Виртуальная экскурсия как современное средство сопровождения образовательного процесса

Автор: Шеватурина Елена Сергеевна
Дата публикации: 22.10.2014

Внедрение информационных технологий во все сферы человеческой деятельности является неотъемлемой частью современного общества. Понятие "информатизация образования" стало привычным для слуха преподавателей, студентов, учителей, учеников и их родителей. Современные школы, средние специальные учебные заведения, ВУЗы, а также многие дошкольные образовательные учреждения оснащены компьютерными классами, современной мультимедиа- и видеотехникой, различными видами оргтехники. В сущности, компьютер перестал выступать только в качестве объекта изучения на уроках информатики. Сегодня компьютерная техника выступает также как средство сопровождения образовательного и воспитательного процессов различных учебных заведений.

Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию учащегося. При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения вследствие одновременного воздействия нескольких технологий.

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно проводить контроль знаний учащихся. Компьютерные технологии позволяют ставить перед обучающимся и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Одним из наиболее наглядных, интересных и, вследствие этого, эффективных мультимедиа продуктов можно назвать виртуальную экскурсию. Виртуальная экскурсия может содержать не меньше информации, чем реальный музей или галерея, может наглядно представить недоступные или сложно доступные к посещению географические объекты, всевозможные выставки, сложные для наглядной демонстрации процессы. Кроме того, при условии размещения в распределённом ресурсе Глобальной сети Интернет, виртуальная экскурсия способна охватить широчайшие аудитории.

Для создания полноценной виртуальной экскурсии необходимо решить целый ряд взаимосвязанных проблем: программное обеспечение, дизайн, объём графической и текстовой информации, структура и навигация, звук, анимация и видеоролики, интерактивные формы (поисковая система, обучающая система).

Развивающий эффект зависит от дизайна продукта, доступности его для обучающегося, соответствия его уровню развития и интересу. Поэтому перед разработчиком виртуальной экскурсии, в первую очередь, ставится задача анализа особенностей восприятия предполагаемых будущих пользователей. Особую роль здесь играет дизайнерское решение продукта: правильный, обоснованный с точки зрения психологии выбор цветовых и шрифтовых решений, выбор предлагаемых образов и героев экскурсии.

Средства реализации виртуальной экскурсии могут быть различны в зависимости от предполагаемого последующего её размещения в локальных сетях или же в Глобальной сети Интернет. Простейший вариант технической реализации может быть выполнен средствами мультимедийной среды офисного приложения операционной системы Windows, редактором презентаций Microsoft PowerPoint. В более сложных вариантах, созданных с целью размещения в Интернете, возможно использование продуктов корпорации Macromedia, а также различных языков программирования. В данном случае виртуальная экскурсия будет представлять собой web-узел или Интернет-сайт.

Сегодня виртуальные экскурсии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития. Этот способ позволяет обучающимся с интересом учиться, находить источники информации, воспитывать самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.