Гуманитарный потенциал естественнонаучного знания как средство духовно-нравственного воспитания
Автор: Чинчук Елена Павловна
Дата публикации: 22.10.2014
Происходящие в стране социально-экономические преобразования требуют изменение системы образования с целью максимального приспособления к современной общественной жизни. Человек, не обладающий способностью ориентироваться в общих мировоззренческих вопросах, не являющийся успешным в образовательной деятельности, не стремящийся к самореализации, не имеющий в своем сознании устойчивых нравственных принципов, не будет компетентным специалистом, не говоря уже о его статусе полноценного члена общества. В решении проблемы воспитания необходимы новые подходы Традиционно считается, что духовно-нравственное воспитание замыкается на гуманитарные предметы образовательного процесса, а естествознание сводиться только к формулам и определениям. Такое представление в образовательном процессе разводит "естественное" и "гуманитарное" знание, "ум" и "сердце", обучение и воспитание, но единое культурное поле учащегося может сформировать только интеграция знаний. Интегратором между гуманитарными и естественнонаучными знаниями является исторический подход в обучении, способствующий формированию у учащегося логических и причинно-следственных связей между отдельными знаниями, событиями, явлениями, обеспечивая целостное восприятие мира.
Гуманитарная составляющая характерна для любой области знания. Она базируется на духовно-нравственных и общечеловеческих приоритетах, направленных на гармоничное развитие личности. Реализация этих идей важна не только для решения проблем толерантности, международного и межнационального сотрудничества, но и для понимания науки как национального блага. В.И. Вернадский писал: "Русское общество привыкло ценить русскую изящную литературу, русское искусство, русскую музыку, но оно не осознает до сих пор, что совершенно наряду с этими сторонами его культурной работы стоит и его...научная работа. Отсутствие этого сознания и понимания представляет главную причину, почему в борьбе за политические цели дня не охраняются у нас вечные интересы научной мысли, почему, с другой стороны, так бедно, позорно бедно обставлена научная деятельность в России" (1).
Гуманитарной составляющей в естественнонаучном образовании является история естествознания. Важность историко-научного подхода к преподаванию естествознания отмечали многие педагоги прошлого. "Ничто так не способствует общему развитию и формированию детского сознания как знакомство с историей человеческих усилий в области науки, отраженной в жизнеописаниях великих ученых прошлого и в постепенной эволюции идей. Только таким путем мы можем подготовить им достойных преемников, внушить подрастающему поколению представление о непрерывном развитии и гуманитарной ценности науки", - писал французский физик П. Ланжевен (5, с. 310).
Идею исторического подхода в естественнонаучном образовании студентов педагогического колледжа можно реализовать по-разному, например, в факультативном интегрированном курсе "История естествознания". Это общекультурный, надпредметный курс. Он помогает не только "оживить" содержание общеобразовательных предметов естественно-математического цикла, но и показать связь гуманитарных и естественнонаучных знаний, стать необходимым звеном для осуществления горизонтальных связей между базовыми предметами в системе СПО, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования (Таблица 1):
Таблица 1
Дисциплина | История естествознания |
Математика, физика | Появление систем счисления. Научные революции в истории естествознания. |
Химия | Алхимия. Научные революции в истории естествознания. |
Биология | Концепции возникновения жизни. |
Естествознание | Научные концепции Античности. Алхимия. Научные революции в истории естествознания. Концепции возникновения жизни. |
География | История карты, глобуса, компаса. Возникновение городов. |
Русский язык | История письменности и рукописной книги. |
С дисциплинами профессиональной и специальной подготовки студентов и историей естествознания можно установить следующие вертикальные связи (Таблица 2):
Таблица 2
Дисциплина | История естествознания |
История образования, История педагогики | Средневековая педагогика. Монастыри и Университеты - центры средневекового образования. |
Педагогика Психология |
Учение о темпераментах. |
Основы медицинских знаний. Анатомия, физиология и гигиена |
История медицины. Гуморальная теория. Учение о темпераментах. |
Еще одно направление реализации исторического подхода в процессе обучения - это включение в содержание дисциплин материалов из естественной истории в виде предваряющего раздела. Намеренное введение отдельного раздела более оправдано, чем эпизодическое использование исторических сведений, так как в последнем случае не обеспечивается системность знаний. Исторический раздел позволяет рассмотреть наиболее важные естественнонаучные идеи и открытия, определяющие современные знания о мире в развитии и связи с другими явлениями, вклад великих ученых в формировании современной естественнонаучной картины мира. Каждому человеку интересен человек и все, что с ним связано. Учебный материал, в котором присутствует личность, воспринимается с большим интересом. Знакомство с биографией ученых, с методами их работы дает исключительно много для формирования характера человека.
Практическая направленность истории естествознания связана с подготовкой будущих педагогов, становлением их профессиональной компетентности. Для подготовки студентов по специальностям: "Учитель начальных классов" и "Педагог дополнительного образования в области туристско-краеведческой деятельности" отдельные темы наиболее важны. К таким темам относятся: "Письменность", "Карта", "Счет", "Компас и глобус", "Великие географические открытия", "Измерение пространства и времени". На педагогической практике студенты используют полученные знания при составлении конспектов и проведении уроков, презентаций, тематических бесед, внеклассных мероприятий т.к. они органично встраиваются в содержание таких предметов в начальной школе, как естествознание, природоведение, математика, русский язык, окружающий мир. К.Д. Ушинский писал: "Я считаю предметы из естественной истории самыми удобными для того, чтобы приучить детский ум к логичности. Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей. Здесь ребенок наглядно и практически усваивает логические понятия: причины, следствия, цели, назначения, выводы".
Таким образом, изучение истории естествознания - это инновационное направление в образовании, которое обеспечивает интерес к предметам естественнонаучного цикла за счет обновление их содержания, целостное миропонимание у учащихся, мотивацию к дальнейшему обучению, опережающее развитие за счет интеграционных связей между дисциплинами и, в конечном итоге, способствует духовно-нравственному развитию учащихся.
Список литературы
- Марчукова С.М. История естествознания в школе ХХI века // Петершуле, СПб., 2010.