Современные концепции воспитания

Автор: Барышников Евгений Николаевич
Дата публикации: 19.11.2003

Как можно заметить, интерес к воспитанию в последнее время резко усилился. Если в начале 90-ых годов была попытка найти замену слову "воспитание": появилось достаточно много различных концепций, которые пытались по-иному трактовать это понятие, то сейчас снова идет возвращение к этому слову. За последние несколько лет появилось более пятидесяти концепций воспитания, одобренных Министерством образования РФ, появляются различные пособия, учебники по данной проблематике.

Мне бы хотелось рассмотреть весь спектр существующих на данный момент проблем в связи с воспитанием.

Что принципиально изменилось за последние годы? Изменилась позиция государства, - то есть, если раньше государство четко определяло как, зачем и кого надо воспитывать, то сейчас государство в Законе об образовании определило некие рамочные вещи: вот это нельзя, то нельзя, а все остальное можно. Поэтому каждое образовательное учреждение должно выбрать свою логику, свой подход, свои средства и выстроить свою систему воспитания. Естественно, для того, чтобы эта система воспитания появилась, и предлагаются в помощь различные концепции воспитания, т.е. чтобы начать воспитывать, нужно сначала понять, что мы вкладываем в воспитание, какие средства мы будем использовать. И здесь вся сложность заключается в том, что подходов к воспитанию, концепций воспитания существует достаточно много.

Если попытаться обобщить все, что говориться о воспитании, то в максимально широком понимании воспитание рассматривается достаточно просто. Это - некая помощь человеку в том, чтобы он стал человеком. Некая помощь в совершенствовании человека, и чтобы я успешно развивался, мне важно, чтобы мне кто-то, что-то помогал. Этот процесс помощи есть воспитание. Но когда мы начинаем момент определения уточнять, естественно, возникают сложности. И здесь можно выделить три точки спора, из-за которых идет разногласие концепций. Первая точка спора связана с тем, а кто же главный воспитатель, кто же, в первую очередь, должен воспитывать человека. Вторая точка спора заключается в том, а как нужно помогать человеку, как нужно содействовать, что главного должно быть в воспитании. Ну и третья точка спора связана с тем, а что же мы хотим иметь на выходе, какой же продукт, какой же идеал воспитания, к чему мы должны стремиться. Ответ на эти три вопроса и представляет собой любую концепцию воспитания, т.е. в любой концепции воспитания, прежде всего, автор пытается обосновать свой взгляд, свой ответ на эти три вопроса. Мне бы хотелось показать наиболее распространенные ответы на эти три вопроса.

Начнем с первого вопроса - кто же главный воспитатель? Традиционно можно говорить о том, что главным воспитателем является сам педагог. Есть некий человек, который воспитывает ребенка, который пытается продиагностировать все его возможности, понять его и, изучив внимательно ребенка, оказать ему определенную помощь. И здесь мы с вами понимаем, что главная трудность в том, чтобы подробно, внимательно изучить ребенка, чтобы найти те точечки, те "кнопочки", на которые можно нажать, чтобы ребенок стал замечательным. Но, несмотря на все наши усилия, несмотря на то, что воспитателю говориться о том, что он должен стать неким психологом, что воспитание должно превратиться в некий процесс психологизации, психотерапевтической деятельности. Все равно мы видим, что усилие отдельного педагога не всегда срабатывает. Поэтому, опять же, возникает вопрос, что не каждый человек должен заниматься воспитанием. Воспитанием должен заниматься только тот, кто обладает глубокими серьезными психологическими знаниями. Не даром одна из линий, которая появилась в начале 90-ых годов, говорила о том, что в школе не должно быть воспитания. В школе должна быть психологическая деятельность по оказанию грамотной психологической помощи ребенку. Вот одна линия связана с этим.

Вторая группа ученых говорит о том, что как бы мы не изучали ребенка, как бы мы замечательно не знали психологию, но все равно один человек ребенка не воспитает. Ребенка воспитывает то маленькое пространство, которое его окружает; те люди, те события, которые происходят с ним каждый день, и, до тех пор, пока эти люди и события будут действовать в рамках лебедь, рак и щука: сегодня родители говорят одно, на уроках говорят другое, толку не будет. Поэтому возникла идея, что воспитателем должна стать специально организованная целостная среда образовательного учреждения, где усилие родителей, учащихся, педагогов объединит единое целое. Ученые даже придумали специальный термин, который называет эту среду, пытается выделить ее. Это воспитательная система. Появилась целая концепция воспитания, авторы которой Новикова Людмила Ивановна, Наталья Леонидовна Селиванова, Караковский Владимир Иванович и их Центр проблем воспитания Российской Академии Образования, говорит о том, что только в том случае если мы с вами превратим наше образовательное учреждение в воспитательную систему, и на смену отдельных педагогов-воспитателей придет целостная система, и главным воспитателем будет образовательное учреждение, будет определенный результат, и будет определенный толк. Вот это позиция номер два - воспитатель не отдельный педагог образовательного учреждения.

Третья группа ученых говорит: "не-етушки", что, несмотря на то, что мы с вами представляем разные учреждения, мы с вами находимся в единой стране. У страны должна быть единая, четкая, определенная позиция в области воспитания. В стране должна быть выстроена единая система, включающая в себя разнообразные институты воспитания, для того чтобы человек воспитывался. И в этом случае главным воспитателем объявляется уже не отдельный педагог, не отдельная школа, а государство в целом. Учитывая, что в нашей стране государственная система носит название образование, в данном случае понятия "образование" и "воспитание" становятся синонимами. И не даром ряд ученых говорит о том, что не надо употреблять слово воспитание. Есть слово "образование", и когда мы говорим об образовании, мы автоматически подразумеваем, что мы помогаем человеку образовываться, т.е. совершенствоваться, воспитываться. Вот еще одна линия, которая была настроена на то, что слово воспитание лишний раз не стоит употреблять.

Следующая четвертая точка зрения связана с тем, что все-таки человека воспитывает все то человеческое окружение, в котором он живет. Все то пространство жизни человека. Пространство жизни человека мы с вами обозначаем словом социум, т.е. человека воспитывает, помогает ему жить социум. Вот если мы войдем в человеческую общность, научимся жить среди людей, то мы станем людьми, мы будем совершенствоваться. Если, опять же, нас общество вытолкнет, возникнут проблемы. Отсюда, естественно, и возникла идея, что воспитание это, прежде всего, социализация, т.е. создание условий для того чтобы человек стал человеком общественным. Здесь замечательная концепция Анатолия Викторовича Мудрика, который говорит о том, что воспитание это целенаправленная социализация. Замечательная книжка по социальной педагогике появилась. Главное в задаче педагога не самому воспитывать, а увидеть какие же проблемы возникают у человека с социумом и помочь ему досоциализироваться, т.е. если я встречаюсь с детьми, которые успешно социализированы: у них есть успехи, у них замечательная семья, у них замечательные отношения с миром, то мои педагогические усилия может быть и не нужны. А если я вижу детей, у которых есть социальные проблемы, я начинаю с ними работать. Отсюда еще одна позиция о том, что не стоит лишний раз говорить воспитание, а следует говорить социализация. Отсюда концепции социализации, социальной адаптации, социальной педагогики и т.д. Вот еще одна линия, термины, которые заменяли классическое понятие воспитания.

Говоря о социализации, можно выделить еще один важный момент, что в развитии человеческого общества всегда можно выделить две составляющих: то, чем мы живем сегодня, (наши социальные отношения, реальный социум) и тот замечательный человеческий опыт, который накоплен веками, самое лучшее в человеческом опыте. А самое лучшее в человеческом опыте мы с вами привыкли обозначать культурой. Отсюда ряд ученых говорит о том, что в условиях, когда социальная обстановка в стране нас не устраивает и мы хотим воспитать человека, который бы хотел преобразовать эту обстановку, который бы ориентировался не на реальные связи, существующие в стране, а на что-то вечное. Здесь говорится, что воспитывать должен не весь социум, а та часть социума, которой мы обозначаем понятие культуры, т.е. воспитывать человека нужно как через погружение в культуру. И здесь петербургский философ Моисей Соломонович Каган предложил даже такой термин, может быть, он звучит не очень удачно, но он отражает смысл воспитания как культурация, т.е. воспитание не столько процесс социализации, сколько процесс погружения в культуру, освоение ценности культуры. Отсюда очень много появилось концепций воспитания человека культуры, концепция ростовского ученого Евгении Васильевны Бондаревской.

Пятая точка зрения связана с тем, что все же человека воспитывает не только отдельный человек. Человека воспитывает весь мир в целом. Особенно эта концепция развилась в последнее время, когда мы стали говорить о таких новых взглядах на мир, с энергетических взглядов, т.е. весь мир это самоорганизующаяся, саморазвивающаяся система, которая живет по особым законам, и, естественно, в ней появляются некие пути развития. Она особым образом влияет на человека, т.е. все, что окружает человека, влияет на него. Особенно эти вещи стали проявляться, когда мы вновь посмотрели с вами на то, что можно и нужно говорить с детьми и о религиозных концепциях, что если мир создал Бог, некий Разум, то почему мы должны это отталкивать, т.е. воспитывать некий общий Разум. Весь мир воспитывает человека, а педагоги в этом случае являются только посредниками. Мы говорим, что от нас мало чего зависит. Мы можем только помочь человеку "встроиться" в мир, почувствовать голос Бога, если это религиозная концепция, почувствовать законы развития мира, если это энергетическая вещь и т.д. В этом случае воспитание есть некое осуществление человека с миром через понимание мира, т.е. главным воспитателем становится мир, и тогда роль воспитателя уменьшается.

Еще одна точка зрения, которую принято называть гуманистической точкой зрения. Она говорит о том, что человека, в первую очередь, должен воспитывать сам человек, что когда кто-то посторонний вмешивается в мое воспитание, толку от этого не будет, т.е. воспитание как самовоспитание, как некая помощь самому себе. Тогда возникает идея. Если человек сам себя воспитывает, что же тогда должна делать школа? Что она делает в этом случае? И, опять же, появились новые критические термины. В этом случае школа не должна заниматься воспитанием. Она должна заниматься только педагогической поддержкой. Если ребенку хорошо, мы идем с ним рядом, мы его сопровождаем. Но как только у него возникли проблемы, как только у него появилось желание что-либо нехорошее совершить, сразу появляется педагог и говорит: "Стоп, а что это ты собрался делать?", т.е. мы поддерживаем его в трудные, кризисные моменты жизни. Отсюда концепция педагогической поддержки Алексея Семеновича Газмана и других ученых. Отсюда идеи, что воспитывать человека не надо, но сопровождать или поддерживать, вмешиваясь в переломные, в трудные моменты жизни, а не каждый день, необходимо. Отсюда важно чтобы воспитанием занимались специалисты, способные помочь в трудный момент, и воспитатель был как некий психотерапевт.

Вот первая точка спора, на которую существует шесть разных ответов. В зависимости от того, какой ответ мы с вами выберем, мы пойдем своим путем. Если мы сориентируемся на образовательное учреждение, мы будем строить воспитательную систему. Если мы выбираем ответ "мир", мы будем помогать ребенку осваивать мир, и помогать ему устроиться в этом мире. Если мы захотим, чтобы ребенок сам себя воспитывал, мы будем выстраивать систему педагогической поддержки. Разные концепции предлагают разнее средства. Понятно, что при любой концепции важно учитывать, что все данные субъекты мира и сам мир, и социум, и отдельные учреждения, отдельный педагог, воспитывают ребенка, но вот как они соотносятся - этот момент очень важный. Отсюда очень много разногласий в разных концепциях.

Второй вопрос - достаточно классический, вечный. Он связан с тем, как нужно помогать ребенку, что же главное в педагогической помощи. Здесь все концепции, все ответы можно разделить на три больших группы.

К первой группе мы относим такие способы воспитания, как формирование социально значимых качеств (вспомним классическое определение из старых учебников). Сюда мы отнесем такой термин, как воздействие. Воспитание - есть целенаправленное воздействие на личность, на человека с целью его преобразования. Сюда мы отнесем такой популярный нынче термин как управление. Воспитание есть управление развитием человека т.е. я управляю, показываю ребенку истинный путь: "Сюда ходи, а сюда - не ходи. Здесь плохо, а здесь - хорошо". Сюда же мы отнесем еще один классический термин воспитания - передача. Воспитание есть передача необходимых знаний, умений, навыков социального опыта и т.д. Все эти термины, все эти виды помощи определяются тем, что мы рассматриваем воспитателя и воспитанника как неравноположенных. Есть умный воспитатель, который знает, куда нужно идти ребенку и есть глупый ребенок, который ничего не знает. Поэтому я должен ему то, что нужно передать, я должен им управлять, я должен его формировать. Отсюда у воспитателя в голове должен быть идеал. Я нарисовал себе идеал, посмотрел на ребенка, посмотрел, чем он от идеала отличается, и дальше делаю все что возможно, чтобы он приближался к идеалу. Данный путь воспитания можно критиковать, можно считать ведущим. Кто-то его называет воспитанием через педагогический авторитет, кто-то называет авторитарным воспитанием, но, по сути, это воспитание как формирование. Я хочу сделать ребенка таким, каким хочу, таким, какой образ у меня есть в голове. Это стандартный и самый распространенный классический способ воспитания.

Второй подход определяется словами создания условий. Сейчас все чаще мы говорим, что помогать ребенку это значит - не формировать его, а создавать условия для его самоопределения, для его самореализации, самораскрытия. Заметьте, что в первой концепции Российского Закона образования 1992 года ведущим было слово самоопределение. Там была попытка заменить классическое воспитание на воспитание как создание условий, на то, что школа должна помочь ребенку самоопределиться, найти себя, раскрыть себя, воспитать себя, реализовать себя. Но, заметьте, что в этом случае, когда мы создаем условия, опять же, получается ситуация неравноправная. Есть умный ребенок, который знает, куда ему надо идти, и есть его обслуживающий персонал. Есть тот педагог, который бегает и говорит: "Чего изволите?", создает условия для того, чтобы ребенок развивался сам. Это то, что в традиции воспитания всегда называлось свободным воспитанием. И понятно, что в условиях большой страны, любой страны, сделать государственной политике свободное воспитание было нереально, поэтому понятно, что во второй редакции Закона образования мы уже заговорили о некоем воспитании патриотизма, о некоем воспитании тех качеств, которые нужны государству.

Третью точку зрения, установившуюся сейчас, можно признать, в какой-то мере, государственной, ведущей, современной. Она описывается словом взаимодействие или словом диалог. В ее основе лежит идея о том, что воспитатель и воспитанник принципиально равны, и если они не будут взаимодействовать, если они вместе не будут согласовывать свои усилия, не будут вступать диалог по поводу того, кем хочет стать воспитанник, что от него хочет воспитатель, то толку не будет. Отсюда, в наиболее распространенных концепциях воспитания те формулировки, которые предлагает Министерство, звучит слово взаимодействие. Например, из предполагаемого проекта Государственного стандарта минимального набора образовательных услуг, воспитательных услуг, говориться о том, что воспитание есть взаимодействие педагога и ребенка, направленное на духовное и нравственное становление личности. В этом отношении, опять же, мы с вами смотрим, что для нас главное. И воспитатель начинает выбирать. Причем вся беда в том, что каждый из нас делает это подсознательно. Если я прихожу в класс, я могу не знать никаких концепций воспитания. Если я, приходя в класс, говорю: "Я знаю, что я от вас хочу. Если вы меня поймете, то мы будем жить дружно". Такой учитель сколько угодно может говорить о том, что он воспитывает в диалоге. По сути, он формирует то, что надо. "Поймете меня, то все у вас будет хорошо, не поймете, тогда пятый раз придете на сдачу зачета".

И третий вопрос, вызывающий огромные, жгучие проблемы и споры, это вопрос, что же в человеке главного человеческого, что же нужно совершенствовать и воспитывать в человеке, что же должно быть человеческой вершиной. Здесь тоже возникли споры, хотя мы все привыкли, у нас раньше была четкая позиция, что главное, что надо воспитывать в человеке - это человеческая личность. Все было замечательно. Мы воспитывали гармоническую, развитую личность, всесторонне развитую личность, социально-активную личность. И до сих пор до 90% концепций воспитания считают, что главный результат, главный смысл, главный идеал воспитания - это личность.

Но появляются другие взгляды на человека, которые говорят, что личность - это не все в человеке. В человеке существует достаточно много разных начал. Достаточно хорошо это обосновали в своем учебнике "Психология человека" Слободчиков и Исаев. Здесь (!!!) и появилось то, что личность это - не все. Что есть личность? Личность есть совокупность отношений человека с миром. Человек, как личность, проявляется только в отношениях с окружающими людьми, т.е. если я сижу и абсолютно ничего не делаю, то понять, кто я - невозможно. А вот если я вступаю в отношения, если я кому-то улыбаюсь, на кого-то кричу, то тогда проявляется личность. Личность - это человек общественный, проявляющий себя в том, как он относится к окружающим людям. Отсюда понятно, что человек не рождается личностью, а становиться в процессе отношений. Понятно, что его нужно в этом отношении воспитывать, для того, чтобы он научился строить отношения. Чтобы он научился сроить отношения с окружающими людьми, перед его глазами должен быть живой пример, т.е. я прихожу, вижу, как разные люди хорошо относятся друг к другу, хорошо относятся к окружающему миру, и я, глядя на них, начинаю так же хорошо относиться. У нас даже есть специальный педагогический термин, как мы описываем группу, где все хорошо друг к другу относятся. Это - коллектив. Отсюда воспитание в коллективе через коллектив. Вот личностное начало, которое было достаточно хорошо распространено.

В начале перестройки мы пытались все сломать, и слово личность нас не очень устраивало. Начался поиск других начал человека, которые бы заменили слово личность. Какие направления поиска пошли? Во-первых, чем личность иногда нас не устраивает? Тем, что мы иногда строим отношения, глядя на остальных. Как все, так и я. Я встраиваюсь в общее. И возникла идея, что человек не должен ориентироваться на другие отношения. Он должен, прежде всего, жить своим умом. Поэтому возникла идея воспитывать не столько человека личность, сколько человека разумного, человека, который живет своим умом, который сам поймет, что такое хорошо, а что такое плохо.

В психологии и в педагогике такое начало человека, которое связано с его разумом, который отвечает за то, чтобы поставить цель и достичь этой цели обозначается словом субъект. Отсюда появились концепции, где главная идея была воспитание человека как субъекта, субъекта жизнедеятельности или как субъекта учебной деятельности. Сначала я учусь учиться, а потом, научившись решать учебные проблемы, начинаю решать жизненные проблемы и становлюсь субъектом жизнедеятельности. Идеи В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова. Недаром в советское время развивающееся обучение достаточно сильно ругали, потому что ребенок начинал жить своим умом. Он сказал: "А зачем мне коллектив? Я сам быстрее и оперативнее решение приму". И здесь в качестве разработанной концепции можно предложить концепцию Надежды Егоровны Щурковой, которая в качестве идеала видит воспитание человека, способного прожить жизнь, достойную человека, т.е. ребенок собственным умом должен нарисовать у себя в голове, что значит - "достойный человек", а потом сам должен выстроить шаги: что я должен сделать для того, чтобы достичь этой достойной жизни. Понятно, что для одного - достойная жизнь означает возможность зарабатывать много-много денежек, для другого - всю жизнь проработать в педагогическом колледже № 1, для третьего достойная жизнь - еще что-либо. Каждый должен выбрать, что же он для этого сделает, и уже, исходя из этого, не завидовать остальным. Это - его путь. Он зарабатывает много денег, но зато его не любят и скоро пристрелят. Нет у меня денег, но меня весь Колледж любит, и в музее Колледжа мне будет посвящен целый стенд! Это - мой путь, это - мой стиль. Каждому - свое. И вот здесь очень интересная программа воспитания. Она расписана с первого по одиннадцатый класс школы. Она может работать и в педагогическом колледже. Если вам интересен вариант субъектности, то я вам рекомендую посмотреть эту программу.

Другой путь заключался в том, чего нам не хватало в советские времена. Нам не хватало некой свободы, поэтому заговорили о том, как бы воспитать человека свободного, который бы жил в соответствии со своим выбранным путем, который бы был не похож ни на кого. Кому больше всего досталось в советское время? Всяким гадким утятам, всяким белым воронам и т.д., а в каждом гадком утенке, в каждой белой вороне есть некая индивидуальность. Поэтому возникла идея, что нужно воспитывать, в первую очередь, не личность, а индивидуальность человека. Раскрывать тот талант, тот дар, который есть от природы, чтобы человек стал самим собой. Отсюда появились концепции воспитания индивидуальности. Достаточно модная в Петербурге, наверное, вы об этом знаете, встречались, рассказываете студентам об этом, это концепция педагогической акмеологии, что каждому из нас дано достичь некой вершины, и если мы осуществимся в этом мире, мы достигнем этой вершины, не осуществимся - не достигнем. Отсюда нужно помочь человеку открыть свою индивидуальность. Или достаточно популярная, опять же, в Петербурге концепция Елены Ивановны Казаковой педагогика успеха, т.е. чтобы стать индивидуальностью я должен найти ту область, где я достигну успеха, где я буду успешен, и через успешность, а выстраиваю свою индивидуальность, ищу себя. Или концепция самоопределения А.С. Газмана, где человек самоопределяется, открывает себя.

Следующее начало человека, о котором вспомнили, в связи с идеей о том, что природа и сам человек знает, что ему надо, поэтому, чем меньше мы вмешиваемся в воспитание, в природу ребенка, тем лучше. Ребенка нужно защищать от грязи и тогда он спокойно разовьется. Ребенок как некое живое существо, как некая роза, если ее вовремя поливать и от гадостей всяких защищать, она нормально вырастет. Идея была такая, чтобы защищать ребенка от всего плохого, но показателем того, что мы ребенка защищаем, является его здоровье, если наши дети здоровые и веселые - не бегают с какими-то жуткими лицами и не мечтают зарезать или себя или окружающих, то все нормально, т.е. идея воспитания человека здорового. Но это начало человека в психологии и педагогике обозначается индивидом. Воспитание человека как индивида. Отсюда появились концепции направленности на здоровье человека, если человек здоров и физически и психически, то все нормально. Главное сделать так, чтобы все, что есть в человеке от природы, развилось, т.е защитить его от нехороших действий, от нехороших людей, выстроить ему условия, чтобы его здоровье успешно развивалось, и все будет нормально.

Ну и пятое начало человека связано с тем, что человек связан с миром, и для того, чтобы человек развивался должен быть в этом мире, найти понимание. Он должен понять, что он - часть некого мира, что он не какой-то там маленький муравей, не какой-то там винтик в этом мире, он - равноправный космос, равноправное начало этого мира. И вот это вот начало человека, которое позволяет человеку почувствовать себя частью большого мира, получило название универсум. Человек как бы некий универсум. Воспитание человека как универсум. Прежде всего, мы с вами видим это в концепциях религиозного начала: "Я хочу понять мир и освоить мир", или сейчас еще одна популярная концепция в Петербурге - концепция глобального образования: "Я понимаю, что я равный этому миру и осваиваю глобальный мир и встраиваюсь".

Таким образом, мы с вами видим, что концепции выделяют в человеке разные начала. В качестве примирения появилась такая идея, что воспитывать нужно человека целостного, т.е. развивать в нем все начала: и личность, и индивидуальность, и субъектность и т. д., но воспитывать нужно так, чтобы преодолевать противоречия, которые возникают у человека, т.е., если внутри человека его индивидуальное начало вступает в конфликт с личностным: мой индивид хочет сегодня, на уроке съесть булочку, потому что я голодный, а моя личность говорит: "Не обижай учителя. Ему не понравиться, что ты ешь булочку", и вот если человек разрешает этот конфликт так, что и учителя не обидел и сам с голоду не помер, и школу всегда стал посещать, -решает продуктивно, то, наверное, в этом и нужна некая помощь. Отсюда в последнее время очень много заговорили о воспитании как о помощи в разрешении внутренних противоречий человека, воспитании как создание условий для того, чтобы человек стал целостным, чтобы во мне расцвела и моя индивидуальность, и личностные качества, и субъектность и т. д. Вот основные идеи, связанные с созданием концепции воспитания, т. е. для начала мы с вами должны определиться на уровне концепции, что же мы понимаем под воспитанием, и, исходя из этого, если в целом уже характеризовать воспитание, т. е. воспитание есть некий противоречивый процесс, в котором мы пытаемся преодолеть существующие противоречия человека, согласовать существующее средство воспитания.

Итак, мы определились с концепциями. Теперь, соответственно, как же выстраивается воспитание, какие здесь возникают проблемы. Следующий момент, говоря о воспитании, момент, связанный с целью и результатом воспитания. Что же, все-таки, мы, исходя из этого, хотим с вами выделить в качестве цели воспитания, и затем заметить на уровне результатов. И здесь существуют четыре разных взгляда на цель и результат воспитания, в зависимости от того, что мы с вами видим и хотим от человека.

Первый уровень самый простой: главная цель и результат воспитания это поведение человека. Если дети ведут себя хорошо, делают то, что надо и не делают то, что не надо, то все замечательно. Отсюда главное измерение результата на уровне наблюдения за поведением. У нас в школе все дети ведут себя хорошо, никаких отклонений от нормы поведения нет. Поведенческий подход. Этот подход вызывает определенную критику. Говорят, что когда мы говорим о поведении мы, рассматриваем ребенка как некое животное, воспитание рассматриваем как дрессуру и т.д. В принципе от этих критиков можно отбиться - сами смотрите. Тем не менее, существует описание целей воспитания на уровне поведения. Выпускник нашего колледжа это человек, который ведет себя так-то и так-то.

Вторая модель связана с тем, что главным берется не поведение, а комплекс проблем, которые может решать человек. Мне не важно как он себя ведет. Он может вести себя по-разному. Я смотрю на него только тогда, когда перед ним появляется жизненная проблема.

Если он ее успешно решает, значит, человек воспитанный, если не успешно решает, то не воспитанный. Тогда цель воспитания определяется на уровне проблем. Цель воспитания в нашей школе - выпускник, способный решать следующий комплекс проблем: успешно продолжить свое образование, выбрать профессию, создать нормальную семью, быть благополучным в жизни и т.д. Мы показываем, какие проблемы он может решать. Почему это сейчас модно? Это связано с тем, что вся концепция модернизации говорит о том, что мы хотим образовывать человека компетентного, а компетентность это умение решать проблемы. Отсюда в воспитании идея на проблемах она проявляется. Только здесь как происходит разделение? Когда мы говорим с вами об образовании, то образование делится на обучение и воспитание. Обучить человека решать проблемы это обучение, т.е. я говорю, что я могу заработать много денег. Это обучение. А чтобы ребенок это захотел и сделал это без ущерба. Я хочу заработать много денег, я сделаю это цивилизованным путем. Вот это воспитание. Воспитание это желание ребенка. Отсюда когда мы с вами на уроке пытаемся разделить обучение и воспитание, если в конце урока мой дети что-то могут, значит, я их обучил. Если в конце урока мои дети что-то хотят и что-то ценят, потому что желание это ценность, я желаю того, чего я ценю. Я желаю моему городу благо. Я ценю любимый Петербург, значит, во мне воспитали петербуржца. А если я знаю все здания Петербурга, в каком году созданы, значит, меня обучили, а я думаю о том, чтобы этих зданий было меньше, легче учить было, значит, меня обучили, но не воспитали. Вот здесь возникает проблема. Говоря об этом, сейчас во всех документах Министерства, вот такая логика разделения, чтоб человек знал, как решать проблемы обучения, чтоб человек хотел и мог ее решить - воспитание.

Третий уровень цели это наиболее традиционный, которым мы всегда пользовались. Цель воспитания это появление у ребенка определенных качеств.

Я хочу, чтобы выпускники нашей школы (колледжа) были доброжелательные, образованные, вежливые, воспитанные и т.д. Здесь тоже наиболее стандартный вариант, но его тоже стали критиковать. Во-первых, потому что нельзя, чтобы у всех были одинаковые качества, иначе будет так, как из завода "детальки" все одинаковые. Во-вторых, этих качеств братья-психологи уже придумали полторы тысячи, и выбрать из них самое главное тоже достаточно сложно. Но такая модель имеет право на существование, работает, особенно если дастся выбрать так называемые системообразующие качества или смыслообразующие качества, т.е. воспитав которые мы и другие воспитаем, т.е. если мы воспитали доброжелательность, то доброжелательность ко всем, т.е. какие-то важные смыслообразующие качества.

Ну и последний четвертый уровень, который сейчас, опять же, стал модным, его во всех документах рекламируют и обосновывают ученые как современные результаты цели воспитания, это определение цели и результата воспитания на уровне ценностей, т.е. воспитанный человек это человек, у которого есть своя ценностная позиция. Отсюда, цель воспитания в воспитание выпускника, который ценит любимый Колледж, город, страну, знания и т.д. Вот комплекс ценностей как результат воспитания. Исходя из этого, можно выбрать любой из этих четырех результатов воспитания. Можно попытаться выстроить комплексную модель: наш ребенок будет вести себя так, будет решать такие проблемы, у него будут такие качества, будут такие ценности - можно выстроить и так, но вот этот момент целей воспитания это еще одна проблема, связанная с воспитанием.

Следующая проблема это проблема, связанная с определением содержания воспитания. Что же входит в содержание воспитания? И здесь, когда мы начинаем рассматривать, оказывается, что специфического содержания воспитания нет! И не даром за последние десять лет все, что считалось раньше проблемами воспитания, утащили в разные науки. Было у нас воспитание нравственности, появилось нравственное образование или этико-правовое образование. Было у нас воспитание здорового образа жизни, - появилась валеология и т.д. Очень многое стали решать через процесс образования. Наверное, в этом есть разумность.

Исходя из этого, что же сейчас происходит в области содержания воспитания? Здесь идет борьба классической схемы, к которой мы привыкли, и в ней нет ничего плохого. Это схема, разработанная Маленковой в примерном содержании воспитания, когда мы все содержание воспитания делили по видам деятельности, направленным на воспитание смыслообразующих качеств, т.е. нравственное воспитание, трудовое воспитание, этическое воспитание, эстетическое воспитание. И на смену этой модели пытаются придумать разные другие модели. У Н.Е. Щурковой модель возрастная, т.е. в начальной школе надо воспитывать одному, в средней - другому, и т.д.

В рамках нашей концепции, которую мы сейчас разработали в УПМ (Санкт-Петербургском Университете педагогического мастерства), мы предложили взять за основу отношение человека с миром. Есть человек, есть некие сферы мира, и, в зависимости от того, как он строит с ними отношения, это и есть направление воспитания. Нам показалось, что можно выделить пять важных отношений человека с миром и, соответственно, пять направлений воспитания. Первое направление, где у меня могут возникать проблемы, это отношение с самим собой, поэтому, в первую очередь, нужно воспитать человека, который бы понимал самого себя и мог бы решать собственные проблемы. Наверное, такое направление воспитания можно назвать как воспитание культурожизненного самоопределения, пользуясь термином А.С. Газмана, т.е. я знаю, чего я хочу и куда я иду. Это первая линия. Здесь мы видим, что проблем очень много. Одна из наших бед, что мы с вами не знаем, куда идти. Сюда хочу, туда хочу, а в результате говорим: "Никуда я не пойду", с горя пойду выпью или приму наркотики, и никуда не двинусь. Очень важно, чтобы человек захотел самоопределяться и двигаться.

Вторая проблема связана с тем, что человека окружают люди, и нужно научиться с ними взаимодействовать, общаться. Вторая проблема - это воспитание культуры общения, коммуникативной культуры. Я чего-то хочу, но если я не могу вступать в контакт с другими людьми, то толку не будет. Вот второе направление воспитания - воспитание коммуникативной культуры. Если главным содержанием воспитания культурожизненного самоопределения является человековедение, недаром появляется очень много проблем, связанных с человековедческими вещами, допустим, учебник Маленковой "Человековедение.", где рассказывается, как осваивать это, и различные психологические вещи: психология индивидуальности, психология личности, которая приходит для ребенка, чтоб человек понял сам себя. Во втором направлении главным является, конечно же, психология общения, основа нравственности, чтобы человек научился взаимодействовать с людьми.

Третье направление воспитания связано с отношением его с социумом, т.е. я могу строить свои отношения с различными социальными общностями: с семьей, с государством и т.д. Это направление можно обозначить как этико-правовое воспитание, т.е. воспитание человека, понимающего как можно строить отношения с различными социальными общностями. И тоже очень важная проблема, мы с вами видим, как много мы сейчас нарушаем правил, норм, законов и т.д., и как воспитать человека, чтобы он принял осознано их, соблюдал и т.д.

Четвертая сфера, сфера, связанная с отношением к культуре, т.е. наследование культуры, восприятие культуры. И вот здесь можно говорить о воспитании патриотизма, потому что с нашей точки зрения, - что такое патриот? - это человек, который воспринимает и желает продолжать традиции своего народа, который наследует культуру своего народа.

Ну и пятое отношение это отношение с природой, - т.е., я могу взаимодействовать с природой. Отношение с природой проявляется в двух вещах: мое здоровье и забота о природе. Отсюда это направление можно обозначить как эколого-валеологическое воспитание.

Заметьте, что в последнее время именно об этих пяти проблемах мы много говорим, поэтому, на мой взгляд, воспитание можно разделить на пять направлений воспитания самого себя - чтобы я себя понял, культура общения, культура отношения с социумом - социализация, культура наследования - я наследую культуру своего народа, все ценности - и я могу заботиться о себе, о своем здоровье и о здоровье природы.

Ну и последний момент, на который я бы хотел обратить внимание, это вопрос средств воспитания, технологий воспитания, что же нужно делать для того, чтобы человека воспитывать. Все средства воспитания можно разделить по той сути, на что мы в человеке ориентируемся, на четыре ведущих средства.

Первое средство воспитания связано с тем, что мы пытаемся воспитывать человека, воздействуя на его разум, на его голову. И такие средства воспитания мы обозначим как просвещение и проблемное развитие. Что это значит? Чтобы воспитать человека, нужно ему рассказать, как надо себя вести, или нужно научить его решать проблемы. Давайте подумаем все вместе, как мы с вами будем себя вести, когда к нам придет Президент нашей страны, что мы будем делать и т.д. Мы вместе с детьми решаем жизненные проблемы. Вот первое средство воспитания, научили и т.д.

Второе средство воспитания, которое выделяют, связано с тем, что мы воздействуем не на разум ребенка, а пытаемся воздействовать на его душу. Второе средство мы назовем создание эмоционально привлекательной воспитывающей среды, т.е. я не буду воздействовать на голову ребенка, я просто создам такую среду, чтоб он в ней понял, что хорошо, что плохо. Например, вечная проблема наркотиков. Можно прийти и два часа аргументировано рассказывать детям, что наркотики это плохо и т.д., убеждать их в этом, просвещать их. А можно до вечера сидеть в своей аудитории, когда дети на завтра придут и они ахнут: все стенки будут оклеены жуткими портретами наркоманов, а как только они зашли, зазвучит траурная музыка и воспитатель скажет: "Это траурный марш по всем, кто уже умер от наркотиков", и т.д. Я воздействую на душу. Среда. Организуем особую среду с особыми законами т.е. второе средство - погружение, технология создания особой среды.

Третье средство воспитания типичное и известное. Воздействовать на человека можно через его отношения с окружающими людьми. Это средство коллективного воспитания. Это когда говорят: "Выйди на середину. Я не буду тебе говорить, что курить вредно. Сейчас каждый из нас по очереди подойдет к тебе и скажет, и ты поймешь, что значит идти против коллектива!" Сейчас пошло модное движение: вступление в соревнования классов, свободных от курения, т.е. когда я уже не рассказываю детям, что курение это плохо, а дети знают, что если кто-то у них закурит, им приз не дадут, значит, они живут так: хочешь приз - получишь и т.д.

Ну и четвертое средство воспитание связано с самоанализом, с рефлексией ребенка, т.е. рефлексивное средство, когда я изначально не задаю какие-то задания, а создаю условия, чтобы ребенок сам раскрылся, сам захотел. А вот представь, себе как бы ты поступил в этой обстановки, что бы ты сделал в этой ситуации.

Ну вот, в качестве такого примера, заканчивая свое выступление, самая элементарная форма воспитательной работы - прогулка. Воспитатель вечером ведет детей в лес на прогулку. Один воспитатель приходит и говорит: "Дети, что нам в лесу сейчас неудобно, мы все мерзнем в лесу, но сегодня я вас хочу воспитать, чтобы вы знали, что нужно делать, чтобы в лесу не замерзнуть. Ну, у кого какие будут предложения, поделимся на группы!" И дети в результате понимают, что нужно делать, когда холодно.

Второй воспитатель приводит детей в лес и говорит: "Дети, посмотрите, в лесу грязно, тут навалено, тут навалено. Кто это? Это такие же, как мы набросали, поэтому давайте поделимся на бригады. А сейчас каждая бригада выбрала себе кусочек, сейчас мы уберем этот кусочек, потом от каждой бригады идет ко мне один человек - это будет наше жюри. Определим, какая бригада лучше всех лес убрала. А теперь лучшей бригаде мы вручаем килограмм конфет". А она знает, что нужно делать с этим килограммом. Нужно поделиться со всеми. Используются социальная технология, технология коллективная.

Третий воспитатель три месяца репетировал, дети пришли в лес, и, вдруг, из-под дерева вылезает мальчик в красивейшем костюме медведя и говорит: "Я вас в лес не пропущу, если вы мне не скажете, как вы будете заботиться о лесе!" Дети говорят, что они будут то-то делать, он их пропускает дальше. Дальше выходит березка и говорит: "Если вы не встанете со мной в хоровод и не споете песенку, которую мы учили два месяца про березку" и т.д. Культурное погружение идет. Потом в результате мы все клянемся любить лес, поем гимн лесу и выходим из леса.

А четвертый воспитатель, который внешне вообще кажется самым ленивым. Просто привел детей в лес и говорит: "Дети, посмотрите, какие вокруг разные деревья, непохожи друг на друга. Выберете то дерево, которое, как вам кажется, чем-то вас напоминает. Поговорите с ним, установите с ним контакт". Таким образом, идет формирование эмоционально-личностного отношения к лесу.

Итак, мы рассмотрели основные концепции воспитания, существующие на данный момент в России.