Становление личности ребенка в процессе социализации

Автор: Трефилова Н.Д.

Дата публикации: 31.03.2015

 

Аннотация: в статье обсуждается вопрос о важности игровой деятельности в процессе социализации ребёнка дошкольного возраста

Ключевые слова: социализация, игра, ведущий вид деятельности, социальные нормы, социальный опыт

 

 

С первых дней своего существования человек окружён людьми. С рождения он включён во взаимодействие с социальным окружением, и первый опыт общения  приобретает ещё до того, как научится говорить. Взаимодействуя с другими людьми, мы получаем социальный опыт, который становится фундаментом нашей личности. Многие учёные ( С. Рубинштейн, А. Леонтьев, Л. Божович, Л. Венгер, Л. Выготский, М. Лисина, Д. Эльконин) утверждают, что первые годы жизни ребёнка - это важный период для интеллектуального, социального, и личностного развития, так как в детском возрасте формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы. Ребёнок впитывает в себя всё человеческое, путём проб и ошибок, используя для этого собственные наблюдения, подражая взрослым. Этот путь очень долог, поэтому роль взрослого крайне важна.

Главный принцип, утверждённого приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 года № 1155, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в развитии человека. В рамках образовательного процесса педагоги должны обеспечить живое, заинтересованное общение ребёнка с взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности, ведущее место среди которых по – прежнему отводится игре.

Игра - подлинная социальная практика формирующейся личности. Игра является тем механизмом, который переводит внешние требования социальной среды в собственные потребности ребёнка. Игра, как известно-ведущий вид деятельности дошкольника. П. П. Блонский называет игру «великой учительницей ребёнка», естественной формой труда и активной деятельности, в которой ребёнок «упражняет силы, расширяет ориентировку, устанавливает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления окружающей жизни». Поэтому игра выступает в качестве основного средства, социализирующего мышление дошкольника и имеющего большое значение для формирования фундаментальных качеств личности. Игра подчеркивает роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта ребенка. В игре дети осваивают новые для себя социальные роли, приобретают социальный опыт, самореализуются. Кроме того, в игре ребенок конструирует себя, старается быть лучше. Исторически  одной из целей игры является выработка необходимых человеческих черт,  качеств,  навыков и привычек,  развития способностей. Все важнейшие психические новообразования зарождаются и развиваются в сюжетно-ролевой игре. В играх дети подражают взрослым, принимают на себя различные роли. В отечественной психологии наиболее ярким теоретиком и исследователем  детской игры является Д.Б. Эльконин, который в своих работах развивал и продолжал традиции Л.С. Выготского. Принимая на себя в игре различные роли, ребёнок проникается их чувствами, сопереживает. Всё это означает развитие у него социальных эмоций, начал нравственности. В игре дети учатся взаимодействовать с другими людьми, осваивать правила и способы взаимодействия, обретают опыт взаимопонимании, учатся объяснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми. Когда впервые маленький ребёнок начинает стремиться к тому, что лежит за пределами данной ситуации, в которой он находится, и когда он, преодолевая сопротивления взрослых,  начинает действовать под влиянием образов воображения – он уже стал на путь формирования личности.

Главная цель социализации – становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного - к людям разных национальностей, бережного и уважительного – к собственным этническим ценностям и историческим достояниям, гуманного к людям, природе, окружающему миру.

 

Список литературы

 

  1. Доронова Т.Н. Игра в дошкольном возрасте /Т.Н.Доронова, О.А. Карабанова, Е.В. Соловьева. – М., 2002.
  2. Зеньковский В.В.Психология детства /В.В. Зеньковский. – М., 1996.
  3. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры / Леонтьев А.Н. //Проблемы развития психики. – М.,1981.
  4. Эльконин Д.Б. Психология игры / Эльконин Д.Б. – М., 1978.