Проблема диагностики эффективности воспитанности как трагикомическая проблема современного образования

Автор: Харьковская Евгения Аркадьевна
Дата публикации: 19.11.2003

Первый трагический аспект проблемы определяется тем, что основной вопрос диагностики: "как измерять?" - жестко связан с вопросом "что измерять?".

Второй трагический аспект проблемы определяется тем, что на вопрос о целях воспитания в системе образования отвечает или должно отвечать государство, для которого характерна изменчивость.

Третий трагический аспект проблемы определяется тем, что вопросы государственной важности имеют тенденцию превращаться в государственную тайну.

Трагедийные аспекты проблемы диагностики воспитания гармонично сосуществуют с комическими аспектами.

Первый комический аспект проблемы определяется тем, что, несмотря на все вопросы, процесс воспитания идет своим чередом.

Второй комический аспект проблемы состоит в том, что наука через пробы и ошибки, путем постепенного приближения все-таки измеряет то, что не знает.

Попытаемся раскрыть выше сформированные положения.

Сначала краткий экскурс в историю воспитания как государственной проблемы. Воспитание всегда зависело от задач, которые ставились обществом. Процесс секуляризации образования в России начался с реформ Петра I, светское образование тогда получали очень немногие, перед педагогикой стояла задача подготовки человека к определенной служебной деятельности.

Во второй половине XIX века образование становится доступным для всех слоев населения. Цель населения - формирование всесторонне развитой высоконравственной личности. Нравственное воспитание, с точки зрения Ушинского, ведущего педагога того времени, - подготовка деятельного, проникнутого чувством общественного долга гражданина своего отечества.

К началу XX века выдвигается новый принцип воспитания - уважение к личности ребенка. Ведущие педагоги этого периода рассматривали нравственное чувство как одно из проявлений эмоциональной жизни ребенка, поэтому основная задача воспитания - стимулировать к переживанию различных эмоций, а также тонкое интеллектуальное развитие.

Революция 1917 года положила начало "новой" педагогике, в основе которой лежит научно-материалистическое мировоззрение, главная цель - воспитание трудовых навыков.

К середине XX века идеологической задачей государства стало построение коммунизма. Цели воспитания определялись как формирование коллективизма, интернационализма, демократизма. Обязательным условием формирования всесторонне развитой личности объявляется трудовое воспитание.

Конец XX века ознаменовался перестройкой. На развалинах СССР возникло государство, провозгласившее демократические принципы общественной жизни. Основным принципом образования стало личностно-ориентированное воспитание. Развитие рыночной экономики определило социальный заказ: необходимость воспитания самостоятельной, инициативной, умеющей сотрудничать с другими личности.

В настоящее время можно говорить о новой "парадигме" государственного воспитания. (Таким образом, мы подошли к третьему трагическому моменту проблемы диагностики).

Современный этап развития российского общества характеризуется становлением олигархической экономики азиатского типа (обоснование оставим специалистам), отсутствием четкой идеологии, наличием декларируемых и реально пропагандируемых ценностей. Так, если в системе государственного образования провозглашается важность гуманистических ценностей, то средства массовой информации рекламируют накопительство, индивидуализм, жесткость, развивают культ "сильной личности", воспитывают человека, смысл жизни которого - получение удовольствия (Хлеба и зрелищ). Таким человеком легко управлять. На последнем совещании по гражданской обороне заявлено о необходимости развития "личности безопасного типа".

Вторая особенность современного воспитания является с точки зрения О.Е. Лебедева, общемировой. "Ведущей общемировой тенденцией общественного развития считается скорость перемен, происходящих в обществе. Современный мир предстает как быстро меняющийся мир: изменения происходят во всех сферах жизни, охватывая и область базовых ценностей. Прогнозирование изменений, которые могут произойти в течение жизни одного поколения, оказывается невозможным. В этой ситуации школа должна готовить детей к жизни, о которой сама школа не имеет ясного представления".

Еще одной особенностью сегодняшнего образования является то, что государство, объявляя приоритет развития системы образования, не выполняет обязанности по ее материальному обеспечению. "На практике нередко существует разрыв между требованиями к системе образования и ее ресурсным обеспечением".

В этих условиях, вопрос "что воспитывать" действительно превращается в тайну и поэтому вполне логично выглядит уход от проблемы воспитания, который демонстрируется в работе ведущих педагогов Санкт - Петербурга "Образовательные результаты".

Безусловно, воспитание как задача образования не может совсем не упоминаться в работе с таким названием, но она именно только упоминается на первых страницах, а затем размывается в конкретных способах оценки результатов образования вплоть до полного исчезновения. Так на странице 21 дается современное определение воспитанности. "Воспитанность предполагает знание (например, норм поведения) или мировоззренческой проблемы), убежденность в истинности этого знания (т. е. положительное отношение к ним), а также выражение этой убежденности в поведении человека, в его деятельности". На странице 54 вспоминается, что одной из ведущих деятельностей подростка является "становление определенной системы жизненных ценностей человека". Но на странице 56 среди двадцати одного проявления функциональной грамотности называется только два, имеющих отношение к мировоззрению: "этическая грамотность" и "ориентация в ценностях мировой и отечественной культуры".

Основная идея новейшей педагогики сводится к тому, что результатом образования является умение использовать знания в практике, умение овладевать средой, т.е. в процессе образования (воспитания) формируется способ деятельности, а не ее направленность.

Отдельные образовательные учреждения по-разному приспосабливаются к современной общественной ситуации. В нашем колледже также нашли отражение все перипетии современного развития государственного воспитания.

Новейшая история проблемы началась с концепции "Воспитание петербуржца". Критерием эффективности воспитания в рамках этой концепции является знание Петербурга, его культурных традиций, его истории. Затем мы развивали личностно-ориентированную парадигму воспитания, создавали условия для развития личности. Критерием эффективности воспитания являлись показатели развития личности в процессе обучения, получаемые при помощи специально разработанной батареи тестов. Следующий этап связан с необходимостью развития конкурентоспособной, самостоятельной, творческой личности. В качестве одного из критериев эффективности этого процесса использовались оценки умений, относящихся к исследовательской культуре студентов.

В этом году предпринята попытка оценить уровень развития функциональной грамотности по методике, предложенной О.Е. Лебедевым.

Можно отметить некоторую эклектичность нашей системы воспитания, но для современных условий это далеко не самый плохой вариант. Мы "попробовали" несколько подходов и ставим в настоящее время задачу осмысления, конкретизации, формирование своего подхода к проблеме воспитания (если позволят).

Первый трагический момент проблемы диагностики определяется тем, что вопрос о результатах воспитания связан с вопросом о целях воспитания, - и он остается открытым в теоретико-методологическом плане, во всяком случае, в рамках светской педагогики.

"В педагогической теории и практике встречаются 3 вида целей воспитания: представление о желаемых качествах поведения школьника; представления о том или ином желаемом наборе черт личности; представления о желаемых характеристиках глубинных качеств личности (образа "Я", личностных смыслов и т.п.).

Поведенческие цели - воспитание вежливости, аккуратности, дисциплинированности и т.д. как частная задача вполне конструктивна. С точки зрения бихевиоризма это единственно возможная задача обучения.

Наиболее распространенный путь - второй. В классических работах по воспитанию приводятся разнообразные списки желаемых качеств. Как показано выше, этот список варьирует с изменением общественной ситуации. "Какого-либо консенсуса по вопросу об общественно-личностных идеалах пока не предвидится". Возможности разностороннего развития личности обосновываются в гуманистической психологии.

Наиболее сложно обстоит дело с изучением развития глубинных качеств человека, его потребностно-мотивационной сферы, в частности, потребности в самоактуализации, любви, осознании смысла жизни. Особенности развития этой сферы личности изучаются, прежде всего, в экзистенциальной психологии.

Развитие мотивационно-ценностной сферы человека является сутью воспитания. И именно этот аспект воспитания наименее диагностичен.

Необходимо отметить еще один трагический момент, связанный с вопросом о сущности и целях воспитания.

"В воспитании различаются два направления - социализация и индивидуализация. Социализация - это овладение социальными ролями и навыками...

Индивидуализация - процесс и результат взросления, созревания человека. Ее стратегическая задача - собрать личность воедино, выработать четкую самоидентичность, реализовать в целостной личности все индивидуальные задатки. Проблемы индивидуализации связана с борьбой против давления общества, за обретение внутренней свободы".

Процесс индивидуализации в настоящее время диагностике не подвергается.

Что же позволяет сохранять оптимизм при осмыслении проблемы оценки эффективности воспитания?

Первым комическим моментом является то, что, несмотря на все научно-практические трудности (можно сказать традиции) процесс воспитания не останавливается. В то время, когда система целенаправленного, в частности, государственного воспитания находится в руинах, стихийное, нецеленаправленное воспитание продолжает развиваться и приобретает особую важность.

Развитие это определяется тем, что, во-первых, человек не может не развиваться. В нем заложена потребность к самоактуализации, потребность в любви, красоте. Душа тянется к прекрасному, как растение тянется к солнцу.

Во-вторых, человек не может не социализироваться. Он погружен в культурно- историческую среду и усваивает ценности этой среды.

В.В. Розанов выделял 3 культуры, которые как "фокусы" собирают ценности и являются "точками роста" для личности: это культура античной цивилизации, христианского спиритуализма и естественнонаучного мировоззрения. Каждый вырабатывает свой образ человека.

В-третьих, главным принципом хорошего образования (воспитания) всегда был и остается принцип индивидуализации (об этом говорит В.В. Розанов). Этот принцип фиксирует положение, что воспитание всегда происходит через личностное взаимодействие ученика и учителя (наиболее ярко этот принцип соблюдается в семье, но состояние современной семьи - это отдельная трагедия). Хочет того учитель или не хочет, он передает своим ученикам те ценности, которые разделяет сам, те особенности поведения, которыми владеет сам.

В этой связи нами проведен небольшой эксперимент - опрос, в ходе которого группа наших преподавателей (13 человек) ранжировали качества, присущие идеальному ученику (список состоял из 12-ти качеств).

Был выявлен следующий рейтинг качеств: самостоятельность - 1 место, обучаемость, активность, исполнительность, дисциплинированность, моральная нормативность, прилежание, общительность, независимость, терпимость, доброжелательность. Обаяние.

Отметим, что мы воспитываем в наших учениках, прежде всего, самостоятельность, активность и это отражает запрос времени.

Вторым комическим моментом, внушающим оптимизм при анализе проблемы диагностики воспитания, является то, что накоплен большой методический опыт, позволяющий оценить поведение, личностные особенности человека, в меньшей степени, его ценностную ориентацию.

Разработаны принципы и правила диагностической деятельности. Например, в новейшем издании методических рекомендаций названы следующие положения:

  1. При выборе критериев изучения эффективности необходимо использовать системный подход.
  2. Диагностика результатов развития личности является главным содержанием деятельности по определению эффективности воспитательного процесса.
  3. Диагностика изменений ситуации развития ребенка в течение нескольких лет, а не одноразовые срезы, должна лежать в основе выводов.
  4. В ходе диагностики необходимо определить наиболее эффективные средства организации воспитательного процесса.
  5. Оценочно-результативный компонент воспитательной деятельности в конкретном учебном заведении должен обладать идентичными, особенными и общими чертами.
  6. Диагностический материал не должен быть громоздким, но должен обладать надежностью.
  7. Необходима максимальная включенность педагогов в диагностический процесс.
  8. Процесс изучения эффективности воспитательной деятельности не должен причинять вред испытуемым.

Хорошо сделанная диагностическая работа, построенная с учетом вышеизложенных принципов и использованием самых современных методик, в то же время, предполагает понимание, что диагностика носит достаточно условный характер и только слегка касается глубинных аспектов воспитания личности.

Список литературы

  1. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Под редакцией Е.Н. Степанова. - М., 2000.
  2. Дворецкая М.Я. Святоотеческая психология. - СПб., 2000.
  3. Образовательные результаты. Под редакцией О.Е. Лебедева. - СПб., 1999.
  4. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. - М., 1996.
  5. Соколова Н. Христианская перспектива в образовании и воспитании. - СПб., 2001.