Особенности структуры и содержания профессионального модуля ФГОС СПО (из опыта разработки профессионального модуля "методическое обеспечение образовательного процесса" для специальности 050148 "педагогика дополнительного образования")

Автор: Щеглова Светлана Брониславовна
Дата публикации: 22.10.2014

Существенные изменения, происходящие в наше время на всех уровнях образования, особенно заметны в системе среднего профессионального образовании. Это связано с требованиями времени и новыми подходами к оценке качества подготовки специалистов среднего профессионального образования. Федеральный государственный образовательный стандарт СПО определяет требования к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации. Подготовка к внедрению образовательных стандартов, обеспечивающих компетентностный подход, взаимосвязь фундаментальных знаний и практических умений, требует новых подходов к структуре и содержанию программ учебных дисциплин и профессиональных модулей.

Профессиональный модуль - это часть программы профессионального образования (обучения), предусматривающая подготовку обучающихся к осуществлению определенной совокупности трудовых функций, имеющих самостоятельное значение для трудового процесса.

Реализация профессионального модуля невозможна без осуществления различных видов практики. В рассматриваемом модуле практика занимает 144 часа, что составляет 75% от общего количества часов (198 часов).

Кроме того, профессиональный модуль "Методическое обеспечение образовательного процесса" предполагает написание курсового проекта. Примерные темы курсовых работ предлагаются в примерной программе модуля:

1. Структура и содержание портфолио педагога дополнительного образования

2. Современные подходы к работе по обобщению опыта работы педагога дополнительного образования.

3. Виды методических материалов, их особенности с точки зрения использования.

4. Общая и профессиональная культура педагога дополнительного образования

В 2010 году на сайте Федерального института развития образования (г. Москва) была опубликована "Концепция создания программ прикладного бакалавриата в системе профессионального образования Российской Федерации. Данная Концепция разрабатывалась в рамках проекта "Разработка стратегии и формирование методологии модернизации профессионального образования в целях реализации стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации". В документе определен один из путей, ведущих к повышению доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития российской экономики, современным потребностям общества и человека, - это развитие вариативности образовательных программ. Речь, в первую очередь, идет о программах прикладного (практикоориентированного) бакалавриата.

Принципиальным отличием содержания программ прикладного бакалавриата является наличие теоретической подготовки, соответствующей уровню высшего образования при сохранении методологического подхода к формированию профессиональной квалификации, существующего в СПО. Именно эту задачу решают профессиональные модули. Разработка примерных программ профессиональных модулей, безусловно, является отправной точкой процесса внедрения прикладного бакалавриата в системе среднего профессионального образования. Кроме того, важно помнить, что гибкость модульных программ профессионального образования:

- позволяет оперативно обновлять или заменять конкретные модули при изменении требований к работнику вследствие изменений в технологиях и организации труда, обеспечивая качество подготовки работников на конкурентоспособном уровне;

- дает возможность индивидуализировать обучение для каждого обучающегося исходя из его уровня знаний и умений и предыдущего обучения (или трудового опыта) путем комбинирования необходимых модулей и отдельных единиц модулей;

- позволяет применять одни и те же модули как элементы сразу нескольких учебных программ.

Очевидно, что обновление современного профессионального образования будет осуществляться по нескольким ключевым направлениям. Два из них: компетентностный подход и модульный принцип построения образовательного процесса - решаются реализацией на практике программ профессиональных модулей.