Формирование личности будущего воспитателя как специалиста системы образования с учетом требований нового стандарта

Автор: Павская Елена Михайловна, Яндовская Елена Владимировна
Дата публикации: 22.10.2014

Профессия педагога, являясь одной из самых необходимых обществу, имеет массу неразрешенных проблем, которые снижают эффективность данного вида деятельности. Первое и главное условие, без которого невозможно вхождение в педагогическую деятельность, - личностное принятие педагогом саморазвития как особого вида деятельности. Мы знаем, что педагог, лишенный какой-либо четкой профессиональной позиции, обречен на бесплодную деятельность. Но в современном меняющемся мире ценна даже не столько какая-то определенная профессиональная педагогическая позиция, ценен сам опыт саморазвития, само творческое отношение к своему делу. Этот опыт - опыт не только успехов, но и опыт трудностей, кризисов, проблем. Педагог способен выйти за пределы непрерывного потока педагогической практики и увидеть свой профессиональный труд в целом. Решающий элемент - возможность делать осознанный выбор, а значит, ощущать в единстве свою свободу и свою ответственность за происходящее.

Основное направление личностно - профессионального развития педагога - расширение сферы педагогического влияния. Эта сфера может ограничиваться лишь пределами собственной личности. Но особенности человеческой природы таковы, что каждый из нас может выбрать не только развитие, но и стагнацию и деградацию, не только преодолевать собственные недостатки, но и остаться при них. Осознание педагогом своей деятельности, средств и методов ее осуществления составляет основу профессионального педагогического развития. Способность педагога находить наиболее оптимальные пути разрешения педагогических ситуаций будет свидетельствовать об уровне его педагогического мастерства. Главное - это способность педагога осознавать особенности своего индивидуального стиля деятельности и в соответствии с этим осуществлять выбор средств решения педагогических проблемных ситуаций. Развитие современного общества ставит человека перед проблемой реализации своих способностей. Именно поэтому одной из главных задач профессионального образования является подготовка квалифицированного и конкурентно способного специалиста, умеющего самостоятельно решать возникающие проблемы, ориентироваться в потоке педагогических исследований, технологий. Эта задача становится еще более актуальной в связи с опубликованием федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Именно выпускникам педагогического колледжа по специальности 050144 "Дошкольное образование" предстоит реализовать положение данного стандарта.

Среди  задач стандарта нового поколения  особое значение имеют задачи, направленные на формирование общей культуры воспитанников, развитие физических и эстетических качеств ребенка. Реализация этих задач заинтересовала нас, преподавателей вариативных модулей "Руководитель физического воспитания дошкольников" и "Руководитель изобразительной деятельности дошкольников", как возможность формирования личности будущего педагога. Работая в этом направлении, мы руководствовались интегрированной программой "Гармония развития"  кандидата педагогических наук, профессора кафедры педагогики и педагогических технологий ЛГУ им. А.С. Пушкина Д.И. Воробьевой. Ведущей идеей программы "Гармония развития" является целостное развитие личности  через раскрытие внутреннего потенциала ребенка с учетом его индивидуальности. Доминирующей особенностью программы  является интеграция различных видов деятельности дошкольников, что напрямую связано с потребностью создания у ребёнка целостной картины мира.  Интеграция осуществляется в программе в заданной последовательности. Именно модель ступенчатой интеграции помогает приобщить ребёнка к процессу изучения предметов и явлений: увидеть, услышать, обыграть, сделать. Программа "Гармония развития"  ориентирует на овладение педагогическим мышлением и образовательными технологиями, обеспечивающими успешную реализацию целей и задач, направленных на разностороннее гармоническое развитие дошкольника. Выстроенная на интегрированной основе программа даёт возможность педагогу взаимодействовать с детьми на основе личностно-ориентированной педагогики, развивать любознательность, познавательный интерес, творческое воображение, коммуникативность.

Высокие требования к личности воспитателя заставили нас, преподавателей вариативных модулей, пересмотреть содержание заданий, продумать варианты бинарных уроков. Например, студентам предлагается составить конспект интегрированного занятия, где объединяются развитие речи, рисование и физическое воспитание: "Путешествие в страну сказок", "Магазин игрушек", "Городские птицы". Студенты подбирают художественную прозу, стихи, произведения устного народного творчества  по определенной теме, составляют подвижные игры, придумывают имитационные упражнения, движения, рисуют или работают на фланелеграфе, проводят элементы таких занятий. Гибкий подбор содержания, форм и методов воздействия позволит студентам на педагогической практике поддерживать у детей уверенность в себе, решительность в действиях, общительность.

Новый стандарт предполагает, что воспитатель хорошо знает ребенка, его индивидуальные особенности, возможности, использует такие методы и приемы, которые мобилизуют интеллектуальный потенциал дошкольника. Принятие концепции нового воспитания открывает путь к самосовершенствованию личности педагога. Есть замечательное высказывание: "Личность может воспитать только личность". Другими словами, если есть проблемы с детьми, то начинать нужно с себя.

Список литературы

  1. Воробьева Д.И. Гармония развития: Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. 3-еизд., СПб: "Детство-пресс", 2003 г