Изучение блока "Оценка достижений учащихся" в курсе педагогики на основе компетентностного подхода

Автор: Шомшина Валентина Александровна
Дата публикации: 11.02.2004

Одним из аспектов компетентности учителя является умение оценивать учебную деятельность учащихся. Опыт подсказывает, что оценочная деятельность учителя чуть ли не самый важный и в то же время самый несовершенный аспект педагогической деятельности. Вряд ли кто из нас удовлетворён существующей 5-балльной системой оценивания. Именно потому данная проблема всегда занимала особое место в курсе педагогики. В прошлом году мы попробовали изучить эту тему иным способом, а именно на основе компетентностного подхода.

Итак, на 4 курсе отделения иностранных языков в курсе педагогики было пересмотрено содержание и включён проблемно-тематический блок "Оценка достижений учащихся". Выстраивая свою работу, мы ориентировались на то, что педагогическая компетентность это интегральная профессионально-личностная характеристика, определяющая готовность и способность выполнять педагогические функции.

Эту "готовность" и "способность" мы и пытались формировать при изучении данного блока.

Планируя работу в данном тематическом блоке, мы исходили из основных постулатов компетентностного подхода, а именно:

усиление личностной направленности образования, т.е. создание ситуаций выбора, опора на интересы и потребности студентов и активизация студентов в процессе обучения, это значит, что студент должен сам искать, исследовать, строить своё знание;

обучение решению социально значимых и жизненно важных задач путем освоения новых видов и способов деятельности. В контексте данного учебного блока важно было не только познакомить студентов с различными видами оценочной деятельности, но и включить их в неё, ставить в ситуацию оценки и самооценки, показать значимость самооценки для саморазвития и самосовершенствования;

ориентация на саморазвитие личности. Главным требованием для нас было создание условий для проявления самостоятельности и творчества студентов в решении предложенных задач, а также дать возможность увидеть свой собственный рост, свои достижения. Особое место мы планировали уделить самоанализу, самооценке, рефлексивной деятельности студентов.

Таким образом, в процессе изучения блока студенты:

  • включались в самостоятельный поиск информации,
  • осваивали новые виды и способы деятельности,
  • приобретали собственный опыт оценивания,
  • учились коммуникативной культуре: умению сотрудничать, взаимодействовать, договариваться, принимать решения и т.д.

Из теоретических положений о компетентностном подходе мы знаем, что основной единицей обучения является педагогическая задача. Именно опыт решения педагогических задач, связанных с оценкой достижений учащихся, и должен появиться у студентов.

Первое, что мы сделали - предложили небольшой тест (приложение 1). Сначала студенты работали индивидуально, затем обсуждали задание в малой группе, а затем - предлагали свои варианты решения.

По результатам обсуждения стало для них очевидным: что они путают понятия "форма" и "вид" контроля, "форма контроля" и "форма оценки", не понимают различий между оценкой и отметкой, проявляют субъективизм в оценке, плохо понимают, что есть "личное достижение" - то есть, мы могли наблюдать сплошные споры и разногласия и - главное - очень ограниченное, поверхностное видение проблемы. Этот этап нам важен был для пробуждения мотивации, возбуждения интереса к проблеме, чего мы и добились.

Следующим шагом было освоение студентами традиционных и нетрадиционных подходов к оценочной деятельности учителя. На этом этапе студенты работали самостоятельно по специально подготовленным информационным блокам, и осуществляли самостоятельный поиск информации по различным источникам, включая Интернет. Особое внимание мы уделили обсуждению новых, нетрадиционных подходов к оценочной деятельности. В результате этого обсуждения студенты узнали о критериальном подходе, безотметочном обучении, рейтинговом контроле и др. По итогам этой работы они заполнили такую карту:

Новые подходы к оценочной деятельности

Новый подход к оценке Сущность подхода Мое отношение
Подходы, о которых узнал сам.
1.
2.
3.
Подходы, о которых узнал на уроке.
1.
2.
3.
   

Принципиально новым заданием считаем проведение студентами презентации современных форм оценивания достижений учащихся.

Нами была найдена книга о новых формах оценки достижений (К. Берк "Аутентичная оценка") учащихся на английском языке (напомню, что мы работали на группах отделения иностранных языков). В ней было представлено 4 новых формы. Согласно этого мы разделили класс на 4 группы, в каждую из которых входили "англичане", "немцы" и "французы". Студентам было предложено изучить одну из форм оценки и презентовать её. Для этого необходимо использовать знание языка и провести следующую работу: "англичане" переводят материал, осваивают его и обучают ему "немцев" и "французов", а те, в свою очередь, презентуют выбранную форму. Всю прочую работу (подготовку наглядности, рекламы, раздаточного материала, распределение ролей и т.д.) группа выполняет вместе. Считаем эту работу ключевым моментом в изучении блока, так как студенты самостоятельно осваивали языковую информацию (языковая компетентность!), осваивали новые формы оценивания, обучали друг друга, учились представлять материал и оценивать работу друг друга, разрабатывать критерии оценки. Более того, им предложено было оценить не только саму презентацию, проведённую другими группами, но и осуществить самооценку процесса подготовки и проведения презентации.

В процессе проведенной работы был создан конкретный "продукт" - творческое представление новой формы оценки достижений учащихся.

Для осуществления компетентностного подхода очень важным было постоянное включение студентов в оценочную деятельность. Предложенные ситуации оценивания и представляли собой те самые педагогические задачи, которые должен научиться решать студент. Включаясь в оценочную деятельность, студенты оценивали:

  • уровень своей подготовки к занятиям, к презентации,
  • степень понимания изученного материала, свои коммуникативные навыки,
  • учились использовать изученные формы и методы оценки,
  • учились использовать различные оценочные шкалы и приводить их к единому эквиваленту.

На каждом занятии по изучаемому блоку предлагались листы оценки и самооценки: лист самооценки степени понимания учебного материала (приложение 2) - заполнялся на всех занятиях по изучаемому блоку. Лист оценки своей подготовки к занятию, лист оценки презентации (приложение 2) и др. Особое место было отведено рефлексивной деятельности. При обсуждении мы затрагивали такие аспекты, как познавательный (степень освоения материала и готовность его использовать в практической деятельности), эмоциональный удовлетворённость проделанной работой, коммуникативный (умение сотрудничать, договариваться и др. Примером рефлексивной деятельности является лист оценки работы группы (приложение 3), рефлексивный лист в структуре портфолио.

На протяжении всего учебного года студенты собирали портфолио по педагогике, то есть, на практике осваивали данную форму оценки достижений.

Закончилось изучение блока решением теста, который был предложен на первом занятии. Это был разговор совсем на другом уровне. Главный вывод, который сделали студенты:

  • оценочная деятельность напрямую связана с контекстом,
  • оценивать следует как процесс, так и результат,
  • необходимо использовать формы оценивания, которые позволяют бережно относиться к личности ребёнка и дают возможность видеть его личные достижения, а значит, быть успешным учеником, а это в свою очередь ведет к повышению мотивации к обучению.

Организация обучения на основе компетентностного подхода позволила студентам не только иметь образовательный результат, но и видеть динамику личного роста.

Список литературы

  • Соколова С.В. "Формирование педагогической компетентности будущих преподавателей дошкольной педагогики" // Начальная школа - плюс, №9, 2003.
  • Материалы РГПУ им. А.И. Герцена по осуществлению компетентностного подхода в образовательном процессе.

Приложение 1

1. Ученик 8 класса, пришедший из другой школы, в первом контрольном диктанте по русскому языку допустил 50 ошибок. Получил "2". Через некоторое время после определённой коррекционной работы учителя и кропотливой собственной работы в очередном диктанте подобного уровня сложности ученик допускает 14 ошибок.
- Как оценить работу ученика?

2. В течение четверти на уроках иностранного языка в 7 классе изучалась одна тема, за которую ученик получил следующие отметки: 2,2,3,4,3,3,4. Но к концу четверти он разобрался с материалом, выучил все правила и лексику, поупражнялся и за итоговую контрольную работу получил "5".
В течение четверти по биологии ученица имела следующие отметки: 2,5,5,5,5,5,5,5,5.
- Как оценить этих детей в четверти?

3. Предложите несколько форм контроля и форм оценки деятельности учащихся на уроках иностранного языка в основной школе.

4. Какие виды контроля вы бы использовали на уроках иностранного языка?

5. Соотнесите понятия "оценка" и "отметка". Какое понятие, на ваш взгляд, шире? Что предполагает отметка? Что - оценка?

6. "Личностные достижения ученика - это..." - продолжите.

Приложение 2

Лист самоконтроля.

По окончании каждого урока в изучаемом блоке просим дать самооценку (с/о) степени понимания изученного материала. Используйте следующие критерии:

  • В материале разобралась, на уроке было интересно - 3 балла.
  • Мне все понятно, но материал не всегда интересен - 2 балла.
  • Мне хотелось разобраться, но я не все поняла - 1 балл.
  • Материал трудный и малоинтересный. Мало что поняла - 0 баллов.
Ур.1 Ур.2 Ур.3 Ур.4 Ур.5 Общая с\о по блоку
           

Оценочный лист. Портфолио.

Ф.И. студента Критерии Окончательная оценка
     
1.        
2.        

Приложение 3

Оценка работы группы №

Вопросы Ваши впечатления Отличившиеся
1. Хорошо ли вам работалось в группе? С кем особенно хорошо и почему?    
2. Удавалось ли вам договориться друг с другом? Все ли слушали друг друга? Кто в большей степени проявлял культуру диалога?    
3. Все ли члены группы принимали равноценное участие в работе группы? Кто в большей степени проявил себя, и кто не проявил себя никак?    
4. Всю ли работу, предложенную группе, удалось выполнить?    
5. Что считаете основным достижением группы? Кого бы хотели особенно отметить и за что?    
6. Какие были трудности в работе группы? Кто, на ваш взгляд, мог сделать больше?    
7. Ваша оценка работе группы?