Кейсовый метод в обучении иноязычному говорению студентов 3 курса иностранного отделения колледжа

Автор: Репинская Мария Николаевна
Дата публикации: 22.10.2014

Учебный материал для обучения учащихся может быть организован по-разному, в том числе и кейсовым методом.

Впервые данный метод был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году; внедрение этого метода в Гарвардской школе бизнеса началось в 1920 году. В настоящее время сосуществуют две классические школы case-study - Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В рамках первой школы целью метода является обучение поиску единственно верного решения, вторая - предполагает многовариантность решения проблемы.

Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями

Важной задачей учителя является не простая работа по отбору материала, который был бы значим для учащихся. Важно подобрать такую тему, чтобы она была интересна и актуальна для учащихся.

Также в данном методе возможны ролевые задания, что делает данный метод игровым и интересным для студентов. В данном методе учащиеся получают сформулированную проблему и ищут пути ее решения, при этом понимая, что путей может быть несколько. Преподаватель должен помочь учащимся рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Учащиеся должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них, преподаватель только поясняет последствия принятия необдуманных решений. Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении учащихся отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех учащихся группы в процесс анализа кейса.

Кейс-метод можно представить в методологическом контексте как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы. Мысленное экспериментирование представляет собой важнейший методологический атрибут кейс-метода. Методы описания предполагают формирование некоторой системы фактов, которые характеризуют ситуацию, поэтому учащийся вынужден разбирать своеобразную головоломку, отделяя существенное от несущественного. Проблемный метод отличается тем, что формирует проблемный подход к действительности. Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса. Дискуссия занимает центральное место в кейс - методе. Ее целесообразно использовать в том случае, когда обучаемые обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает две фазы. Первая фаза представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Однако хорошо подготовленного кейса мало для эффективного проведения занятия. Для этого необходимо еще подготовить методическое обеспечение как для самостоятельной работы учащихся, так и для проведения предстоящего занятия.

По своей структуре кейсы бывают:

эмоциональное напряжение учащихся.

Таким образом, кейсовый метод как нельзя лучше подходит для студентов, изучающих иностранный язык. Так в своей практике, я использовала кейсовый метод по теме "Water Pollution" ("Загрязнение воды"). Хотелось также сказать, что начинать работу над кейсом лучше, когда усвоена лексика и необходимые грамматические структуры, потому что студентам тогда будет легче выражать свои мысли во время дискуссии.

Данная тема, конечно, является актуальной для студентов. Важность этого вопроса студенты могли прочувствовать, когда готовили в качестве домашнего задания опрос "Удовлетворены ли вы качеством воды", а также должны были подготовить информацию о качестве воды в нашем городе. Эти все данные обсуждались в первой части урока. И затем данные, которые нашли студенты, подтверждались статьей и видео материалом. Работая со статьей, студенты должны были вычленить проблемы загрязнения воды, которые содержались в тексте и обсудить пути их решения, а затем, работая в команде, должны были найти дополнительные пути решения данных проблем. Затем решения, которые выработали группы, обсуждались совместно, и при голосовании принималось наиболее значимое решение, которое было приоритетно в каждом вопросе.

В конце урока было оценивание студентов, но надо отметить, что критерии оценки бы вывешены и оглашены преподавателем в начале урока. Вот критерии, по которым происходило оценивание: использование лексики по теме, умение аргументировать свою мысль и делать выводы, употребление коммуникативных клише, грамотность речи, глубина раскрытия проблемы, умения задавать и отвечать на вопросы, соблюдение регламента, активность. Вся работа ведется на английском языке.

Применение кейс метода требует от учителя много времени, но данный метод позволяет учителю (если он полностью овладеет данным методом) сформировать у обучающихся самостоятельность мышления, умение аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Когда учитель видит результаты своего труда, он получает большое удовлетворение от своей работы.

Список литературы

  1. Колкова М.К. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Пособие для учителей и аспирантов и студентов. - Санкт-Петербург: КАРО, 2008