того тяжкое студенческое бремя постижения основ собственной специальности. Преподаватель должен сформулировать свой вариант ответа на вопрос студента-прагматика: "А зачем нам это нужно?". Причем ответа не одноразового, а ответа-методики, который был бы встроен во весь процесс преподавания. Удачный ответ сможет хотя бы в малой степени переломить сугубо прагматическую ориентацию студенческой аудитории и убедить ее в том, что вопросы мировоззрения, смысла жизни, морали имеют право быть. К сожалению, в наше время, речь идет о реальной необходимости обосновывать важность существования вечных и непреходящих ценностей духовности и культуры, преодолевать сугубо утилитарное отношение студентов к получаемым знаниям.

В становлении и формировании мировоззренческой культуры человека особую роль играют гуманитарные дисциплины. Изучение их должно способствовать подготовке широко образованных, творческих и ясно мыслящих будущих учителей. Решению этой задачи, прежде всего, посвящена работа культурологических модулей, которые сейчас находятся на этапе становления и интенсивного развития в Некрасовском колледже № 1.

К нашему большому сожалению, студенты, приходящие в колледж, часто не имеют оформившейся потребности в новом направлении познания в силу невысокого уровня предшествующего образования и соответствующего опыта. При общении со студентами можно сделать вывод: у многих из них практически отсутствуют навыки гуманитарного, целостного мышления, то есть молодые люди не имеют представления о взаимосвязи всех общественных явлений во времени и пространстве. Студенты отделяют современность от всей истории социального развития. Соотнести конкретные факты и явления современности с закономерностями общественных отношений молодым людям очень сложно, так как их багаж общей культуры катастрофически беден.

Изучение гуманитарных предметов в рамках культурологического модуля формирует способность целостного объемного мышления, которая помогает всесторонней реализации творческого потенциала личности. Уровень знаний и общей культуры студентов является в определенной мере отражением социокультурной ситуации в обществе. Незнание и искажение ими исторических и культурных фактов, хрестоматийных имен и названий - свидетельство снижения уровня общей осведомленности. Имена и понятия, являющиеся национальной гордостью, не присутствуют в средствах массовой информации и не запечатлеваются в памяти. Поэтому преподавателям культурологических модулей при условии жесткого ограничения учебных часов необходимо решать сложнейшую задачу не только способствовать появлению интереса к данным предметам, но и развитию потребности у студентов к дальнейшему самообразованию.

Высоко­образованная личность, обладающая широтой кругозора - один из наиболее действенных аргументов в необходимости изучения гуманитарных дисциплин. Мало того, в процессе работы со студентами нужен не только преподаватель-предметник, но и личность, собеседник. Кстати, сегодня никто не застрахован от тенденциозных уроков, поскольку преподаватели исповедуют различные взгляды и вольно или невольно привносят их в преподавание. И это нормально. В преподавании гуманитарных дисциплин не следует стремиться к единству мнений, напротив, ценность совокупности предлагаемых предметов модулей заключается в том, что излагаются различные позиции.

Гуманитарные дисциплины, включенные в культурологические модули, предполагают личностное общение преподавателя и студентов. Отвлечение в разумных пределах на обсуждение волнующих вопросов, не имеющих непосредственного отношения к теме занятия, не только не наносит ущерба постижению предмета, но и заставляет студентов хотя бы на время задуматься над сложными процессами бытия. Это предполагает большую требовательность преподавателя к самому себе, так как он должен быть гуманитарием в самом высоком смысле этого слова. Именно преподаватель создает особую атмосферу эмоционально-образного отношения к материальной, духовной и художественной культуре и ее восприятия, при этом постоянно опираясь на общечеловеческий нравственный стержень. Осознанно и целенаправленно стремится реализовать принцип диалога культур.

Здесь же достаточно явственно встает вопрос об актуализации педагогического идеала преподавателя. На наш взгляд, хороший преподаватель - это, прежде всего, тот, кто умеет увлечь студентов своим предметом, пробудить у них интерес к исследовательской работе, показать, что культура - это не набор готовых ответов, а множество вопросов и нерешенных загадок. Но есть еще одно условие, без которого хороший преподаватель не может состояться: он должен любить свою работу, любить и уважать студентов. Кроме того, как и в любой другой профессии, хороший преподаватель - это сочетание таланта и ремесла, нарабатываемого опытом. Если они сочетаются с артистизмом, успех обеспечен.

Что касается методик обучения, применяемых в преподавании гуманитарных дисциплин, заявленных в культурологических модулях, то здесь, как правило, используется методика уроков эмоционально-образного типа. Подобные уроки способствуют формированию гуманистических идеалов и становлению личности гражданина, обеспечивают качественное обучение.

Хотелось бы особо отметить, что мы нисколько не отказываемся от инноваций. Инновационный характер обучения следует искать в органичном сочетании лучшего опыта традиционной методики и современной интерактивной модели обучения. Все методы обучения имеют свои сильные и слабые стороны, и поэтому в зависимости от целей, условий, имеющегося времени необходимо их оптимально сочетать. Универсально эффективных и неэффективных методов не существует. Все зависит от того, как преподаватель пользуется тем или иным методом. При определении эффективности методик преподавания важно опираться не на традиционную директивную модель или инновационную интерактивную, а на конечную цель. Изучение гуманитарных дисциплин в рамках культурологических модулей призвано пробудить в студентах личностные качества, умение мыслить, благородное стремление служить людям. Здесь студенты получают представления о том, как их профессиональные знания использовать в добрых делах, на благо людей и страны в целом.

Список литературы

  1. Любимов Л.Д. "Должно измениться преподавание гуманитарных дисциплин": www.realschool.ru.
  2. Скачкова Н.В. Проблемы модернизации российского образования // Философия образования. № 2(19). 2007- с. 32-38.
  3. Сломский В. Философия - воспитание для будущего // Философские науки. №1. 2006. - С. 132-135.