Личный файл преподавателя: фантазия или необходимость?

Автор: Малачинская Оксана Юрьевна
Дата публикации: 22.10.2014

В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" главным признается управление качеством образования. Если считать, что с определением понятия "качество образования" ученые и практические работники образования, несмотря на его сложность, многоаспектность и неклассичность, в основном уже определились [1, 2, 3], то настало время сформулировать, что такое "качество деятельности преподавателя".

Ввести, обсудить и принять нормы качества деятельности преподавателя в образовательном учреждении очень непросто. Постоянно приходится балансировать между необходимостью "соблюдать норму" и сохранять индивидуальность, самобытность, стимулировать непохожесть на других. Качество деятельности преподавателя - сложное понятие. Создание "портрета" качественно работающего преподавателя - насущная задача и гарантия качества образовательных услуг, которые предоставляет образовательное учреждение обучающимся. В условиях модернизации системы общего образования обновляются профессиональные требования к педагогам: акцент переносится с профессиональных знаний на уровень профессиональных компетентностей и субъектной позиции учителя в осуществлении профессиональной деятельности.

Если следовать 8 принципам построения систем управления качеством [1] и использовать, как рекомендуется, процессный подход, то от более или менее четкого определения качества деятельности преподавателя не уйти, так как организация главного процесса (учебно-воспитательного) в образовательном учреждении  целиком находится в его руках и определяется качеством его деятельности.

Будем говорить о психолого-педагогическом компоненте профессиональной деятельности, не рассматривая другие важнейшие компоненты - научную и подготовку в предметной области, которые, как правило, присутствуют в структуре деятельности. Преподаватели часто, говоря о профессионализме, имеют в виду только знание предмета, хотя этого явно недостаточно. Кроме того, общекультурный и личностный компоненты тоже не менее важны.

Как и вся система управления качеством образования в образовательном учреждении, подсистема управления качеством деятельности преподавателя призвана удовлетворить потребности личности (и студента, и преподавателя), общества и государства в получении образования высокого качества. Формализованная (насколько это возможно) информация о качестве деятельности преподавателя заносится в его "Личный файл" по выделенным аспектам. "Личный файл" представляет собой совокупность сведений о характере и качестве деятельности преподавателя, которые могут быть использованы в подсистеме управления качеством образовательного процесса и деятельности преподавателя.

Структура "Личного файла" преподавателя разработана в соответствии с заявленными "Концептуальными основами управления качеством в области учебного процесса и деятельности преподавателя", на основе Экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности педагога, на основе ТК  оценки профессиональной деятельности  преподавателей в нашем колледже.

Наличие подобного рода информации, собранной вместе, необходимо, прежде всего, самому преподавателю для самоанализа и формирования адекватной профессиональной самооценки.

"Личный файл" поможет преподавателю заранее подготовиться к процедуре аттестации, заключения и продолжения контракта, понять причины успеха (или неуспеха) и испытываемого комфорта (или дискомфорта), осознать имеющиеся реальные затруднения в деятельности и объективность (или необъективность) внешней оценки, наметить план самосовершенствования, повышения квалификации, овладеть процедурой самопрезентации.

Информация о характере и качестве деятельности преподавателя необходима для экспертов, занятых мониторингом качества в образовательном учреждении, с целью обеспечения управляющих структур необходимой информацией и квалифицированного ее использования в системе управления качеством.

"Постановка диагноза" на основе этой информации необходима также для построения системы оказания индивидуальной помощи преподавателю в его самосовершенствовании, повышении квалификации и развитии.

Информация, содержащаяся в "Личном файле" преподавателя, необходима также для администрации, осуществляющей процесс управления. При этом имеется в виду, что управление в образовательном учреждении - это управление качеством. На основе информации, содержащейся в личном файле преподавателя, руководитель может определиться с принятием решения о продлении контракта, избрании на должность, о формировании управленческого резерва.

Также могут быть решены вопросы о возможном поощрении (или порицании), доплате за качество деятельности. Время диктует лозунг "Каждому по способностям!". Как решить этот вопрос, чтобы каждый  преподаватель получил вознаграждение за работу "сверх функционала"? На этот вопрос уже получен ответ - заключение эффективного контракта и стимулирующая оплата  по показателям эффективности деятельности преподавателя. Но в связи с этим возникают "подводные камни" в виде формального заполнения баллов преподавателями. На наш взгляд, с этой проблемой может справиться "Личный файл", в котором любой балл подкрепляется  фактическим материалом.

Могут быть решены вопросы об определении направления повышения квалификации преподавателя (как одного, так и педагогического коллектива в целом) и характере помощи, необходимой конкретному преподавателю.

На основе информации, содержащейся в "Личном файле", с учетом "политики управления качеством" и "позиции руководства" в образовательном учреждении может быть выстроена система управления качеством преподавательских кадров.

На основе "Личного файла" составляется отчет преподавателя за год,  отчет председателя ПЦК за год (в электронном виде), ведомость по всем педагогам по любому критерию.

Содержание разделов "Личного файла", как это было сказано выше, определено на основе экспертного заключения.

Информация вводится в "Личный файл" и самим преподавателем, и экспертом, и руководителем.  Кроме того, руководитель курирует заполнение всех других позиций в "Файле", чтобы избежать ошибок и неточностей.

В чем преимущество "Личного файла"? Удобно хранить и реплицировать. Оперативно вносить изменения. Размещать в интернет, для свободного доступа коллег и потенциальных работодателей. При размещении "Личного файла" в сети, у него появляются новые возможности: интерактивность (возможность получать отклики и осуществлять обратную связь),  гипермедийность (возможность размещать мультимедиа элементы и структурировать материалы с помощью гиперсвязей". Личный файл" это наилучший способ целенаправленно сформировать имидж учителя. Имидж учителя в современном мире формируется не только с учетом  внешнего образа и определенных компетенций, но и за счет "Личного файла", которое позволяет оценить насколько педагог профессионален.

Встраивая подсистему управления качеством деятельности преподавателя в общую систему управления качеством образования в колледже, необходимо действовать осторожно, не спешить, стараться пройти все необходимые этапы [2], особенно те, которые обуславливают сравнительно безболезненное принятие системы академическим сообществом. Иногда при разработке автоматизированных систем управления качеством в образовании начинают именно с автоматизации, упуская из вида гуманистическую направленность этих систем, необходимость тщательного предварительного их обсуждения в коллективе, так необходимого для снятия и ослабления сопротивления этим инновациям.

Станет ли "личный файл" необходимым элементом структуры управления качеством или останется фантазией, зависит от нас, от нашего стремления к объективной самооценке профессиональной деятельности, повышению качества образования в целом.

Список литературы

  1. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Госстандарт России, 2001.
  2. Руководство по применению стандарта ИСО 9001: 2000 в области обучения и образования / Пер. с англ. А. Л. Раскина. М.: РИА "Стандарты и качество", 2002. 128 с. ("Дом качества", вып. 10 (19)).
  3. Качество образования. Достижения. Проблемы: Материалы 4-й междунар. науч.-метод. конф. / Под общ. ред. А. С. Вострикова. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2001.
  4. www.mamardashvili.ru
  5. О введении в действие Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы". Приказ МО РФ N 180 от 24.01.2002.
  6. Скок Г. Б. Некоторые нормыкачества деятельности преподавателя / Г. Б. Скок // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - N 3(26). С. 84-90
  7. Социальная сеть работников образования
  8. Интернет-портал
  9. Сетевые образовательные сообщества
  10. Всероссийский интернет-педсовет
  11. Портфолио учителей
  12. Сообщество взаимопомощи учителей
  13. Сеть творческих учителей