Результаты воспитания в школе с точки зрения студентов педагогического колледжа

Автор: Ульянова Ксения
Дата публикации: 19.11.2003

Говоря о воспитании, мы подразумеваем процесс формирования личности у ребенка, ученика. У нас невольно возникает аналогия с процессом создания скульптуры скульптором. (1, с 23) По моему мнению, М.И. Калинин очень метко назвал воспитателя, педагога "инженером человеческих душ". Совершенно естественно, что центральной фигурой процесса воспитания принято считать того, кого воспитывают, т.е. ребенка, ученика. Но всегда ли воспитуемый бывает лишь объектом воздействия? Может ли он сам выступать в роли "педагога" или "воспитателя", конечно, не осознано? Конечно, может, но только при определенном типе взаимодействия между учителем и учеником. (3, с 144) Самое главное, чтобы каждая из сторон была заинтересована в том, чтобы "слушать" и, самое главное, "слышать" друг друга. Прежде всего, это относится к учителям, так как они должны быть более мудрыми, опытными в этом вопросе людьми, ведь еще Н.А. Некрасов сказал об учителях следующее:

"Учить других - потребен гений,
Потребна сильная душа".

По мере того, как совершенствовались человеческие отношения, совершенствовалось представление людей о воспитании и само воспитание. От самых простых воспитательных форм (воздействие) до наиболее совершенных (взаимовлияние).(2, с 234) Менялись методы, менялась роль ученика, то есть степень его активности в процессе воспитания.

Общеизвестны четыре типа воспитания:

  • авторитарный
  • демократический
  • либеральный
  • гуманистический

Авторитарное воспитание, безусловно, является самым древним. Примером может служить воспитание, использовавшееся в опыте религиозного ордена иезуитов, направленное на подавление личности, на формирование вполне конкретных качеств, необходимых ордену. Подобное воспитание используется в педагогической практике и сейчас, конечно, не его грубые, а скрытые и опосредованные формы. Но основная черта так и осталась неизменной: воспитанник-исполнитель воли воспитателя. (3, с 115) Тут ли не вспомнить строки поэта М. Волошина

"Из всех насилий, творимых человеком над людьми, Убийство - наименьшее. Тягчейшее же - воспитанье.
...Смысл воспитанья - Самозащита взрослых от детей".

Более совершенный тип воспитания, который предполагает учет особенностей воспитанника, называется демократическим. Воспитанник, в этом случае, рассматривается не только как объект воздействий, но и как участник воспитательного процесса. В этом случае, процесс воспитания является действительно двусторонним, то есть учителей и учеников можно рассматривать как партнеров.

Однако, это трудно осуществимо: например, разве равны учитель и ученики в начальной школе?!

Неопытность и отсутствие знаний у последних вызывает потребность в безусловном лидерстве учителя, а это уже является предпосылкой для авторитаризма.(2, с 236)

Но что для свободного развития личности должны быть созданы и необходимые условия для этого.

Воспитаться - значит самоопределиться и единственная задача воспитателя, организовать самовоспитание ребенка. Еще Фребель и Монтессори утверждали, что "единственная задача воспитателя - найти наиболее благоприятный материал для самовоспитания ребенка..." Такое определение роли учителя лишает ребенка помощи и руководства взрослых. Подобный взгляд на воспитание принято считать либеральным.(3;115-116)

Поиски совершенного типа воспитания, в котором бы оптимально сочетались бы лучшие стороны вышеперечисленных, пока не привели к вполне определенным результатам. Лучшие достижения в этом направлении связаны с так называемой вальдорфской педагогикой, педагогикой сотрудничества и др.

Суть этого направления в воспитании, которое можно назвать гуманистическим, выражена в следующем определении: правильно организованный процесс воспитания - это воспитательная деятельность, обеспечивающая совершенствование личностных качеств у воспитанников и у воспитателя. Иначе говоря, в этом случае нет воспитателей и воспитанников в общепринятом смысле этих понятий. И те, и другие - воспитываются, совершенствуются, воздействуя друг на друга и испытывая воздействия. (3, с 116) Но будет ли это влияние положительным или отрицательным, в условиях современной школы, никто не может предсказать. Именно это я и хочу выяснить в ходе своего исследования, а также то, чему же учатся дети у учителей и наоборот.

Вывод об особой перспективности гуманистического воспитания сделан на основе наблюдений за воспитанием в лучших семьях, где безграничная любовь к детям не слепа, где она сочетается с требовательностью к ним и с еще большей требовательностью к себе. На вопрос: "Кто научил вас быть такими добрыми и внимательными к детям?" - такие родители отвечают: "Наши дети". (3, с 116)

Надо отметить, что элементы каждого из всех четырех типов воспитания встречаются в работе любого преподавателя, лишь с разницей в соотношении. Доказано, что стиль работы учителей меняется с их возрастом: молодые учителя чаще прибегают к авторитарным методам воспитание с целью поддержать свой авторитет среди детей и, чем старше и профессиональнее учителя, тем реже они склонятся в сторону традиционных методов воспитания. Хотя этот выбор и его целесообразность различна в каждой конкретной педагогической ситуации. (1, с 44)

Моя работа посвящена процессу взаимного воспитания в современной школе. Актуальность этого исследования я вижу, прежде всего, в том, что наше общество переживает глубокий кризис, который в полной мере затронул и процессы, связанные с формированием подрастающего поколения. А именно и это является одной из основных "функций" педагога. И Д.И. Писарев утверждал, что "воспитать - значит приготовить к жизни".

Фраза "дети - наше будущее" наполняется в настоящее время особым смыслом. На наше общество ложится огромная ответственность за воспитание будущих граждан. Мы не имеем права ошибаться в выборе направления воспитательной работы, не должны слепо поддаваться соблазну следовать "модным" направлениям в педагогике, все должно быть рассчитано, и результат должен быть выверенным. Иначе, наши ошибки могут стоить нам очень и очень дорого. Ведь просчеты в воспитании очень сложно восполнить в более зрелом возрасте, поэтому не преувеличу, если скажу, что воспитание, сегодня, такая же важная задача, как и подъем экономики, защита государственных интересов и т.п.

Цель своего исследования я вижу в обобщении накопленного положительного опыта по рассматриваемой проблеме, в выявлении причин, которые в той или иной мере влияют на результаты воспитательной работы, в попытке выработки практических рекомендаций молодым педагогам по преодолению стереотипного мышления и штампов в своей работе.

Предметом моего исследования является современная школа. Сразу же хочу оговориться, что имею в виду не частные школы, не учебные заведения, работающие по уникальным программам, а "обычные" средние школы. Делаю свой выбор сознательно, потому, что считаю их наиболее показательными в плане возникающих трудностей во взаимоотношениях как между учителями и учениками с одной стороны, так и в коллективе учителей. На мой взгляд, обстановка в педагогическом коллективе существенно влияет на моральный климат в целом в школе.

Свою задачу в этой работе вижу в определении практических мер, которые бы позволили оздоровить отношения между участниками воспитательного процесса, в достижении пусть маленьких, но реальных успехов.

Для достижения поставленных задач и целей, а также для выяснения того, какова же роль учителя в современной школе и какие качества он способен воспитать в детях, я провела опрос среди студентов нашего колледжа (бывших учеников и будущих учителей).

Вот какие ответы они давали: *

1. Самое важное, чему я научился/лась в школе, это...  
Организованность, Пунктуальность 32%
Ответственность 29%
Коммуникабельность 27%
Уважение 21%
Отзывчивость, Усидчивость 14%
Самостоятельность 8%
Трудолюбие 5%
Другие: Лживость, лесть, патриотизм 2%
2. Учитель в школе нужен для того, чтобы воспитывать в детях...  
Уважение 35%
Трудолюбие 32%
Коммуникабельность 24%
Усидчивость 19%
Честность, Ответственность 14%
Терпение 9%
Самостоятельность 8%
Другие: сознательность, аккуратность 5%

* В опросе приняло участие 37 человек. Так как участники опроса предлагали несколько вариантов ответа, сумма в процентах превышает 100.

Какие же выводы можно сделать на основании полученных результатов?

Большинство опрошенных дали положительную оценку тем качествам, которые они приобрели в школе. И лишь незначительная часть (примерно 2%) отметили негативные моменты.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что представление о роли учителя близко к реальности.

Список литературы

  1. Арутюнян М.Ю. Учителя и ученики: два мира? - Издательство "Просвещение", 1992.
  2. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология. - Издательский центр "Академия", 1999.
  3. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. - Издательский центр "Академия", 2000.