Имидж современного педагога в аспекте компетентностного подхода к образованию

Автор: Боголюбова Юлия Викторовна
Дата публикации: 11.02.2004

В стратегии модернизации российского образования заявлено о необходимости введения компетентностного подхода в образовании. Отечественная школа нуждается в смещении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию. Компетентностное понимание результатов образования, несомненно, важная, но не единственная сфера применения компетентностного подхода. Также необходимо говорить и о компетентности педагога.

Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Понятие педагогической компетентности рассматривается как владение педагогом необходимой суммой знаний, умений и навыков, которые определяют сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания.

К личности педагога во все времена предъявлялись высокие требования. Ведь именно он создает культуру последующих поколений. И педагог должен быть интересен как личность. Без интереса к личности нет интереса к предмету. Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Известно, что учитель обучает, даже когда не говорит ни слова, он учит своим поведением, отношением к детям, своей личностью.

Каким бы компетентным специалистом ни был учитель, преподаватель, он должен постоянно совершенствовать свои личностные и профессиональные качества, создавая, таким образом, собственный имидж, образ личностного "Я".

Имидж - это стиль, который обусловлен внутренним содержанием. Слово "image" переводится с английского языка как "образ". Это не только визуальный образ человека (вид, облик), но и образ мыслей, действий поступков. Возможно, имидж для педагога важен даже больше чем для любого другого специалиста, потому что именно он влияет на формирование представлений, установок, ценностей воспитанников и в свою очередь способствует формированию имиджа учащихся.

Это понятие связано как с внешним обликом, так и с внутренним содержанием человека, причем, второе даже более существенно. Самое важное, чтобы внешний и внутренний образ были в гармонии.

Основой имиджа педагога являются его личностные и профессиональные качества - коммуникабельность, рефлексивность, эмпатичность, самообладание и многие другие. Также имидж педагога это его инструментарий, это функциональные средства организма, которые позволяют использовать голос, пластику, мимику в качестве воздействия на воспитанников. Компетентный педагог будет использовать их целенаправленно и осознанно.

В последние годы имидж стал все чаще использоваться и исследоваться (В.М. Шепель, П.С. Гуревич, Г.Г. Почепцов, А.Н. Жмыриков и другие). Руководство образовательных учреждений вынуждено было заняться изучением спроса и продвижением своих образовательных услуг.

По данным исследований Пискунова М.С. ведущими компонентами имиджа образовательного учреждения являются:

  • для учащихся начальной школы и их родителей - образ классного руководителя;
  • для старшеклассников - образ учителя-предметника и образ директора;
  • для родителей с высшим образованием - представление о качестве образования и стиле работы школы;
  • для родителей детей с ослабленным здоровьем - комфортность школьной среды.

То есть, можно говорить о том, что имидж педагогов работающих в образовательном учреждении создает имидж самого учреждения. А это, в свою очередь, будет способствовать повышению конкурентоспособности, расширению партнерских связей и привлечению инвестиций.

В связи с этим необходимо формировать имидж современного педагога. Несомненно, это нелегкая работа над собой, но она принесет результаты. Можно рассмотреть формирование имиджа как одну из компетентностей. Гармонично созданный имидж помогает решить различные вопросы в повседневной, профессиональной и социальной жизни, порой даже решить сложные задачи в различных ситуациях.

Компетентностный подход реализуется через обновление содержания образования. Рассматривается усиление прикладного, практического характера образования, овладение "жизненными" навыками. Трудность заключается в том, что освоение этого содержания требует особых организационных форм и сложно вписывается в учебные предметы. Но умение создавать имидж успеха, достигать успеха и самопрезентация позволят быть готовым к работе и жизни после окончания учебного заведения.

Так, в ряде школ и педагогических училищ и колледжей Подмосковья, в Ленинградском педагогическом колледже Краснодарского края уже преподается такой предмет как "Имиджелогия" - как наука о личном обаянии, которая в 90-х годах была сформулирована профессором В.М. Шепелем.

Нами в разделе "Введение в педагогическую профессию" дисциплины "Педагогика" на I курсе предусмотрена тема "Имидж современного педагога". Мы рассматриваем понятие, составляющие имиджа, особенности его создания. Эта тема является завершающей темой данного раздела. Студенты самостоятельно делают вывод о том, что компетентный педагог придает созданию своего имиджа первостепенное значение.

На одном из уроков, говоря об имидже, мы обсудили такой секрет личного успеха как привлекательность в глазах окружающих. И выяснили что это не только визуальная привлекательность. Студенты называли такие черты привлекательного человека: обаяние, уверенность в себе, жизнелюбие, чувство юмора, умение посмеяться над собой, общительность, хорошее настроение, благородство... И для этого не обязательно быть внешне привлекательным человеком, ребята говорили, что внешняя выразительность желательный компонент имиджа, но не решающий. Необходимо чтобы человек сам чувствовал себя уверенно и комфортно и тогда его уверенность передается окружающим.

На другом уроке, построенном по технологии мастерской, в ходе работы с понятиями студенты узнают, что от греческого языка "стиль" (stylos) - это палочка, заостренный стержень из кости, металла или дерева, которым писали на дощечках, покрытых воском или на бересте. От такого "стиля" зависело качество написания текста и его прочтение. И вместе мы размышляем о том, что такое имидж как стиль человека, педагога.

Практические занятия по созданию имиджа продолжаются в ходе изучения курса "Основы педагогического мастерства", на которых рассматриваются пластика, мимика педагога как невербальные компоненты имиджа.

Учитывая то, что выигрышный имидж - это построение положительного образа "Я", мы провели упражнение "Хвалебная ода" на одном из заседаний студенческого научного общества и увидели, как непросто некоторым студентам дать себе положительную характеристику. Также мы планируем посвятить вопросу имиджа современного педагога одно из следующих заседаний СНО.

Психологи отмечают, что люди судят о нас при встрече по первому внешнему впечатлению, которое мы производим в течение первых 5-40 секунд. Произвести первое впечатление можно только один раз. Хочется вспомнить слова А.П. Чехова: "В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли".

Список литературы

  • Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М., 2000.
  • Пискунов М.С. Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования // Мониторинг и стандарты в образовании. 1999, № 5.
  • Шепель В.М. Имиджелогия. М., 1996.