Эффективное кураторство: факторы и методы

Автор: Самойленко Ирина Геннадьевна
Дата публикации: 19.11.2003

Для педагогической деятельности необходимо, чтобы, во-первых, воспитатель знал своего воспитанника вдоль и поперек и чтобы, во-вторых, между воспитателем и воспитанником существовало полное доверие.
Д.И. Писарев.

Известный отечественный психолог П.П. Блонский считал отношение учителя к ученику основным критерием его профессиональности. Чем лучше педагог знает учащегося, тем легче увидеть его возможности. Знание ученика - сложнейшая наука, а применение этих знаний на практике - высокое искусство, требующее самоотдачи, творчества, собственных решений, это умение понять и принять студента таким, какой он есть. Следовательно, работая с группой, куратор должен ставить перед собой следующие задачи:

  1. Изучить личности обучающихся, их склонности, интересы с целью оказания помощи в развитии и самоопределении.
  2. Знать своих воспитанников, наблюдать, фиксировать, помнить и учитывать изменения, которые с ними происходят.

Сергеева В.П. выделяет основные направления деятельности куратора:

  • Изучение личности студента в соответствии с имеющимися методиками, учитывая мнения учителей, работающих в группе;
  • Организация учебной работы;
  • Коррекция в воспитании студентов;
  • Организация творческих дел в других учебных заведениях с привлечением отдельных студентов группы;
  • Работа с родителями.

Остановимся более подробно на каждом из направлений.

Работу с группой следует начать с диагностики. К методам начальной диагностики относят - опрос, анкетирование. Анкета позволяет изучить индивидуальные и личностные особенности, получить информацию о ценностных ориентациях студентов. Информация, полученная в результате диагностики, помогает куратору быстро, точно и с минимумом ошибок строить свою работу, совершенствовать стиль отношений с учащимися. Диагностика выполняет роль экспресс-информации и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.

Цель диагностики:

  • Выявить те природные задатки студента, которые лучше всего будут развиваться в дальнейшем в профессиональные способности.
  • Помочь студентам обрести социально-ценные, нравственные отношения к окружающим людям, себе.

Вот данные, выявленные в результате анкетирования студентов кураторской группы первого курса.

Кружки  
Музыкальные 29,4%
Танцевальные 29,4%
Театральные 11,7%
Худ. Школа 11,7%
Аэробика 5,8%
Увлечения  
Слушать музыку 29,4%
Рукоделие 14,7%
Посещение театров 14,7%
Литература 26,4%
Посещение музеев 8,8%
Качества - Ценишь  
Доброта 61,7%
Понимание 35,2%
Отзывчивость 23,5%
Качества - Хочешь развить  
Уверенность в себе 14,7%
Терпимость 11,7%
Общительность 11,7%
Усидчивость 5,8%

Огромное значение при работе со студентами имеет профориентационная работа. В основе ее лежит глубокое изучение личности студента, его ориентаций, мотивов, таким образом, самопонимание. Благодаря самопониманию, студентов можно подвести к правильному выбору.

Для получения информации, при помощи которой студент начинает понимать себя, можно провести анкету "Ориентир", разработанную Степановым А.Н. и Бендюковым М.А.

В результате анкетирования студентов 1 курса получены данные, представленные в таблицах:

Хочу

Человек - человек 32,0%
Человек - техника 5,8%
Человек - знаковая система 8,8%
Человек - художественный образ 55,8%
Человек - природа 23,5%
Исполнитель 55,8%
Творческий 35,8%
Активность 64,7%

Могу

Человек - человек 79,4%
Человек - техника 2,9%
Человек - знаковая система 2,9%
Человек - художественный образ 20,5%
Человек - природа 14,7%
Исполнитель 41,1%
Творческий 58,9%
Уверенный в своих силах 58,9%

Вывод: 2/3 группы достаточно уверенны в своих силах, проявляют активность для достижения поставленных целей. Удивляет то, что предпочтение отдается типу профессии "Человек - художественный образ" и только 30% "Человек-человек".

Диагностика позволяет индивидуально поработать с каждым студентом, дать совет по профессиональному самовоспитанию, по необходимости поработать и с родителями.

Соответствующие диагностические карты дают куратору информацию, которая необходима в планировании учебной и воспитательной работы в группе.

Студенту результаты исследований должны помочь осознанно, объективно, правильно оценить себя и найти эффективные формы самосовершенствования.

Второе направление работы - организация учебной работы учащихся.

Педагог-куратор определяет круг реальных учебных возможностей ученика, изучает особенности учебной деятельности группы в целом.

На основе исследования учебной мотивации и отношения к учебным предметам, куратор совместно с педагогами - предметниками определяет методы, приемы и формы индивидуальной работы со студентами, организует консультативную помощь семье в данном направлении.

Получены следующие результаты диагностики:

Студент приходит в колледж для того, чтобы...

  1. изучать что-то новое, интересное 54,5%
  2. пообщаться с друзьями 50,0%
  3. заниматься интересными предметами 31,8%
  4. весело провести время 13,6%
  5. не огорчать родителей 13,6%

Домашнее задание студент делает так...

  1. самостоятельно 59,0%
  2. от случая к случаю 45,4% !!!
  3. обращаюсь за помощью к взрослым 36,3%
  4. под контролем родителей 4,5%

Для того чтобы хорошо учиться, нужно...

  1. иметь интерес к предмету 81,8%
  2. иметь способность к предмету 54,5%
  3. хорошо работать на уроке 22,7% !!!
  4. иметь хорошие отношения с педагогом 18,0%
  5. уметь списывать 18,0%

Когда я получаю плохую отметку, то...

  1. стараюсь исправить в ближайшее время 54,5% !!!
  2. стараюсь исправить на следующем уроке 31,8%
  3. стараюсь тут же ее исправить 18,1%

Вывод: выделяется группа студентов, для которых важны знания, получаемые в колледже и общение со сверстниками, но есть процент студентов, у которых не сформирована мотивация учения.

Наша задача внушить студентам, что развитое умение учиться - сложная, но доступная, неврожденная способность, надо только очень стараться: развивать волевые качества, способность к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.

Следующее направление - коррекция в воспитании студентов можно осуществить через методику изучения воспитанности: "Какие качества я в себе вырастил?", описанную Дереклеевой Н.И. Цель этой методики: определить изменения, происходящие в личности студента в течение 1,5 лет учебы в колледже.

Получены следующие результаты:

Вырастили в себе следующие качества:

  • Умение при необходимости работать самостоятельно без посторонней помощи 95,8%
  • Умение работать вместе с товарищем, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других 95,8%
  • Умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве 95,8%

Следует отметить, что над некоторыми умениями следует еще работать:

  • Умение организовать свой труд 54,1%
  • Умение беречь время 54,1%
  • Умение планировать работу 54,1%

Из данного исследования можно сделать вывод: личность студента формируется теми условиями, в которых он живет, учится, и теми отношениями, которые у него складываются с окружающими людьми.

Хочется сказать, что диагностика осуществляет обратную связь, показывает, насколько удачно развивается учебный и воспитательный процесс, какие нужны изменения, коррективы.

Четвертое направление работы - организация творческих дел в других учебных заведениях с привлечением отдельных студентов группы. На этом направлении хочется остановиться более подробно.

Еще на первом курсе (2001-2002 учебный год) активная часть студентов вступила в Региональную Общественную Организацию "Взгляд в будущее", где выступили в качестве волонтеров. На базе колледжа проводились комплексные профилактические и просветительские работы, реализуя принцип "равный-равному". Сейчас этот принцип признан во всем мире. Студенты убеждали своих сверстников вести здоровый образ жизни. Получив подготовку в колледже, студенты проходили стажировку в школах города Санкт-Петербурга. После чего им были выданы сертификаты, дающие право работы по программе профилактики поведения высокой степени риска "Стиль-2000 - здоровый выбор".

В этом учебном году мы решили попробовать свои силы, участвуя в программе "Соревнование классов, свободных от курения". Цель соревнования: предотвратить или, по крайней мере, отсрочить начало курения среди подростков. Соревнование проводится Северо-Западным Общественным Советом по проблеме подросткового курения, при организованной поддержке Санкт-Петербургского Университета педагогического мастерства и НП "Центр содействия здоровью".

"Витоград". Программа поддерживается Комитетом по Образованию Администрации Санкт-Петербурга.

Наши студенты выступают в качестве кураторов в специальной (коррекционной) школе № 370 Московского района. Их задача состоит в следующем: научить ребят поддерживать друг друга, сопротивляться негативному социальному давлению, самостоятельно принимать решения, видеть преимущества отказа от курения и ценности здорового образа жизни.

Еще один важный этап в нашей работе - шефство над детским домом "Благодать". Группа ребят в составе 14 человек один раз в неделю посещают ребят, ведут кружки: ИЗО, ритмики, занятия по чтению, помогают при выполнении домашнего задания и, самое главное, готовят Новогоднее представление. Ценно то, что студенты увлеченно и с интересом выполняют эту работу.

Студенты любят, когда им доверяют самостоятельно что-то сделать или, тем более, отвечать за какой-то вид деятельности. Доверие повышает их самоуважение. Они гордятся новым положением как очевидным показателем приближения к статусу самостоятельного взрослого человека.

И последнее направление - работа с родителями. Координация воспитательных действий с родителями осуществляется через личное общение, родительские собрания.

В сегодняшних условиях хорошо построить работу с группой без предварительной работы с семьей нельзя. Ведь семьи, из которых приходят в колледж студенты, неоднородны. В них различный материальный достаток, разное отношение к детям, разные условия для развития, разные нравственные устои.

При встрече с родителями куратору группы следует ответить на вопросы:

  • Что хорошего я могу сказать о студенте?
  • Что меня тревожит, беспокоит в студенте?
  • Каковы причины данного явления?
  • Какими путями и средствами, с помощью каких методов и форм можно устранить негативные явления?

Выработка общих подходов, общей стратегии и тактики деятельности учителя - куратора и родителей.

При работе с родителями следует соблюдать следующие условия:

  • Не поучать, а советовать
  • Нельзя вести разговор в агрессивном тоне
  • Желательно вести беседу при студенте, выбрав щадящую для него форму и содержание.

Важное место следует отвести письменному обращению куратора к родителям. Такое обращение имеет глубокий психолого-педагогический смысл. Существуют разные формы обращения, например:

  • благодарность за хорошее воспитание дочери (сына)
  • врученная на родительском собрании письменная характеристика учебных успехов (неуспехов) студента с психолого-педагогическим анализом и советами, как организовать помощь студентам дома.

В теснейшем взаимодействии педагога-куратора и семьи можно рассчитывать на успех столь важного дела как воспитание достойного человека, достойного во всех отношениях и как педагога-профессионала, и как гражданина своего отечества в лучшем понимании этого слова.

Таким образом, личность студента формируется под воздействием многочисленных факторов: среды образовательного учреждения, семьи, социально-культурологической среды и т.д.

Роль системы образования чрезвычайно высока в воспитании подрастающего поколения, особенно значима роль учителя-куратора, который должен:

  1. Хорошо знать своих воспитанников;
  2. Быть хорошим организатором;
  3. Уметь своевременно оказывать студенту помощь, поддерживать его;
  4. Уметь работать с родителями.

Вся деятельность куратора должна быть направлена на:

  1. Приобретение студентами социально-ценностных, нравственных отношений с окружающими людьми.
  2. Понимание студентами себя.
  3. Развитое умение студентами учиться.
  4. На применение учащимися своих знаний на практике.