Воспитание глазами студентов педагогического колледжа: Психолого-педагогический анализ

Автор: Немченко Юлия
Дата публикации: 19.11.2003

В своем выступлении я хочу познакомить вас с результатами исследований, которые проводились в Гатчинском педагогическом колледже среди студентов и среди учеников учебных заведений, в которых студенты проходят практику.

Целью исследований является анализ социологического опроса студентов. Основными вопросами были:

  1. Какие принципы должны быть ведущими в современном воспитании (исходя из реалий сегодняшнего дня)?
  2. Есть ли отличия в воспитанности учеников разных учебных заведений? (В частности, сравнивались ученики гатчинской школы-интерната и базовой школы нашего колледжа)

По этим вопросам проводился анализ результатов последних 5 лет (с 1997 г. по 2002 г.)

Чтобы ответить на 1-й поставленный вопрос, т.е. какими должны быть принципы современного воспитания, надо, как нам представляется, с одной стороны, оценить: каков на данный момент существует в обществе социальный заказ на работника воспитательной системы, чего общество, собственно, ожидает от него. О важности постановки вопроса именно в таком аспекте, в частности, говорится в работе Гершунского Б.С. "Менталитет и образование".

А с другой стороны, оценить: что на данный момент больше всего оказывает влияние на воспитательный процесс студента учебного заведения.

С социальным заказом, я думаю, вы все согласитесь, что все является более или менее ясно. Безальтернативным и общепринятым в обществе является курс на гуманизацию образования.

Хочу подчеркнуть, что целью исследования является взгляд на воспитание глазами студентов. Итак, в исследовании принимали участие студенты с 1 по 3 курс. Значимых отличий между взглядами студентов разных курсов и разных годов обучения (С 1997 по 2002 г.г.) не выявлено. Т.е. тенденция устойчивая для последних 5-ти лет. Итак, в среднем - 84% принявших участие в анкетировании считают, что на воспитание человека, в частности, студента, важное влияние оказывает семья и педагогический процесс в образовательном учреждении. Казалось бы, 2 разные сферы: семья и учебное заведение, но им студенты придают одинаково важную роль в процессе формирования личности человека. И лишь 12% - признают за значимыми в процессе воспитания складывающиеся жизненные обстоятельства быта и окружающей среды. Этот вывод очень важен для практической организации воспитательной работы (т.е. на что и через что (в частности, через семью) строить процесс воспитания студентов).

Для выяснения портрета личности современного студента, его ценностных ориентаций, мы предложили, в частности, в анкете поставить личную оценку, рейтинг таких понятий, как:

  • совесть человека,
  • религиозные чувства,
  • гражданственность, патриотизм,
  • любовь, сострадание,
  • забота о здоровье,
  • сотрудничество с коллективом,
  • творчество и самореализация.

Наиболее важными для себя студенты выбрали:

  • любовь и сострадание воспитателя (около 66%)
  • 48% - приоритетными выделили заботу о личном здоровье.
  • остальные показатели малозначимы и равновероятны.

Отсюда второй вывод для организации воспитательного процесса исходя из реалий сегодняшнего дня: для достижения идей гуманизации в воспитании надо, по всей видимости, больше внимания уделять гражданской направленности, воспитанию патриотизма, и, безусловно, повышению значимости для каждого студента - овладению профессиональными качествами. Поскольку эти важные категории и понятия не осознаются студентами как значимые.

И последнее, на чем хотелось бы остановиться. По данным А. Валлона и Л.С. Выготского, уровень нравственного развития соответствует уровню когнитивного, познавательного развития ребенка. Имея это ввиду, мы попытались найти различия или их отсутствие в уровне нравственного воспитания учеников Гатчинской школы-интерната и учеников базовой школы колледжа. Исследование показало, что для большинства детей школы-интерната (это 66%) характерен первый уровень нравственного развития, т.е. когда воспитанники действуют по образцу и примеру взрослых, повторяя их алгоритм поведения. Для большинства же детей базовой школы (это примерно 70% учеников) характерно проявление адаптивного поведения к окружающим обстоятельствам и соблюдение общепринятых традиционных норм. Различия значимые, но делать выводы пока ещё, наверное, преждевременно. Мы хотели бы проверить устойчивость этой тенденции. Поскольку вывод о том, что младшие школьники, обучающиеся в базовой школе, на целый уровень выше в своем когнитивном и нравственном развитии, чем их сверстники в школе-интернате, очень серьезен и ответственен.

Несмотря на то, что исследование этого вопроса мы еще продолжаем, тем не менее я хочу высказать гипотезу, что такое различие в нравственном развитии стало возможно как раз из-за того, что несмотря на то, что присутствует воспитательное воздействие в учебных заведениях, роль и значение семьи существенно различается в интернате и в обычной школе. Так что первое исследование среди студентов, о котором я говорила, наверное, дает часть ответов и на второе исследование среди школьников.

Список литературы

  • Гершунский Б.С. Менталитет и образование. - М., 1996.
  • Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. - М., 1997.
  • Макарова Т.Е. Содержание и методы обучения будущих учителей культуре педагогического диагностирования. Автореферат дисс. канд. пед. наук. - Самара, 1998.
  • Паршиков В.М. Организационно-управленческие условия подготовки специалиста в педагогическом училище. Диссертация кандидата педагогических наук. - СПб, 2001.
  • Управление развитием школы. Под ред. М.М. Поташкина, В.С. Лазарева. - М., 1995.
  • Шикова М.И. Мониторинг процесса воспитания школьника.