Урок литературы: культурологический модус

Автор: Скаковский Иосиф Георгиевич
Дата публикации: 22.10.2014

В отличие от уроков по большинству других школьных предметов на уроках литературы изучаемый материал не определяет целей и задач урока и курса в целом. Ведь нет такого предмета "Повесть Льва Толстого "Детство" или "Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Предмет называется "Литература", а значит, и учить на этих уроках надо пониманию литературы как словесного искусства. Именно из такого понимания предмета должно следовать как формулирование целей и задач конкретного урока, так и методический подход к его построению. Как справедливо писал выдающийся литературовед первой половины 20 века Г.А. Гуковский, "следует нам более пристально призадуматься над вопросами о том, чему и для чего мы, словесники, учим наших школьников, прежде чем решать вопросы о том, как нам учить их".

В начале своей книги "Изучение литературного произведения в школе" Гуковский Г.А. перечисляет те цели и задачи уроков литературы, которые уже на протяжении многих десятилетий традиционно воспринимаются как нечто само собой разумеющееся:

- привитие навыков устной и письменной речи, укрепление грамотности;

- расширение эмпирического опыта учащихся (познание жизни людей прошлого, других стран и народов, социальных групп и т.д.);

- развитие логических процессов познания;

- воспитание мировоззрения и этических навыков, воли и характера, воспитание вкуса.

Но нельзя не заметить, что решение всех этих задач совсем не требует обращения к произведениям искусства, они могут с разной степенью успешности решаться (и решаются) на уроках по другим школьным предметам и на материале, не имеющем никакого отношения к словесному искусству.

В чем же тогда заключается специфика уроков литературы? По мнению Г.А.Гуковского, эта специфика заключается в задаче воспитания сознательного читателя. Для этого при изучении произведения с учащимися следует исходить из того, что произведение существует только как смысловая структура, т.е. все элементы произведения являются носителями смыслов. И сознательный читатель - это читатель, стремящийся понять сумму смыслов, "заключённых во всей совокупности художественных элементов произведения". Отсюда вытекает и цель литературы как учебного цикла формирует понимание произведения словесного искусства как носителя смысла, определённой модели мира, воплощения определённого представления о жизни.

Как уже было сказано выше, носителями этих смыслов выступают все элементы произведения. И Г.А. Гуковский писал от имени учителя литературы: "Мы приучаем учащихся видеть произведение искусства во всех его элементах". Но не только на уроке литературы, а и в литературоведческом исследовании невозможно, да и не нужно рассмотрение конкретного литературного произведения "во всех его элементах". Эта задача должна решаться всем учебным курсом литературы. А при разговоре об отдельном произведении учитель должен ясно определить для себя, на содержательности каких именно элементов его художественной структуры он сосредоточит внимание учащихся.

Какие же конкретные задачи возникают перед уроками литературы, исходя их сформулированной выше цели литературного образования? Начнём с той задачи, которая решается на всём протяжении курса и при обращении к любому литературному произведению. Формирование представления о том, что смысл литературного произведения не может быть исчерпан той или иной его интерпретацией, а содержится только во всей совокупности его элементов.

Необходимо, чтобы ученик после последнего урока по повести И.С. Тургенева "Ася" не считал, что он всё про эту повесть знает и понимает, что интерпретация этого произведения на уроках исчерпывает возможные смыслы этого произведения.

Следующие цели и задачи уроков литературы:

Понимание роли и значения таких элементов литературного произведения, как пейзаж, портрет, диалог и т.д.

При планировании уроков по изучению того или иного литературного произведения необходимо сначала решить, какие из сформулированных выше задач наиболее целесообразно решать при работе с данным художественным текстом, и, исходя из этих задач, строить дальнейшую работу.