Сравнительная характеристика двух систем воспитания (на примере России и Бельгии)

Автор: Зарываева Марина, Смирнова Ксения
Дата публикации: 19.11.2003

Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, но выступает как субъект своего собственно формирования и развития.

Воспитание-процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющие формирование личности, нужной и полезной обществу.

Главная цель воспитания - формирование Личности, способной полноценно жить в новом демократическом обществе и быть полезной этому обществу.

Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое, религиозное воспитание. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание в детских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другое воспитание.

Воспитание, есть относительно самостоятельный процесс, имеющий ряд особенностей. Во-первых, необходимо уяснить, что воспитание - процесс целенаправленный. Воспитание становится эффективным, когда педагог специально выделяет цель воспитания или модель, к которой он стремится. Во-вторых, это процесс - многофакторный. При его осуществлении учитель должен учитывать и использовать огромное количество объективных и субъективных факторов. Многофакторность объясняет эффект неоднозначности результатов воспитания. В-третьих, огромную роль в воспитании играет личность педагога: его педагогические умения, черты характера, личные качества, ценностные ориентиры. В-четвертых, особенностью воспитательного процесса выступает его непрерывность. Воспитание, осуществляемое в ходе педагогического процесса, - это процесс систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников.

Система образования в Бельгии

За образование и воспитание в Бельгии отвечают французское, фламандское и немецкое сообщества. Обучение обязательное и бесплатное для всех детей в возрасте с 6 до 16 лет и в вечерних школах до 18 лет. Неграмотность практически ликвидирована. Половина бельгийских детей посещают частные школы, большая часть, из которых принадлежат католической церкви. Почти все частные школы получают государственные субсидии.

Первая ступень школьного обучения - шестилетняя начальная школа. Среднее образование, первые четыре года которого являются обязательными, разделяются в большинстве случаев на три ступени по два года. Около половины учащихся первой и второй ступеней получают общепедагогическую подготовку, художественное образование или проходят ремесленную или техническую подготовку; другие проходят общий курс обучения. Из последней группы около половины учащихся продолжают посещать высшую ступень средней школы, окончание которой дает право поступления в университет.

В Бельгии насчитывается 8 университетов. В старейших государственных университетах - в Льеже и Монсе- преподавание ведется на французском языке, в Генте и Антверпене- на нидерландском. Католический университет Лувена, старейший и самый престижный в Бельгии, и находящийся на частном содержании. Свободный университет Брюсселя до 1970 были двуязычными, но из-за участившихся конфликтов между фламандскими и валлонскими студентами каждый из них был разделен на самостоятельные нидерландско- и франкоязычные отделения. Французское отделение университета Лувена переехало в новый университетский городок возле Оттиньи, расположенного на "лингвистической границе". В колледжах и университетах страны в 1990-х годах обучалось около 120тыс. студентов.

Типы католических школ в Бельгии

Как уже было сказано, большая часть бельгийских школ принадлежит католической церкви. Католики считают, что право на воспитание и образование детей принадлежит их родителям, которые могут пользоваться помощью других организаций, и что подлинное образование включает образование религиозное. Для этой цели католическая церковь содержит школы всех уровней, прежде всего в тех странах, где в программы государственных школ не включены религиозные дисциплины. Католические школы бывают понтификальными (папскими), епархиальными, приходскими или частными; часто преподавание поручается членам религиозных орденов.

Система воспитания в бельгийской школе Sint-Lodewijks college

Sint-Lodewijks college- частная школа и находится под покровительством католической церкви. Поэтому воспитание детей в этой школе основывается на религиозных ценностях.

Коллектив педагогов данного колледжа, придерживается мнения, что воспитание ребенка зависит от его родителей. Ведь правильно говорят: "Яблоко от яблони не далеко падает". Но, также, немало важную роль в жизни ребенка играет и школьное воспитание.

Когда дети попадают в школьную среду, им стараются привить такие качества как: милосердие, доброта, искренность и уважение к старшим. Их учат заботиться о бедных, малоимущих людях, учат уважать не только своих близких, но и людей в независимости от их материального положения и расы. Главная цель, к которой стремятся педагоги Sint-Lodewijks college-это воспитание как можно более коммуникативно-развитого и культурно образованного поколения.

Также учителя считают, что в их обязанности входит не только воспитание и обучение детей, но и развитие их творческих способностей. Для этого они организуют вместе с учениками различные кружки и клубы, связанные с творческой деятельностью, где ребята могут проявить свою творческую натуру. Каждый ученик может выбрать кружок или клуб по своему желанию. Большой популярностью среди учащихся пользуются следующие клубы: клуб актерского мастерства, клуб молодых поэтов, клуб вокала и игры на музыкальных инструментах, кружок рукоделья.

Педагоги заинтересованы в том, чтобы учащиеся Sint-Lodewijks college изучали культуру не только родной страны, но и стран Европы и мира. Для этого они заключают контракты с учебными заведениями той или иной страны, и учащиеся ездят друг к другу по обмену, где они живут в семьях. Для них разрабатывают специальную, культурную программу и программу ознакомления с учебными заведениями страны.

В каждом классе Sint---Lodewijks college существует два ответственных лица, которые отвечают за порядок в классе. Если возникает какая-нибудь проблема, то представители от каждого класса собираются вместе с учителями и решают ее, а также вопросы, касающиеся улучшения взаимоотношений между студентами и студентами и учителями. Еще учащиеся высказывают свои предложения по улучшению комфортности обучения.

Кроме того, в колледже существует такая организация как "Президиум", куда входят 3 различные группы: социальная группа, школьная газета, группа по организации культурного досуга. Представители от каждой из этих групп собираются еженедельно после уроков и отчитываются о проделанной работе.

Выводы

1. Первое, что нужно отметить - это отсутствие детских садов в Бельгии, вместо этого дети с раннего детства (с 2,5 лет) посещают школу. Обучение здесь строится в большей степени на наглядности. В каждом классе работает один, постоянный воспитатель, он имеет индивидуальный подход к каждому ученику. Он прививает детям такие качества как: аккуратность, умение работать в группе, проявлять уважение к сверстникам, ответственность за свою деятельность. Эта школа находится отдельно от старшей школы. Здесь имеются специально оборудованные кабинеты для проведения занятий, игровые комнаты, компьютерные классы, столовая, спортивный зал.

2. Еще одна немало важная деталь, отличающая бельгийских подростков от российских то, что они могут сами организовать свой досуг. Почти каждый второй студент, состоит в каком-нибудь молодежном движении. Члены этой группы собираются каждый выходной в специально отведенном помещении. Там они отдыхают, разговаривают, проводят различные игры и соревнования. Во время каникул они часто выезжают на природу, где устраивают соревнования между несколькими молодежными движениями. Как правило, во многих бельгийских городах студенты посещают ночные клубы и бары только по выходным дням. В будние дни они занимаются только обучением.

3. И последнее, что хотелось бы сказать, в Бельгии законы позволяют подросткам начинать работать уже с 15 лет, и они могут обеспечить себя деньгами на мелкие расходы, не прося их у родителей. Большая часть студентов устраивается на работу в качестве нянек, другие подрабатывают в кафе и барах официантами.

Система образования в России

Подготовка подрастающего поколения к жизни и осуществление тех целей и задач, которые выдвигаются обществом в области воспитания, немыслимы без соответствующей образовательной системы.

Сегодня система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих;

  • государственных образовательных стандартов образовательных программ;
  • сети образовательных учреждений;
  • органов управления образованием.

Все образовательные программы в Российской Федерации подразделяются на общеобразовательные и профессиональные.

Общеобразовательные программы направлены на формирование общей культуры подрастающего человека, его адаптацию к жизни в обществе и создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ:

  • дошкольного образования;
  • начального общего образования (1-4 классы);
  • основного общего образования (5-10 классы);
  • среднего (полного) общего образования (10-11классы).

Профессиональные программы предназначены для подготовки специалистов соответствующих квалификаций путем последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня обучающихся. К профессиональным относятся образовательные программы:

  • начального профессионального обучения;
  • среднего профессионального обучения;
  • высшего профессионального обучения;
  • послевузовского профессионального образования.

Кроме основных образовательных программ в образовательных учреждениях могут реализовываться дополнительные образовательные программы (факультативы, курсы по желанию родителей и детей, программы дворцов детского творчества.

Образовательные учреждения. Прямыми задачами образовательного учреждения являются обучение и воспитание учащихся.

К образовательным относятся учреждения следующих типов:

  1. Дошкольные.
  2. Общеобразовательные (начального, основного и среднего общего образования).
  3. Профессиональные (начального, среднего, высшего и полувузовского профессионального образования).
  4. Дополнительного образования (детей, взрослых).
  5. Специальные (коррекционные) для обучающихся с отклонениями в развитии.
  6. Учреждения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
  7. Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

К числу образовательных учреждений относятся детские сады. Для них главной задачей является обеспечение содержания и воспитания. Если в школе главной задачей выступает обучение, то в детском саду основная задача-воспитание.

Таким образом, образовательным учреждением можно назвать только то учреждение, которое решает эти две задачи одновременно. Поэтому образовательным называется учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и обеспечивающее содержание, и воспитание обучающихся, воспитанников.

По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций).

Кроме этих, утвержденных официально, в России образуются и действуют и другие виды общеобразовательных учреждений. Широкое распространение получили такие виды, как воскресные школы, авторские школы, учебные комплексы " детский сад-школа" и др.