Формирование социально-педагогической компетенции в сфере полового воспитания и подготовке к семейной жизни

Автор: Лобашева Елена Валерьевна
Дата публикации: 20.11.2004

Проблема полового воспитания и подготовки к семейной жизни, безусловно, является актуальной на современном этапе развития общества. В условиях быстро меняющегося мира происходит смещение и трансформация ценностей - и сейчас мы наблюдаем, что семья как социальный институт, по ряду причин не может создать должных условий для полноценной социализации личности, элементом которой является половое воспитание (под половым воспитанием подразумевается, прежде всего, специфичное воспитание мальчиков и девочек) и создание семьи.

Как следствие подобной политики, все чаще встречаются нарушения полоролевой идентификации, психосексуального развития и отсутствие реальной подготовленности к браку. Уже как несколько лет (по очень скромным подсчетам) эту функцию семьи переложили на образовательные учреждения. Но они оказались неготовыми к этой реалиям жизни. Нет современных программ по половому воспитанию, нет обученных кадров, нет материально-технической и юридической базы. Таким образом, дети и подростки оказались как "слепые котята": этого делать, думать, чувствовать нельзя, а условий, для формирования компетентности в сфере половых взаимоотношений не создали. Но потребность быть компетентными осталась, и они ее удовлетворяют доступными способами: метод проб и ошибок, случайные связи, ложные или искаженные представления, неблагополучная семейная жизнь.

На помощь приходят заграничные "друзья" со своими программами по половому воспитанию, но, к счастью, они противоречат русской ментальности и не были в полную силу реализованы в российских школах. Что можем противопоставить мы? На мой взгляд, дискуссия в этом вопросе сейчас лежит в поле поиска принципов формирования компетентности в сфере полового воспитания и подготовке молодежи к будущей семейной жизни.

Задача педагога-психолога в формировании компетенции в сфере полового воспитания и подготовки к семейной жизни состоит в том, чтобы, прежде всего, руководствоваться принципом "не навреди" и "материнской любовью", которая, как утверждал Эрих Фромм, не только призвана сохранять здоровье и биологический рост, но и утверждать установку, "которая внушает ребенку любовь к жизни, которая дает ему возможность чувствовать себя живым, хорошо быть мальчиком или девочкой, хорошо жить на этой земле!" (3;65).

Основными целями полового воспитания и подготовки к семейной жизни являются:

  • осознание и принятие пола, а также реализация своей половой принадлежности в широком контексте современной действительности;
  • освоение основных фактов, закономерностей и механизмов в сфере полового воспитания и брачно-семейных отношений;
  • выработка установки на реализацию активной жизненной позиции в вопросе пола и семьи;
  • повышение значимости семьи как ценности и социального института;
  • формирование компетенции в сфере работы с семьей.

При выделении компетенций в сфере полового воспитания и подготовки к семейной жизни я учитывала ключевые компетенции, которые выделила международная программа "Определение и отбор компетенции: теоретиче-ские обоснования" (по материалам стратегического доклада, составленного Домиником Симоном Рихеном).

Базовые компетенции Выделение компетенций в сфере полового воспитания и подготовки к семейной жизни Возможные методы и формы при формировании компетенций
Автономное действие Половая идентификация, полоролевое поведение, ориентация на семью как ценность, личная идентичность и проявление самостоятельности в выборе, ответственное принятие решения, формирование и реализация долгосрочной жизненной перспективы, активная жизненная позиция в сфере половых и семейных отношений. ММPI (шкала маскулинности и феминности), дерево прогнозов формирования полоролевого поведения, анализ писем, предложенных современными молодежными журналами, анализ литературных источников (притчи Н. Пезешкяна, Д. Лондон "Когда боги смеются" и т.д., рисование мандалы, методика Флойда "Сравнение ценностей", анализ жизненных циклов семьи, перекрестная дискуссия "Пробный брак".
Интерактивное использование инструментов Формирование адекватного активного словаря, умение выразить себя и свои чувства, умение реализовать половое и семейное воспитание (в том числе как педагог), эффективная оценка семейной ситуации и возможных путей ее изменения.
Использование новых технологий и осознание их влияния на будущее.
Владение психодиагностическими методиками (техника "Вспоминание", анализ идеального и реального образа партнера, Методика Волковой А.Н. "Ролевые притязания в браке" и т. д.)
Сравнение понятий "любовь" и "дружба" посредством проективное методики рисования понятий;
Знакомство с видеофильмами по половому воспитанию и семейным отношениям;
Разработка и проведения занятий в школе по половому воспитанию и подготовке к семейной жизни;
"Экокарта семейной системы" - составление прогноза развития собственной семейной жизни;
Ролевая игра "Семейный бюджет".
Функционирование в социально неоднородных группах Проявление установки на созидательные, долговременные отношения, умение оптимизировать межличностные отношения, умение вступать в продуктивное общение, совместно решать задачи, умение распознать и конструктивно разрешить конфликт, знания основных служб города, работающих по проблеме пола и семьи, механизма взаимодействия с ними, основных направлений видов и форм работы с семьей. Проработка индивидуальных маршрутов работы с семьей;
"Геннограмма" - выявление факторов влияния родительской семьи на детей;
Видеофильм "Микроклимат в семье" - анализ предпосылок конфликта и оптимальные пути решения конфликтной ситуации;
Составление семейного договора;
Составление матрицы организации семейного быта;
Семинар "Пол и семья в контексте культуры".

Как результат формирования социально-педагогической компетенции в сфере полового воспитания и подготовки к семейной жизни должно выступать на первый план, на мой взгляд, принятие и реализация себя как человека, принадлежащего к определенному полу, готовностью к семейной жизни, активной жизненной позицией в этих вопросах, восприятие семьи как высшей ценности человечества, а также проявление профессиональной компетенции.

Список литературы

  • Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М., 2000.
  • Стратегический доклад. Определение компетенций: теоретическое обосно-вание. Сост. Рехен Доминик Симон, 2003.
  • Фромм Э. Искусство любить. М., 1990.